Это было давно и неправда.
В. А. КОРШУНКОВ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Учебно-методический комплекс
Киров 2005 ББК 63.3(0) 3 р 30 К 70 Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета
Научный редактор – В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ВятГГУ
Рецензент – доцент кафедры романской филологии Волгоградского государственного университета, кандидат исторических наук Н. Е. Тюменцева
К 70 Коршунков В. А. История древнего мира: Учебно-методический комплекс. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 108 с. ББК 63.3(0) 3 р 30
Ó Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2005 Ó Коршунков В. А., 2005 Ó Клейн Л. С., 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Древность: очень много лет назад, А может быть, еще раньше. Неизвестный американский школьник Это было давно и неправда. Неизвестный российский школьник
Первая часть всемирной истории (то есть истории древнего мира) изучается первокурсниками – вчерашними школьниками. В средней школе древняя история преподается упрощенно и обобщенно, применительно к возможностям пятиклассников. Исходные предварительные знания по этому предмету (в отличие от истории Отечества) у большинства первокурсников минимальны. Кроме того, в вузе на занятиях по истории древнего мира сразу приходится затрагивать сложные и важные обществоведческие темы. Например, происхождение человечества, религии, цивилизации и т. п. Этим определяется специфика данной учебной дисциплины. Она имеет своей целью дать представление об основных этапах многотысячелетнего древнейшего периода в истории человечества – от начала антропогенеза и палеолита до падения Западной Римской империи. Предусматривается знакомство с наиболее важными, поворотными, яркими событиями и с важнейшими историческими деятелями различных цивилизаций. Особое внимание уделяется культурной самобытности эпох и цивилизаций, бытовой, повседневной жизни людей и их менталитету. На занятиях предусматривается также достижение воспитательных целей. Кроме того, затрагиваются актуальные проблемы, лежащие на стыке истории со смежными гуманитарными дисциплинами – с этнографией, культурологией, социальной психологией, религиоведением, языкознанием. Значительная часть учебного материала должна усваиваться на лекциях. На семинарских и практических занятиях предусматривается знакомство с методами изучения исторических источников, а также с некоторыми доступными источниками по самым важным и сложным темам. При этом следует исходить из того, что первокурсникам лучше вдумчиво и не спеша проработать на семинарских занятиях немногие источники, нежели пытаться охватить как можно больше тем и источников, не имея возможности изучить их углубленно. К примеру, по истории Древнего Востока полезнее всего серьезно изучить Законы Хаммурапи. От студентов требуется большая самостоятельная работа: подготовка к семинарским занятиям, разработка отдельных учебных тем, выступления с докладами, анализ письменных источников, чтение монографий и научно-популярных работ. Многие темы по истории древнего мира постоянно затрагиваются в процессе изучения первокурсниками классических языков, истории мировых религий, а также на спецкурсах и спецсеминарах, предлагаемых студентам старших курсов. С учетом этого обстоятельства и подготовлена программа курса. Учебно-методический комплекс по истории древнего мира отражает многолетние авторские наработки по этому предмету. При этом учтены требования государственных стандартов второго поколения в области высшего образования и опыт коллег из других вузов (ср.: Всеобщая история: Сборник типовых программ для педагогических высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999. Ч. 1). Программа рассчитана на 136 аудиторных часов. Она предназначена для студентов дневного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности 020702 «Классическая история», и студентов заочного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности 032600 «Учитель истории». Основные учебные пособия по курсу, имеющиеся в достаточном количестве в библиотеке ВятГГУ: Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира. 3-е изд. – М., 1985. Ч. 1; История древнего мира / Под ред. А. Г. Бокщанина. 2-е изд. – М., 1982. Ч. 2. Первое издание этого учебно-методического комплекса было выпущено издательством ВГПУ в 2001 году. При подготовке переиздания была проведена существенная доработка. В частности, значительно пополнились библиографические списки, которые теперь учитывают много новых и добротных книг, вышедших в последние годы. В приложении публикуются два небольших текста, составленные широко известным в нашей стране и за рубежом петербургским археологом, историком, культурологом профессором Львом Самуиловичем Клейном. Это популярные среди молодых археологов советы «Заповеди семинару» (имеется в виду многолетний проблемный семинар по археологии, который существовал при Л. С. Клейне на кафедре археологии исторического факультета Ленинградского университета) и «Как писать ясно». Они долгое время ходили в списках и не так давно были впервые опубликованы (см.: [Клейн Л. С.] Заповеди участникам археологического семинара Л. С. Клейна (годы чеканки 1964–1995) // Stratum plus. – СПб.; Кишинев; Одесса, 1999. № 3. С. 389; Его же. Как писать ясно (двадцать правил хорошего стиля) // Там же. С. 391–392). Здесь с разрешения автора публикуется один из их вариантов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |