Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Это было давно и неправда.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Это было давно и неправда. 0.00 из 5.00 0 оценок




В. А. КОРШУНКОВ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Учебно-методический комплекс

 

Киров

2005

ББК 63.3(0) 3 р 30

    К 70

Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета

 

Научный редактор – В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ВятГГУ

 

 

Рецензент – доцент кафедры романской филологии Волгоградского государственного университета, кандидат исторических наук Н. Е. Тюменцева

 

К 70 Коршунков В. А. История древнего мира: Учебно-методический комплекс. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 108 с.

                                                                                      ББК 63.3(0) 3 р 30

 

Ó Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2005

Ó Коршунков В. А., 2005

Ó Клейн Л. С., 2005

 

     
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 


Пояснительная записка................................................................................. 4
Тематический план........................................................................................ 6
Содержание разделов и тем программы.................................................... 7
Тематика семинарских занятий.................................................................. 16
Учебники и обобщающие труды................................................................. 32
Справочники................................................................................................... 37
Справочники по истории древнего мира, имеющиеся в библиотеке ВятГГУ.............................................................................................................   40
Периодика ....................................................................................................... 42
Важнейшие повествовательные источники по истории и культуре древности.......................................................................................................... 45
           Сборники текстов............................................................................. 46
           Отдельные издания........................................................................... 49
Рекомендуемые книги по истории древнего мира................................... 57
           Первобытность.................................................................................. 59
           Древний Восток................................................................................ 63
           Античность в целом......................................................................... 72
           Древняя Греция................................................................................. 75
           Древний Рим и раннее христианство............................................. 86
           Северное Причерноморье в античную эпоху................................ 93
Вопросы к 1-й и 2-й частям экзамена по истории древнего мира........ 98
Темы курсовых и дипломных работ........................................................... 102
Приложение. Л. С. Клейн. «Заповеди семинару». «Как писать ясно»..........................   105


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Древность: очень много лет назад,

А может быть, еще раньше.

Неизвестный американский школьник

Это было давно и неправда.

Неизвестный российский школьник

 

Первая часть всемирной истории (то есть истории древнего мира) изучается первокурсниками – вчерашними школьниками. В средней школе древняя история преподается упрощенно и обобщенно, применительно к возможностям пятиклассников. Исходные предварительные знания по этому предмету (в отличие от истории Отечества) у большинства первокурсников минимальны. Кроме того, в вузе на занятиях по истории древнего мира сразу приходится затрагивать сложные и важные обществоведческие темы. Например, происхождение человечества, религии, цивилизации и т. п.

Этим определяется специфика данной учебной дисциплины. Она имеет своей целью дать представление об основных этапах многотысячелетнего древнейшего периода в истории человечества – от начала антропогенеза и палеолита до падения Западной Римской империи. Предусматривается знакомство с наиболее важными, поворотными, яркими событиями и с важнейшими историческими деятелями различных цивилизаций. Особое внимание уделяется культурной самобытности эпох и цивилизаций, бытовой, повседневной жизни людей и их менталитету. На занятиях предусматривается также достижение воспитательных целей. Кроме того, затрагиваются актуальные проблемы, лежащие на стыке истории со смежными гуманитарными дисциплинами – с этнографией, культурологией, социальной психологией, религиоведением, языкознанием.

Значительная часть учебного материала должна усваиваться на лекциях. На семинарских и практических занятиях предусматривается знакомство с методами изучения исторических источников, а также с некоторыми доступными источниками по самым важным и сложным темам. При этом следует исходить из того, что первокурсникам лучше вдумчиво и не спеша проработать на семинарских занятиях немногие источники, нежели пытаться охватить как можно больше тем и источников, не имея возможности изучить их углубленно. К примеру, по истории Древнего Востока полезнее всего серьезно изучить Законы Хаммурапи. От студентов требуется большая самостоятельная работа: подготовка к семинарским занятиям, разработка отдельных учебных тем, выступления с докладами, анализ письменных источников, чтение монографий и научно-популярных работ.

Многие темы по истории древнего мира постоянно затрагиваются в процессе изучения первокурсниками классических языков, истории мировых религий, а также на спецкурсах и спецсеминарах, предлагаемых студентам старших курсов. С учетом этого обстоятельства и подготовлена программа курса. Учебно-методический комплекс по истории древнего мира отражает многолетние авторские наработки по этому предмету.

При этом учтены требования государственных стандартов второго поколения в области высшего образования и опыт коллег из других вузов (ср.: Всеобщая история: Сборник типовых программ для педагогических высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999. Ч. 1). Программа рассчитана на 136 аудиторных часов. Она предназначена для студентов дневного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности 020702 «Классическая история», и студентов заочного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности 032600 «Учитель истории». Основные учебные пособия по курсу, имеющиеся в достаточном количестве в библиотеке ВятГГУ: Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира. 3-е изд. – М., 1985. Ч. 1; История древнего мира / Под ред. А. Г. Бокщанина. 2-е изд. – М., 1982. Ч. 2.

Первое издание этого учебно-методического комплекса было выпущено издательством ВГПУ в 2001 году. При подготовке переиздания была проведена существенная доработка. В частности, значительно пополнились библиографические списки, которые теперь учитывают много новых и добротных книг, вышедших в последние годы. В приложении публикуются два небольших текста, составленные широко известным в нашей стране и за рубежом петербургским археологом, историком, культурологом профессором Львом Самуиловичем Клейном. Это популярные среди молодых археологов советы «Заповеди семинару» (имеется в виду многолетний проблемный семинар по археологии, который существовал при Л. С. Клейне на кафедре археологии исторического факультета Ленинградского университета) и «Как писать ясно». Они долгое время ходили в списках и не так давно были впервые опубликованы (см.: [Клейн Л. С.] Заповеди участникам археологического семинара Л. С. Клейна (годы чеканки 1964–1995) // Stratum plus. – СПб.; Кишинев; Одесса, 1999. № 3. С. 389; Его же. Как писать ясно (двадцать правил хорошего стиля) // Там же. С. 391–392). Здесь с разрешения автора публикуется один из их вариантов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Т Е М А

Лекции

(часы)

Семинары

(часы)

дн. отд. ОЗО дн. отд. ОЗО
Часть I 1. Вводное занятие     4     2     2     2
2. История первобытного общества 8 4 2  
3. Введение в историю древних цивилизаций 4 2    
4. Древний Египет 6 4 6 2
5. Древняя Месопотамия 6 4   4
6. Хетты, Сирия, Финикия, Палестина 6 2 2 2
7. Древний Иран 4 2 2  
8. Древняя Индия 4 2 2  
9. Древний Китай 4 2    
  Итого:   46   24   16   10  
Часть II 1. Введение в историю Древней Греции     4       4     2
2. Крито-микенская цивилизация и гомеровский период   4   2   4   2
3. Греция эпохи архаики 6 4 2  
4. Античный полис 4 2 2 2
5. Афинская демократия 2 2 2  
6. Пелопоннесская война. Кризис полиса 4 2 2 2
7. Поход Александра. Эпоха эллинизма 4 2    
8. Древние этруски и ранний Рим 4 2    
9. Римская республика 4 2 4 2
10. Гражданские войны и установление империи   4   2   2  
11. Эпоха принципата 6 2 2 2
12. Эпоха домината 4 2    
  Итого:   50   24   24   12  

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Это было давно и неправда. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Это было давно и неправда.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)