Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие генерального бюджета, его состав. Формирование структуры бюджетов.



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Понятие генерального бюджета, его состав. Формирование структуры бюджетов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание.

Введение.

1. Понятие генерального бюджета, его состав. Формирование структуры бюджетов.

2. Целевые показатели и предложения, используемы при подготовке годового бюджета.

3. Состав операционных бюджетов.

3.1 Бюджет продаж.

3.2 Производственный бюджет.

3.3 Бюджет коммерческих и административных расходов.

4. Финансовый бюджет. Бюджет доходов и расходов.

5. Прогнозный баланс

6. Анализ исполнения бюджета, его корректировки.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения.

Введение

Обеспечение устойчивого положения организации на рынке в большой степени зависит от наличия эффективной системы управления. При этом стратегия организации должна вырабатываться на основе прогнозов состояния рынков выпускаемой продукции, анализа сильных и слабых его сторон. Реализация такой стратегии организации в большой степени зависит от созданного на предприятии механизма бюджетирования.

Экономически эффективная деятельность организации возможна тогда, когда она имеет четко заданные параметры затрат и результатов. Бюджетирование - это процесс определения таких параметров. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль за их исполнением, составляющий основу управленческого учета и анализа.

Бюджетирование - это более широкое понятие, чем планирование. Оно является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующих их процессов и величин. То есть бюджетирование включает в себя планирование (составление бизнес-плана (производственно-финансового плана) по сегментам организации), учет (фактические данные) и контроль (на основе сопоставления плановых и фактических показателей). Цель бюджетирования - повысить эффективность деятельности организации путем усилий всех его сегментов.

Бюджетирование только начинает развиваться в нашей стране. Исходя из опыта зарубежных стран можно выявить целый ряд преимуществ применения бюджетирования на предприятии:

- бюджетирование помогает контролировать производственную деятельность. Без наличия плана (бюджета) руководитель только реагирует на обстановку, вместо того чтобы контролировать ее;

- бюджетирование позволяет повысить эффективность распределения и использования ресурсов организации.

Если отсутствует бюджетирование, то, как правило, для того чтобы проанализировать деятельность организации, сравнивают показатели текущего периода с предыдущим периодом. Но это может привести к ошибочным выводам. Если результаты работы и улучшились, это хорошо, но при этом не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

Бюджетирование и контроль за выполнением бюджета позволяет принимать решения в части анализа безубыточности производства, планирования выпуска продукции, осуществления капитальных вложений.

При постановке системы бюджетирования на предприятии целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1) какой отдел будет заниматься бюджетированием;

2) каким из методов будет осуществляться бюджетирование;

3) как будет производиться контроль за исполнением бюджета;

4) какими методами и способами будет производиться анализ отклонений от запланированной величины.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что данная тема весьма актуальна. Внедрение данной технологии становится особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое откроет российский рынок для иностранных компаний и банков и повлечет усиление конкурентной борьбы. Составить достойную конкуренцию нерезидентам российским предприятиям поможет освоение стандартных управленческих технологий, которые позволяют максимально оптимизировать деятельность организации.

Предметом исследования является процесс бюджетирования на предприятии.

Объектом исследования является бюджет предприятия.

    Целью моей курсовой работы является подробное изучение внедрения системы бюджетирования на предприятии.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1) дать понятие бюджетирования, бюджета, а так же понятие генерального бюджета;

2) рассмотреть формирование структуры бюджета;

3) рассмотреть целевые показатели, используемые при подготовке годового бюджета;

4) рассмотреть состав операционных бюджетов, в частности бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет коммерческих и административных расходов;

5) рассмотреть финансовый бюджет, бюджет доходов и расходов;

6) составить прогнозный баланс;

7) проанализировать исполнение бюджета и его корректировку.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты, план счетов, учебники по бухгалтерскому управленческому учету и статьи периодических изданий.

 

Понятие генерального бюджета, его состав. Формирование структуры бюджетов.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования).

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план.

Планирование – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о  краткосрочном бюджетировании.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будующих финансовых операций.

К.В. Щиборщ определяет бюджет [1] как количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определен­ный период:

·  по использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;

·  привлечению источников финансирования текущей и ин­вестиционной деятельности;

·  доходам и расходам;

·  движению денежных средств;

·  инвестициям (капитальным и финансовым вложениям).

Следует различать понятия бюджет и бюджетирование. Бюджет – это документ, содержащий количествен­ные показатели, в соответствии с которым предприятие ведет свою хозяйственную деятельность. Бюджетирование - это процесс состав­ления и реализации данного документа в практической деятельности компании.

Бюджет, который охватывает основную деятельность организации называют генеральным бюджетом

Его цель - объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений организации, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет доходов и т.д.

Структурирование генерального бюджета осуществляется с целью закрепления статей за бюджетами и полномочий по их составлению и (или) мониторингу деятельности ответственных менеджеров. Формирование генерального генерального бюджета включает работы по составлению классификаторов бюджетов, бюджетных статей, «наложению» видов бюджетов и бюджетных статей на организационные подразделения управле­ния или финансовой структуры организации.

Генеральный бюджет организации состоит из oперативного и финансового бюджетов. Оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Методы составления генерального бюджета зависят от направления процесса бюджетирования: сверху вниз или снизу вверх. В целях эффективных разработок управленческих решений целесообразно встречное планирование. Сверху спускаются нормативы основных темпов и пропорций (стратегические параметры), а снизу — бюджеты отдельных видов бизнеса. Если взять за основу принцип встречного планирования, то генеральный бюджет будет включать кроме трех основных набор операционных и вспомогательных бюджетов.

Генеральный  бюджет, как уже было отмечено, включает в себя операционный и финансовый бюджеты.(рис.1)[2] (приложение 1)

Соответственно процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основные части, каждая из которых является законченным этапом планирования: подготовку операционных бюджетов и подготовку финансовых бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический) – включает план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.

Среди операционных бюджетов обычно принято выделять сле­дующие:

·  бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объе­мы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натураль­ных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;

· производственный бюджет показывает помесячный и поквар­тальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в це­лом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов го­товой продукции на начало и на конец бюджетного периода;

·  бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по предприятию в целом и по отдель­ным видам деятельности в натуральных и стоимостных показателях;

·  бюджет прямых материальных затрат (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) содержит информацию затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показа­телях на начало бюджетного периода;

· бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюд­жетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;

· бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет всех производственных затрат (операционных - для торговых фирм я предприятий сферы оказания услуг).

Все затраты в бюджете представлены в виде планов-графиков и имеют четкую привязку к срокам их осуществления, к отдельным подпериодам внутри всего бюджетного периода, т. е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т. п. Бюджеты обычно составляются в виде двух таблиц (форм):

· планов-графиков начисления затрат (их распределения в соот­ветствии с объемом продаж внутри бюджетного периода);

· графиков оплаты, в которых отражается порядок поступлений или списаний денежных средств (оплаты) за  поставленные товары, готовую продукцию (график погашения дебиторской задолженности) или поне­сенных затрат (график погашения кредиторской задолженности).

Бюджеты продаж, коммерческих расходов, производственный бюджет, бюджеты производственных запасов, прямых материальных затрат, прямых затрат труда, управленческих расходов, коммерческих расходов содержат в планах-графиках информацию, которая непосредственно отражается в бюджете доходов и расходов. Данные графиков поступлений (денежных средств за отгруженную готовую продукцию) и графики оплаты (покупаемых сырья, материалов, используемой рабочей силы и т. п.) используются при составлении бюджета движения денежных средств и частично в расчетном балансе. В связи с этим операционные бюджеты имеют те же рамки периодизации, что и бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Кроме того, в некоторых операционных бюджетах содержится также информация о состоянии запасов ресурсов по отдельным статьям, необходимая для составления расчетного баланса.

При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходными для других. Например, реальный производственный бюджет может быть составлен только после того, как составлены бюджет продаж и бюджет запасов.

Операционные бюджеты используются для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными, а также для определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав является произвольным исходя из целесообразности их разработки и определяется руководством предприятия.

В бюджете по операционной деятельности в рамках соответствующего временного периода детализируется содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия, например план производства, план материально-технического снабжения.

Отправной точкой при составлении операционного бюджета является формирование бюджета продаж, который определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. При этом обычно учитывается влияние таких факторов, как деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные и другие колебания спроса, политика ценообразования. Исходя из бюджета продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов и бюджет накладных расходов. Далее исходя из бюджетов продаж и бюджета себестоимости продукции формируют бюджеты затрат по маркетингу и коммерческих расходов. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.

Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени. Финансовый бюджет составляется на основании операционного бюджета. В финансовые бюджеты входят:

· бюджет доходов и расходов;

· бюджет движения денежных средств;

· прогнозный баланс (расчетный баланс).

        Бюджет доходов и расходов (БДиР), или, как его еще называют, бюджет прибыли и убытков, план финансовых результатов, является наиболее распространенным в российской практике и наиболее при­вычным для понимания. Назначение данного бюджета - показать со­отношение всех доходов (выручки) от реализации (по фактически от груженной или поставленной потребителям продукции либо по ока­занным услугам) в плановый период со всеми видами расходов, кото­рые предполагает понести в этот же период организация, связанными с получением доходов и с выделением наиболее важных (критиче­ских) статей расходов.

Основной смысл бюджета доходов и расходов - показать руково­дителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, будет ли прибыль (валовая, операционная, чис­тая), превышение доходов над расходами или нет. БДиР позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, це­левые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и опреде­лить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации на­логовых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заем­ных средств и т. п. Прогноз доходов и расходов отражает стоимостные, но неденежные обязательства или намерения потенциальных потреби­телей в отношении продукции предприятия или фирмы, а также затра­ты на организацию производства и сбыта своих изделий или услуг (в расчете на запланированный объем производства и (или) сбыта).

В сущности, бюджет доходов и расходов - это прогнозирование структуры себестоимости выпускаемой предприятием продукции (точнее, ее стоимости в отпускных ценах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, опе­рационной, балансовой и чистой прибыли.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) - это план движе­ния денежных средств на расчетных, валютных и других счетах и в кас­се предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступ­ления и списания денежных средств в результате хозяйственной дея­тельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из усло­вий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также за­держки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрас­тает. И сегодня именно БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов.

Составление БДДС призвано обеспечить безусловную сбалансиро­ванность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расхо­дов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь идет, например, о становлении нового бизне­са или крупной технической реконструкции производства) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо в БДДС должно быть обязательно положительным. Не денежный поток должен быть положительным, а именно конечное сальдо. Его назна­чение состоит в обеспечении сбалансированности между поступле­ниями денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списанием (в соответствии с запланированными расходами) ком­панией по бюджетным периодам. Именно благодаря этойсбалансиро­ванности само умение составлять и тем более анализировать БДДСможет приносить предприятию или фирме немалые деньги.

Расчетный баланс, или, точнее, прогноз по балансовому листу (от англ. balance sheet), - это прогноз соотношения всего, чем распола­гает бизнес в данный момент (все имущество, обязательства потреби­телей и пр.), т.е. активов, и всего того, что бизнес должен другим, т.е. пассивов (обязательств) перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. Прогноз этот обычно делается в соответствии со сло­жившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов. Расчетный баланс (редкий вид в финан­совой "фауне" России) состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой. Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долго­срочные обязательства, является собственным капиталом предприятия.

Для бюджетирования важно, что в расчетном балансе отражают­ся все ресурсы, вовлеченные в данный бизнес. Без расчетного балан­са нельзя принимать многие управленческие решения, касающиеся распределения прав и ответственности в финансовой сфере между ру­ководителями центров финансовой ответственности или отдельных структурных подразделений.

 Цель составления финансового бюджета — разработка прогнозного баланса как результата финансовых и нефинансовых операций организации. Финансовый бюджет формируется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета ка­питальных вложений и прогноза движения денежных средств. Если форматы прочих плановых документов произвольны и пол­ностью определяются самой организацией, то финансовые бюд­жеты рекомендуется готовить в форматах отчетности, поскольку, в этом случае их можно использовать также в качестве ориентиров при контроле процедур финансового учета.

Финансовые бюджеты - это конечные документы, разрабатываемые при бюджетном планировании. Они являются обязательными для предприятия.

Таким образом, процессы планирования, анализа и составления бюджетов сливаются в единый оперативный процесс управления, а генеральный бюджет предприятия - в оперативную финансовую модель.

Информация, содержащаяся в бюджете должна быть предельно точной- определенной и значащей для ее пользователей. Этот документ может:

1) содержать лишь данные:

а) о доходах;

б) о расходах;

в) о доходах и расходах, которые не могут быть сбалансированы;

       2) разрабатывается в любых единицах измерения – как стоимостных, так и натуральных;

       3) составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течении I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на весь год).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации.

Таким образом, бюджетирование является фундаментом стратегии развития организации и позволяет решить целый ряд задач, связанных с управлением затратами на предприятии (рис.2).[3] (приложение 2)

 



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Понятие генерального бюджета, его состав. Формирование структуры бюджетов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие генерального бюджета, его состав. Формирование структуры бюджетов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)