Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению
Тема: Животный мир планеты Земля. Работа с детскими книгами о животных. Цели: Дидактические: 1) создать условия для расширения читательского кругозора учащихся через знакомство с творчеством писателей Евгения Ивановича Чарушина, Ивана Андреевича Куприна, Константина Паустовского, Виталия Бианки на материале их рассказов о животных; 2) содействовать закреплению и систематизации знаний о живой природе планеты Земля через работу с энциклопедической литературой; 3) способствовать познанию учащимися особенностей поведения диких и домашних животных и отношений человека с животными. Развивающие: 1) стимулировать развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; 2) развитие навыков осознанного, выразительного чтения; Воспитательные: 1) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера. Оборудование: книги о животных различных авторов, энциклопедии о животных, иллюстрации – фотографии животных. ХОД УРОКА I. Оргмомент Стимулирование учащихся на активную учебную деятельность Учитель: Я начинаю наш урок, Надеюсь, он пойдет вам впрок. Вы на уроке многое поймете, И разум свой, конечно, разовьете – Какие цели вы ставите перед собой на нынешнем уроке? Примерные ответы детей: – Хочу получить новую информацию о животных. – Желал бы познакомиться с новыми авторами, которые писали книги о животных – Мне интересно прочитать книги, которые написали наши ребята. – Хочу поделиться с ребятами своими мыслями о природе – Мне нравится свободная работа с энциклопедиями, когда мы самостоятельно изучаем материалы о природе, и мне хотелось бы, чтобы на уроке была такая работа. Учитель: Ребята, с каким настроением надо браться за работу, чтобы достигнуть положительных результатов? Давайте, определим свое настроение с помощью «кубика настроений». Игра «Кубик настроений» «Кубик настроений» представляет собой куб, выполненный из картона. Размеры ребер – 10 см. На каждой из граней этого куба имеются слова – определения положительного настроения, например: отличное, веселое, жизнерадостное и т. д. Учитель или ученик бросают кубик. Определяется то настроение, которое выпало на верхней грани куба) ІІ. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка усвоения знаний. Работа организуется следующим образом: для проверки знаний, некоторым учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания у доски, с остальными учащимися учитель ведет фронтальную беседу. Учитель: Вспомните произведения, над которыми работали на предыдущих уроках литературного чтения? Ответы детей: Это произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка: рассказ «Приемыш», сказка «Умнее всех», рассказ «Постойко» и рассказ А.И. Куприна «Барбос и Жулька». Учитель: Какой единой темой объединены эти произведения? Ответы детей: Это рассказы о животных и их взаимоотношениях друг с другом и с человеком. Учитель: Чем для вас были интересны и полезны прочитанные произведения? Примерные ответы детей: Необходимо рекомендовать детям начинать свои ответы следующими предложениями: – Из рассказа «Приемыш» я узнал… – Этот рассказ показал мне… – После прочтения этого произведения я стал… – Из сказки «Умнее всех» мне стало известно, что … – Рассказ «Постойко» научил меня…. – Я считаю, каждый человек, прочитав этот рассказ задумается над тем, что.... Индивидуальные задания Из каких произведений следующие герои: Индюк, Постойко, Гусак, Петух, Аргус, болонка, Андреевна, водолаз, Боря, Матрена, Утка, кучер, смотритель, Индюшка, куры, Еж, Барбос, горничная. Распредели их в ячейки таблицы в соответствии с названием произведения
. Кто лишний в данном списке, подчеркни: Соболько, Тарас, Мамин-Сибиряк, лебеди, Приемыш, Иван Куприн. 3. Пронумеруй заголовки рассказа «Приемыш» согласно его сюжетной линии: Появление Лебедя у Тараса Прощание с Тарасом Приемыш и стада лебедей Приемыш и Соболько 4. Задание №3 из учебника «Литературное чтение» 3 класс, с. 49 После беседы учащиеся проверяют правильность выполнения индивидуальных заданий. III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач Учитель: Спасибо, ребята за ваши умные ответы, за ваши неравнодушные сердца. Я рада, что уроки наши не проходят зря, вы открыты для познания мира. Я думаю, что человек, который внимательно всматривается в мир живой природы, старается понять законы, по которым природа существует, растит в своем сердце добро и любовь. А значит, есть счастливое светлое будущее у самого человека и у его дома, который мы называем Природа. Отсюда и тема нашего урока: «Животный мир планеты Земля. Работа с детскими книгами о животных» – Мы продолжаем знакомство с животным миром нашей планеты. И сегодня этому знакомству будут способствовать: 1) авторские произведений о животных; 2) энциклопедические материалы о животных; 3) ваши собственные книги о животных; и, конечно, наши учебники: Литературное чтение и Окружающий мир. IV. Работа по теме урока 1. Проверка домашнего задания. Анализ оформления и содержания книг о животных, созданных детьми. Чтение сочинений учащихся. Учитель: Начнем с ваших собственных книг. Давайте обратимся к выставке этих произведений. Рассмотрите представленные книги. Можно ли по внешнему виду книг определить тему, которой они посвящены? Ответ обоснуйте. Ответы детей Учитель: Выберите книгу, которую вам бы хотелось прочитать, свой выбор поясните. Почему вы выбрали именно эту книгу? Чтение текста одной из книг (по выбору учащихся) Составление отзыва о рассказе. Учитель обобщает ответы детей: Если рассказ вам понравился, выразите свое настроение аплодисментами. 2. Краткий обзор авторских книг о животных. Учитель: К уроку вы читали книги о животных различных авторов. Давайте сделаем выставку этих книг. Представляйте книгу и ее автора. Ваша задача запомнить фамилии писателей, которые в своем творчестве затрагивали тему «Животные». Дети рассказывают о прочитанных книгах и размещают их на выставке Учитель: Ребята, откуда вы брали информацию для своих книг? Ответы детей Учитель: Как вы думаете, чем пользуются писатели, откуда у них столько богатой информации о представителях животного мира? Учитель (обобщая ответы детей):Прежде чем на свет появлялось новое произведение, каждый из писателей на время становился натуралистом, чутким наблюдателем за повадками, особенностями поведения, средой обитания животных. Писатели, которые пишут нам о животных, хотят, чтобы человек не был равнодушным, не был черствым по отношению к своим неразумным братьям, хотят, чтобы человек сохранял ту гармонию окружающего мира, которая существует в природе. Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли исследователей живой природы, а форма этого исследования – свободная работа с энциклопедическими материалами, с материалами учебника «Окружающий мир». Выбор материала состоялся. Прошу приступить к работе. (Научно-популярные издания, энциклопедии, словари природы готовились к уроку детьми и учителем заранее. Детьми индивидуально был осуществлен выбор материала, с которыми они хотели бы работать. Суть работы состоит в том, чтобы выбрать информацию об одном из животных, творчески ее обработать и приготовить материал о животном для всех учащихся класса) 3. Работа учащихся с энциклопедическими материалами и материалами учебника «Окружающий мир» 3 класс Физкультминутка (Минутка тишины) Учитель: К нам приходит тишина, Нам сейчас нужна она, В тишине мы отдохнем, Отвечать теперь начнем 4. Проверка выполнения работы Проверка осуществляется выборочно. Учитывается желание детей, представить подготовленный рассказ о животном. V. Обобщение и систематизация изученного материала Индивидуальная работа по предложенным тестам 1. Отметь верное Животные – это живые организмы, т.к. обладают следующими признаками живого: питаются, дышат, мыслят, растут, двигаются, раздражаются, развиваются, создают предметы, необходимые для своей жизнедеятельности. 2. Отметь верное. Выделяют следующие царства живых организмов: бактерии; грибы; животные; растения; млекопитающие; звери. 3. Распредели данных представителей на две группы: 1 группа – Растения, 2 группа – Животные: Хвощи, папоротники, простейшие, кишечнополостные, моллюски, черви, иглокожие хордовые членистоногие, цветковые, водоросли, хвойные. 4. Распредели данных представителей на две группы 1 группа – Позвоночные животные, 2 группа – Беспозвоночные животные. Рыбы, насекомые, раки, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, моллюски, медузы, черви, млекопитающие. Игра-соревнование «Кто больше животных знает» (Названия животных дети записывают в течении 1 мин.) Взаимопроверка. Обсуждение результатов работы. VI. Работа над новыми литературными произведениями. Учитель: Молодцы, ребята, теперь я уверена, что вы действительно много знаете о животных. А узнаете ли вы, о каком животном идет речь в следующем рассказе? 1. Слушание. Учитель читает рассказ В. Бианки 2. Проверка восприятия текста Учитель: – О каком животном идет в рассказе речь? – По каким признакам догадались? (Демонстрирует иллюстрацию) 3. Знакомство с некоторыми сведениями из биографии В. Бианки. Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца – ученого-орнитолога Виталий перенял талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Одну из них я вам сейчас прочитала. 4. Работа с детскими книгами о животных Учитель: Далее нам предстоит окунуться в мир чтения. Сначала приготовим наш зрительный аппарат, проведем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз) Учитель: Давайте прочитаем отрывок из рассказа И. Куприна «Ю-Ю». С каким и утверждениями людей автор не согласен, и, в чем пытается убедить своих читателей автор данного произведения? Ответы детей. Выборочное чтение. VII. Подведение итогов урока Учитель: Наш урок подошел к концу. Выполнены ли задачи, которые мы ставили перед началом урока. Учитель оценивает работу детей. Дети анализируют свои достижения. 1. Рефлексия Учитель: Сохранилось ли у вас то настроение, с каким начинали работу? Если да, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. 2. Домашнее задание Учитель: Какое задание, связанное с темой сегодняшнего урока, вы бы хотели выполнить. Запишите его.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |