Сравнение результатов анализа ранних воспоминаний и сценарных вопросников
В анализе ранних воспоминаний и сценарных вопросников можно проследить некоторые общие аналогии, позволяющие определить жизненные стратегии человека. Так, многие ответы, которые дала А в сценарном вопроснике, находят свое отражение в ранних воспоминаниях. На вопрос: помните ли вы свои детские решения никогда больше так не делать или не испытывать такое чувство, А отвечает: «никогда без совместного решения с родителями не приглашать к себе гостей на день рождения». Это тот проступок, который А описывает в своем раннем воспоминании «Мой День рождения». Также с помощью сценарного вопросника мы узнаем, что А знает, что после ее проступков всегда следуют негативные последствия. Но так же знает то, что если будет упорно трудиться, то обязательно получит вознаграждение. Стиль жизни А выражается в формулах: «Я не повторяю своих ошибок» и «Я извлекаю уроки из своих ошибок». Так же воспоминания А позволили определить позитивное восприятие себя и окружающего мира у А, что связано со сценарной позицией: «Меня все любят, и я тоже всех люблю». На основе воспоминаний С были получены следующие формулы жизненного стиля: «Жить – значит принимать помощь других людей», «Жизнь - это неудачи, но всегда находиться кто-то, кто мне поможет», «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить». В ответах сценарного вопросника находится подтверждение этих формул. Так, во сне С присутствует «кто-то», кто помогает, кто заботится о С, это своего рода Мудрец, Конек-горбунок, который живет в сознании С. Любимым героем С был Конек-горбунок. Так же интересно сравнить жизненный стиль: «Жизнь – это страдания, которые надо стойко переносить» и формулу сценарного выигрыша: «Моя жизнь была достаточно тяжелой и долгой, я достаточно себе запрещала, теперь я могу умереть». Очевидно, что они содержат в себе один и тот же смысл. Воспоминания И позволили прийти к таким формулам жизненного стиля: «Жить – значит чувствовать вину за свои поступки», «Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других», «Жить – значит постоянно себя контролировать». Каждая из этих формул находит свое подтверждение в ответах сценарного вопросника. Так, «Жить – значит чувствовать вину за свои поступки» подтверждается сном И, в кокором она чувствует вину за свой поступок. «Жить – значит испытывать вину за несоответствие ожиданиям других» говорит о том, что И была не запланированным ребенком. Она часто любит повторять: «Опять я не вовремя». И испытывает вину за свою жизнь, вину за то что доставляет одни неприятности. Формула «Жить – значит, постоянно себя контролировать» подтверждается тем, что И говорит, что на нее люди смотрят оценивающе и поэтому она делает все возможное, чтобы выглядеть хорошо и вести себя «правильно, что бы никто ничего не подумал». Заключение В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные сравнительному анализу формирования жизненных стратегий в концепциях А.Адлера и Э.Берна. Была дана характеристика концепции стиля жизни в теории А.Адлера и представлении о жизненном сценарии в теории Э.Берна. Был проведен сравнительный анализ формирования жизненных стилей в концепциях А.Адлера и Э.Берна. Используя метод ранних воспоминаний, были определены стили жизни трех человек. А также с помощью сценарного вопросника Э.Берна были выявлены жизненные сценарии исследуемых. В результате проведенного исследования гипотеза о том, что метод ранних воспоминаний А.Адлера и анализ сценарного вопросника Э.Берна позволяют прийти к одинаковым результатам в определении жизненной стратегии человека, была подтверждена частично. Берн считает, что проблема сценария – решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека. В то время как Адлер пишет, что «ранние воспоминания - это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитее. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они рассказывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая». [1, с.91] Изучение ранних воспоминаний помогает увидеть ситуацию в истинном свете. Проведя сравнительный анализ основных положений, касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни, в концепциях А.Адлера и Э.Берна, не вызывает сомнения вывод, что оба автора рассматривают человеческую судьбу не как нечто экзистенциальное и неподвластное человеку, а как жизненный план, обусловленный родительским программированием и формирующийся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве. С одной стороны, при сравнении результатов анализа ранних воспоминаний и ответов сценарного вопросника можно увидеть ряд аналогий. Но с другой стороны, метод анализа ранних воспоминаний обладает более узкой целью, которая заключается в определении жизненного стиля человека. Очевидно, что сценарный вопросник Э.Берна дает более полное представление о жизненных стратегиях личности. Стиль жизни у Адлера, это своего рода структурный элемент жизненного сценария в концепции Э.Берна. Стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. [6, с.46] Сценарий – жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе.[2,с.572] Такие определения дают сами авторы терминов «стиль жизни» и «сценарий». Подводя итоги, можно сказать, что цель данной работы (проведение сравнительного анализа и выявление наличия связи в представлениях о формировании жизненного стиля (жизненного сценария) в концепциях А.Адлера и Э.Берна) была достигнута. Список использованной литературы: 1. Адлер А. Наука жить/ пер. с англ. и нем. – К.: Port-Royal, 1997. – 288 с. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 576 с. 3. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. – 272 с. 4. Коломієць В.О. Як виконувати курсову работу. Метод. посібник для студ. вищ. навч. закл. – К.: Вища шк., 2003 – 69 с. 5. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание третье, дополненное. – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ - М», 2002. – 512 с. 6. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс „неполноценности” и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: ГУ, 1993. – 151 с. 7. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Бурлачук, С.Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 8. Стюарт Й., Джойнс В. Основи ТА: Транзакційний аналіз: Пер. з англ. – К.: ФАДА, ЛТД, 2002. – 393 с.: іл. 9. Теории личности/ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 10. http://www.planetpsych.com/ 11. http://www.grohol.com/ 12. http://www.psychology.ru/ 13. http://www.people.nnov.ru/
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |