Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовый бюджет. Бюджет доходов и расходов.



2020-02-03 241 Обсуждений (0)
Финансовый бюджет. Бюджет доходов и расходов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовые бюджеты составляются на основе информации операционных бюджетов.

Формат бюджета доходов и расходов имеет особое значение при бюджетировании. Задавая структуру себестоимости продукции биз­неса или структурного подразделения формат БДиР в сущности в значительной мере определяет не только систему целевых показате­лей, но и форматы других основных бюджетов бизнес-единиц, порядок консолидации в сводные бюджеты компании.

Бюджет доходов и расходов - бюджет, показывающий соотно­шение всех доходов от продаж (по отгруженной потребителям про­дукции или оказанным им услугам) в плановый период со всеми ви­дами расходов, которые предполагает понести в этот же период пред­приятие. Именно этот документ показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной дея­тельности за определенный период. По нему можно судить о рента­бельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку без­убыточности бизнеса.

В формате этого бюджета находят отражение все те виды расхо­дов и затрат, которые необходимы для конкретного производства. Главный смысл формата бюджета доходов и расходов - показать ру­ководителям предприятия эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и компании в целом в предстоящий период, установить лимиты (нормативы) основ­ных видов расходов, прибыли, проанализировать и определить резер­вы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет и т. п.

Общими требованиями при разработке формата БДиР являются следующие[19]:

· сопоставление изменения доходов и расходов по периодам времени (в динамике) и по отдельным структурным подразделениям, видам деятельности;

· определение и контроль рентабельности производства, вида деятельности;

· установление лимитов условно-постоянных затрат по отдель­ным структурным подразделениям, видам деятельности;

· установление нормативов условно-переменных и других рас­ходов и контроль их соблюдения по отдельным структурным подраз­делениям, видам деятельности.

При разработке бюджетного формата необходимо четко опреде­лить все его основные статьи: и доходов, и затрат. Прежде всего надо разделить все виды издержек на две основные категории, определить, какие виды издержек относятся к прямым (переменным) затратам, а какие - к постоянным (условно-постоянным, накладным) расходам. В России в бухгалтерской практике такое разделение не принято. Сле­дует также помнить, что нет единого, универсального критерия отне­сения конкретных издержек производства к прямым или постоянным.

Одни и те же затраты для предприятий одной и той же отрасли или даже для однопрофильных структурных подразделений одного и того же предприятия могут быть в одном случае отнесены к катего­рии переменных, а в другом - к постоянным издержкам. Единствен­ный универсальный критерий здесь может быть один: изменяются ли данные издержки прямо пропорционально изменению объемов про­даж или нет. Чтобы контролировать расходы, необходимо сопостав­лять уровень постоянных расходов с активами предприятия, а уровень переменных расходов - с ее оборотами.

При разработке бюджетного формата необходимо включить в не­го прежде всего те статьи затрат (расходов), которые соответствуют наиболее важным (критическим) для данного бизнеса ресурсам. Од­нако данная проблема усугубляется еще и тем, что для каждого от­дельного предприятия даже одной и той же отрасли или региона в ка­честве критических могут выступать самые разные ресурсы. Какие ресурсы (виды затрат или расходов) должны быть выделены в форма­те бюджета доходов и расходов в качестве отдельных статей, зависит от руководства предприятия.

Рассмотрим порядок составления бюджета доходов и расходов. Планирование всех показателей бюджета предпочтительнее вести в твердой валюте (особенно если внешние финансовые ресурсы привлека­ются в такой валюте). Составление бюджета до­ходов и расходов необходимо начинать, как уже отмечалось, с разработ­ки прогнозов сбыта и бюджета продаж. Проблема состоит в том, какой показатель выбрать для финансовой оценки объема продаж: общий обо­рот и (или) чистые продажи (прогноз нетто-выручки от реализации). Подсчитать чистую выручку можно разными способами.

На практике оперировать в бюджете доходов и расходов можно обоими показателями. Дело в том, что для управления финансами предприятия менеджеру важно знать не только, сколько он получит от реализации своей продукции и услуг (сколько будет стоить его про­дукция по отпускным ценам), но и что останется в его распоряжении от реализации для финансирования издержек и образования прибыли после обязательных расчетов с бюджетом с оборота. Кроме того, для оценки финансовой состоятельности проекта или бизнеса, прогнози­руемого финансового состояния предприятия важно, чтобы все финан­совые результаты можно было сопоставить друг с другом. Поэтому за рубежом часто принято оперировать в бюджете доходов и расходов чистыми продажами в качестве основного показателя финансовой оценки прогнозируемой динамики объемов продаж.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый на предприятии, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индика­тивно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или
норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДиР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и рганизационной подготовленности предприятия к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка БДиР осуществляется помесячно (бухгалтерская отчетность, как известно, ведется поквартально). Во многих случаях, когда руководителям предприятия необходима более оперативная информация о состоянии финансов, в разрезе отдельных
видов бизнеса, БДиР может иметь подекадную или, лучше, понедельную разбивку бюджетного периода, по крайней мере на первые два квартала этого периода. При составлении индикативных БДиР достаточна помесячная разбивка на периоды более одного года.  

Поскольку БДиР отражает структуру себестоимости продукции  конкретного вида бизнеса, проекта, ЦФО или структурного подразде­ления (предприятия или фирмы в целом в случае сводного бюджета), по нему можно судить о рентабельности производства (норме прибы­ли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помо­щью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

Общий оборот на предстоящий бюджетный период определяется по стоимости отгруженных в соответствии с прогнозом сбыта товаров и услуг предприятия или фирмы по фактическим отпускным ценам (включая все обязательные расчеты с бюджетом с оборота) для внеш­них потребителей. Общий оборот включает НДС и другие налоги с оборота (в том числе таможенные платежи и акцизы). Для производ­ственных структур общий оборот включает также прирост незавер­шенного производства (полуфабрикатов для последующего использо­вания во внутризаводском обороте) по планируемым (нормативным) затратам. Стоимость полуфабрикатов в БДиР отражается по транс­фертным (внутренним) ценам, которые не должны учитывать все ви­ды налогов и платежей в бюджет с оборота. Самостоятельной про­блемой при этом является учет прибыли отдельного бизнеса или структурного подразделения в трансфертных ценах (могут быть слу­чаи, когда трансфертная цена не содержит прибыль и определяется только полной себестоимостью продукции). В любом случае решение этой проблемы - задача руководителей конкретного предприятия.

Если в БДиР объем продаж рассчитан по общему обороту, то для перехода к чистым продажам предстоит определить резерв для расче­тов с бюджетом с оборота. Данный показатель устанавливается от­дельно руководителями предприятия по конкретному виду деятель­ности. Он должен быть неизменным на протяжении всего бюджетно­го периода (12 месяцев). По истечении 12 месяцев, например, при со­ставлении бюджета на первый квартал следующего бюджетного пе­риода нормативы могут быть пересмотрены. Резерв для расчетов с бюджетом состоит из всех платежей, которые предприятие осуществ­ляет с общего оборота и обычно включает невозмещаемый НДС, ак­цизы, местные налоги, таможенные платежи и другие сборы в зави­симости от особенностей регулирования отрасли экономики, налого­вой политики федеральных и местных органов власти.

Чистые продажи, или чистая выручка от реализации, исчисляют­ся как разница между общим оборотом и резервом для расчетов с бюджетом. Обычно именно эта позиция бюджета принимается за 100% при установлении лимитов (нормативов) затрат и прибыли. Да­лее определяют переменные (прямые) затраты. Прямые затраты, или себестоимость реализации товаров, работ, услуг, отражают в БДиР виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально или почти прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж бизнеса или структурного подразделения и чья доля в чистой выручке от реа­лизации остается почти неизменной в течение 1-3 лет. Эти затраты важны при определении точки безубыточности бизнеса или проекта, т.е. того объема продаж (чистой выручки), при котором все доходы (чистая выручка) покрывают все (прямые и накладные) расходы.

Зная чистые продажи и переменные затраты, можно определить валовую, или маржинальную, прибыль. Валовая прибыль - это раз­ница между чистыми продажами и переменными (прямыми) затрата­ми. Для многих видов бизнеса это первая контрольная точка в оценке финансовой состоятельности проекта или прогнозируемого финансо­вого состояния предприятия.

Балансовая прибыль образуется после вычета из валовой (маржи­нальной) прибыли всех накладных расходов, увеличения ее на сумму прочих доходов и уменьшения на сумму прочих расходов. Балансоваяприбыль является объектом налогообложения, ее еще называют прибылью до уплаты налогов, и соответственно она является основным показателем для определения резерва налога на прибыль. Он планируется по ставке налога на прибыль, установленной для соответствующего вида деятельности в соответствующий период.

Чистая прибыль образуется после вычитания из балансовой при­были налога на прибыль и других аналогичных платежей. Это при­быль, остающаяся в распоряжении предприятия, которая формирует собственный капитал предприятия вчасти увеличения (уменьшения) нераспределенной прибыли.

Чистая прибыль является главным целевым показателем бюджета доходов и расходов, вокруг которого обычно строится весь процесс оп­тимизации отдельных статей данного бюджета. Она же является источ­ником возврата (погашения) инвестиционньк кредитов, займов и выпла­ты дивидендов.

Пример бюджета прибылей и убытков[20].

 

Таблица 19

№п/п Показатели Источник информации Сумма, тыс.руб.
1 Выручка от продаж Табл.2 3800,0
2 Себестоимость продаж Табл.6 2012,7
3 Валовая прибыль Стр.1-стр.2 (3800,0-2012,7) 1787,3
4 Операционные расходы: Затраты на конструирование и моделирование Затраты на маркетинг Коммерческие затраты Административные затраты Итого административных расходов   Табл.15   Табл.16 Табл.17 Табл.18   136,0   200,0 100,0 374,0 810,0
5 Прибыль от основной деятельности стр.3-стр.4 (1787,3-810,0) 977,3

Предприятие имеет льготы по налогу на прибыль. После соответствующих корректировок ожидается, что налогооблагаемая прибыль составит 808566,7 руб., а налог на прибыль - 808 566,7 * 0,20 = 161713,34

Финансовый бюджет представляет собой прогнозную финан­совую отчетность, которая показывает финансовое положение предприятия по истечении планового года в случае, если все бюджеты выполнены без отклонений. Выходной формой финан­сового бюджета является проект бюджета движения денежных средств, который составляется на основе проекта отчета о при­былях и убытках и инвестиционного бюджета, но не является их расчетным итогом. Это объясняется тем, что, во-первых, статьи отчета о прибылях и убытках могут существенно отклоняться от соответствующих статей денежных поступлений; во-вторых, су­ществуют статьи денежных поступлений и расходов, не связан­ных с текущим кругооборотом капитала и инвестиционной дея­тельностью предприятия.

Таким образом, в процессе составления проекта бюджета движения денежных средств анализируется прогнозная динамика расчетов предприятия, возможного привлечения средств и погашения кредиторской задолжности.

Бюджет движения денежных средств — один из наиболее важных бюджетов организации. При его исполнении (или неисполнении) определяются реальная платежеспособность и выполнение фи­нансовых обязательств. Приходная часть этого бюджета (поступления) формируется на базе зака­зов клиентов, расходная часть (платежи) — на базе заказов на оплату сырья и материалов, оплаты тру­да (прямые расходы на оплату труда) и эксплуата­ционных расходов на оборудование.

Для разработки бюджета движения денежных средств помимоинформации бюджета продаж требуются дополнительные сведения: о затратах, не влияющих на денежный поток; платежах, относящихся к тому же периоду, в котором начисляются, и к следующему периоду; величине дебиторской задолженности на начало периода и ее изменениях за плановый период; распределении платежей по месяцам, неделям и дням внутри планируемого периода; плановом остатке свободных денежных средств на начало периода.

Бюджет движения денежных средств - это бюджет (план) движе­ния средств на расчетных, валютных, прочих счетах и наличных де­нежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного под­разделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предпри­ятия. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления предоплаты за поставляемую продукцию, задержки поступлений за отгруженную ранее продукцию (дебиторская задолженность), использование неденежных форм пла­тежных документов (векселя и пр.).

Данный документ отражает потребность во внешнем финансирова­нии (объем кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объемов внешнего финансирования. Его назначение состо­ит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств, соответствующих планируемым доходам, и их списании в соответствии с запланированными расходами бизнеса по бюджетным периодам.

Если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджет­ного периода (вступительное сальдо) и ожидаемые в течение периода поступления денежных средств будут недостаточны для покрыли расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения), то для данного бизнеса необ­ходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период (взять кредит или займ, произвести зачет для снижения дебиторской или кредиторской задолженности и т.п.).

Пример бюджета движения денежных средств предприятия.

 Предположим, что своевременно, т.е. в месяц продажи, на расчетный счет и в кассу предприятия поступает лишь 10% всего объема продаж, т.е. оставшаяся 90% выручки текущего месяца предприятие получает в последующие периоды; 50% дебиторской задолженности погашается через месяц после продажи, а вторая половина – спустя два месяца после отгрузки продукции и выставления покупателю счетов.

Таким образом, чтобы составить бюджет получения денежных средств, необходимо бюджет продаж детализировать по месяцам. Ниже выполнены расчеты ожидаемого поступления денежных средств от продаж на примере III квартала 2008г. (табл. 20)[21].

Таблица 20

Аналогично составляются планы выплат денежных средств в счет погашения кредиторской задолженности как поставщикам, так и другим кредиторам (табл.21)[22]

Таблица 21

Помимо получения денежных средств от продаж и оплаты закупок материалов, бюджетом денежных средств должны быть учтены все другие источники поступления наличных и безналичных денег и направления их расходования.

Расходная часть бюджета формируется из выплаты заработной платы, уплаты налогов, расходов на приобретение новых активов, например основных средств. Выплата заработной платы осуществляется на предприятии в конце каждого месяца и является оплатой труда текущего месяца. Таким образом, задолженности перед работниками по заработной плате у предприятия не возникает. В табл. 13 и 12 была приведена информация о заработной плате различным категориям работников. Она составила 1800 тыс.руб. Другие выплаты (расходы на командировки, ремонт и электроэнергию и т.п.) следуют из табл. 13.

Минимальное сальдо денежных средств устанавливается руководством, и в данном случае оно планируется в размере 135 тыс.руб. на конец каждого месяца. В случае нехватки денежных средств для покрытия текущих расходов предприятием привлекаются заемные средства – банковские кредиты. Кредиты берутся в начале месяца до конца года, при этом банковская ставка составляет 18%. В скобках обозначен отток денежных средств. (табл.22)[23](см приложение 6).

На базе отчетов об инвестициях и о движении денежных средств, а также баланса на начало бюджетного периода строит­ся проект баланса на конец бюджетного периода основу которого составляет балансовое равенство по отдельным статьям актива и пассива:

Балансовый остаток на начало планируемого периода + Плановый приход — Плановый расход = Плановый балансовый остаток на конец планируемого периода.

Технология составления БДДС является итеративной процедурой. Во-первых, устанавливается объем средств, которые необходимы бизне­су для финансирования инвестиционных затрат, т. е. дополнительных расходов на предстоящий бюджетный период. Таким образом, определя­ется нижняя граница внешнего финансирования. Для этого используются данные плана капитальных (первоначальных) затрат (инвестиционного бюджета).

Во-вторых, определяются дополнительные текущие затраты и пополнение оборотных средств путем распределения их внутри бюд­жетного периода в соответствии с пуском, наладкой и выведением на расчетную мощность.

В-третьих, на основе полученного прогноза конечного сальдо ус­танавливается, насколько реальные расходы превышают минимальный уровень внешнего финансирования. Это значит, что с учетом целевого норматива конечного сальдо определяется необходимый в данный пе­риод уровень внешнего финансирования, корректируется сумма креди­та или инвестиций с учетом необходимости финансирования не только капитальных (первоначальных) затрат, но и прироста оборотных средств; уточняются также условия получения денежных средств из внешних источников.

БДДС составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него. Составлять данный бюджет индикативно на срок более одного года возможно и целесообразно лишь в определенных случаях, когда требу­ется более жесткий контроль за ликвидностью операций, например, ко­гда реализация бизнеса требует постоянного привлечения внешних фи­нансовых ресурсов. Внутри бюджетного периода БДДС в принципе должен иметь более детальную разбивку на подпериоды, чем БДиР, по­скольку его главная задача - обеспечить планирование бизнеса и кон­троль за его ликвидностью, разрыв которой (т. е. образование отрица­тельного  конечного сальдо) нежелателен даже на один день.

Поэтому если БДиР составляется с помесячной разбивкой, то БДДС также должен иметь как минимум помесячную разбивку, а лучше - более детальную (например, подекадную, понедельную, а лучше - по банковским дням, хотя бы на первые один-шесть месяцев бюджетного периода).

 

Прогнозный баланс

Целью разработки финансового бюджета является составление прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций предприятия. Первоначально для его создания информация из плана прибылей и убытков анализируется с позиций возможности финансирования инвестиционных мероприятий, реального выбытия и поступления денежных средств, условий погашения кредиторской и дебиторской задолженностей, установления минимального постоянного остатка свободных денежных средств. Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ с позиций того, как планы руководства предприятия скажутся на его финансовом состоянии. После корректировки планов действий предприятия и отдельных центров ответственности вносятся изменения в генеральный бюджет и вновь анализируется их влияние. Таким образом, процессы планирования, анализа и составления бюджетов сливаются в единый оперативный процесс управления, а генеральный бюджет предприятия - в оперативную финансовую модель.

Расчетный (прогнозный) баланс - это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) предприятия, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии с фактически сложившейся структурой имущества и обязательств и ее изменением в процессе реа­лизации других бюджетов. Его назначение - показать, как изменится стоимость предприятия в результате занятий данным видом бизнеса, хо­зяйственной деятельности предприятия в целом или его отдельного структурного подразделения в течение бюджетного периода. Без рас­четного баланса невозможно осуществить все то, что называется полно­ценным финансовым анализом. В частности, невозможно рассчитать многие финансовые коэффициенты, которые могут быть использованы в качестве целевых показателей для разработки мероприятий по опти­мизации финансового состояния предприятия.

Расчетный баланс лучше разрабатывать по международной мето­дике. Расчетный баланс отличается от бухгалтерского баланса не только форматом, но и назначением. Он составляется на основе дан­ных основных и операционных бюджетов, а не фактической отчетно­сти. Поэтому если в бухгалтерском балансе предполагается скрупулезная точность учета фактических данных, то в расчетном балансе соотношения между различными показателями разных бюджетов. Если бухгалтерский баланс составляется для юридического лица, то расчетный баланс может составляться для отдельно взятого бизнеса.

Расчетный баланс, как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов - активов и пассивов, которые всегда должны быть равны между собой.

Активы - это все имущество (денежные средства, оборудование, приобретенные лицензии, запасы сырья, материалов, готовой продук­ции и т.п.), а также обязательства потребителей и других лиц, кото­рыми будет располагать бизнес или предприятие в целом, в денежном выражении на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы - это те обязательства, которые будет нести новый биз­нес перед кредиторами, заимодателями, поставщиками сырья, ком­плектующих и материалов, инвесторами и т. п. Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства, является собственным капиталом бизнеса или той величиной, на ко­торую прирастет собственный капитал компании в результате реали­зации бизнес-проекта или деятельности отдельного структурного подразделения в бюджетный период.

Расчетный баланс необходимо составлять после разработки бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и бюджета ка­питальных (первоначальных) вложений (инвестиционный план), состав­ленных для данного бюджетного периода Расчетный баланс для струк­турного подразделения - самостоятельного юридического лица или обо­собленного подразделения (филиала) - показывает, насколько увеличится стоимость ресурсов, которыми он оперирует, в предстоящий бюджетный период. Он демонстрирует динамику стоимости активов, используемых в данном бизнесе для предприятия в целом, исходя преимущественно из показателей других разделов финансовых планов и капитала, средств (де­нежных, материальных, оборудования, недвижимости и т. д.).

Расчетный баланс обычно составляется по укрупненной номенк­латуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пасси­вов. Главная особенность формата расчетного баланса по междуна­родным стандартам - расположение статей активов и пассивов в по­рядке убывания их ликвидности. Данный порядок объясняется тем, что собственный капитал в расчетном балансе - это один из основных показателей, по которым инвестор может оценивать привлекатель­ность своего участия в новом бизнесе.

Рассматривая взаимосвязи расчетного баланса и БДДС, бюджета доходов и расходов и бюджета запасов, можно выделить следующие особенности технологии составления расчетного баланса.

Раздел "Актив" включает следующие статьи:

Текущие активы, в том числе:

· Банк и касса - значение данной статьи соответствует "конечному сальдо" из бюджета движения денежных средств на соответствующую дату;

· Счета дебиторов (счета к получению) - статья образуется в результате превышения "выручки от продаж" из бюджета доходов и расходов и "выручки от продаж" из бюджета движения денежных средств на период составления баланса или как строка "поступления за продукцию, отгруженную ранее" из БДДС на период, следующий за датой составления баланса;

· Материальные запасы и затраты - составляет сумму запасов готовой продукции и запасов сырья, комплектующих, а также неза­вершенного производства Данный показатель рассчитывается как раз­ница между произведенной, но не нашедшей потребителя продукцией, к которой прибавляется стоимость изменения запасов сырья как раз­ница между соответствующими статьями бюджета доходов и расходов и БДДС. Если расходы по статье "товары или материалы" в БДДС больше, чем в бюджете доходов и расходов, то запасы в расчетном ба­лансе возрастают, если наоборот, то уменьшаются. В расчетном балан­се запасы могут быть разбиты на более детальные статьи (отдельно запасы готовой продукции, запасы сырья и т. д.);

· Прочие текущие активы - это все текущие активы (например, выданные авансы), которые не были упомянуты в вышеприведенных статьях.

Основные средства - по данной статье отражается стоимость ос­новных средств (машин, оборудования, зданий и сооружений), которые предполагается иметь в новом бизнесе (по их первоначальной стоимо­сти). Эти данные берутся из БДДС с учетом тех активов, которые учредители предприятия вносят в новый бизнес в неденежной форме (на­пример, взнос в новый бизнес в виде зданий, части оборудования и т.п.). Сумма амортизации основных средств отражается в расчетном балансе со знаком "минус" по данной статье.

Нематериальные активы - по данной статье отражается стои­мость торговых марок (брэндов), исключительных прав на полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы дан­ных, топологии интегральных микросхем и т.д., которыми будет рас­полагать новый бизнес. Они также отражаются в БДДС и в расчетный баланс вводятся по первоначальной стоимости. Сумма амор­тизации нематериальных активов отражается в расчетном балансе со знаком "минус" по данной статье.

Прочие активы и уплаченные авансы - это все нетекущие активы, которые не были отражены в вышеприведенных статьях.

Если сложить все статьи активов, то получим статью "Активы". Эта статья активов обязательно равна статье "Пассивы" другой части расчетного баланса.

Раздел "Пассив" включает следующие статьи:

Текущая задолженность, в том числе:

· Краткосрочные долги к уплате - предстоящие в течение следующего периода выплаты краткосрочных займов и ссуд. Сумма определяется в соответствии со сформулированными в ПКЗ заявками на внешнее финансирование и прочими источниками денежных средств из БДДС;

· Предстоящие в течение ближайшего года выплаты по долго­срочным кредитам - это те суммы, которые планируется выплачивать заимодателю в соответствии с условиями погашения займа и соответствующими разделами БДДС;

· Кредиторы (счета к оплате) - задолженность поставщикам за сырье и материалы, образуется как разница между соответствующими разделами БДиР и БДДС. Если стоимость сырья и материалов, отра­жаемая по статье "Товары или материалы" в бюджете доходов и рас­ходов, больше, чем в БДДС, то либо в разделе активов расчетного ба­ланса должна быть списана часть запасов (если таковые есть), либо по статье "Кредиторы" раздела пассивов должна быть увеличена сумма задолженности;

· Проценты по кредитам к уплате - сумма процентов по крат­ко- и долгосрочным кредитам за соответствующий период из соответ­ствующей статьи БДДС;

· Пологи и платежи в бюджет к уплате - это те налоги и пла­тежи в бюджет, которые в соответствии с БДДС необходимо уплатить следующем за датой составления баланса бюджетном периоде.

Долгосрочная задолженность - общая сумма долгосрочной за­долженности по займам и кредитам на срок более одного года.

Прочие долгосрочные обязательства - это все пассивы, кото­рые не были отражены в вышеприведенных статьях.

По условиям балансового равенства сумма актива баланса равна доле пассива.

Вычитая из суммы статей раздела "Актив" сумму всех перечис­ленных статей пассивов, получаем статью "Собственный капитал", которая показывает, на какую величину то, чем владеет бизнес, пре­восходит по стоимости его обязательства, т. е. собственный капитал показывает превышение активов бизнеса над всеми его обязательст­вами. Он включает в себя следующие статьи:

· Уставный капитал (акционерный капитал) - определяется в соответствии с заявленным уставным капиталом вновь создаваемого предприятия или той части капитала нового бизнеса, которую плани­рует вложить в новый бизнес уже существующее предприятие;

· Нераспределенная прибыль - эта та часть накопленной чистой прибыли, которая в различной форме используется в новом бизнесе и показывает, насколько увеличится со временем единица вложений (ин­вестиций) за бюджетный период. В расчетном балансе данная позиция может иметь минусовое значение (это показывает, что бизнес "проеда­ет" уставный капитал).

Для того чтобы составить прогнозный баланс необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно[24]:

А = Сн + Од - Ок;

П = Сн + Ок - Од,

где А - расчетная величина активов (конечное сальдо);

П - расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн - начальное сальдо (из отчетности);

Ок - оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од - оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту - прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в плане прибылей и убытков и бюджете денежных средств в соответствии с формулой:

Пример прогнозного баланса предприятия.

Предположим, что дебиторская задолженность предприятия по состоянию на 01.01.2008г. – 400 тыс.руб.

Из плана прибылей и убытков следует, что размер дебиторской задолженности в 2008г. Составит 3 800 тыс.руб. (см. табл. 19), а поступления денежных средств за реализованную продукцию ожидается в сумме 3793,2 тыс. руб. (см. табл. 22).

Следовательно, по состоянию на 1 января 2009г. дебиторская задолженность должна составить:

 400 000+ 3 800 000- 3 793 200 = 406 800руб.

Запасы материалов и готовой продукции были опредлены при составлении бюджета производства (см. табл. 5).

В планируемом периоде предполагается закупка оборудования на сумму 430 тыс.руб., следовательно, к концу 2009 года его стоимость составит 1710+430 = 2140тыс.руб.

Кредиторская задолженность предприятия складывается из обязательств оплаты приобретенных материалов, задолженности по заработной плате и расчетов с бюджетом.

 Задолженность по заработной плате отсутствует, так как величина начислений соответствует величине выплат.

Задолженность по бюджету по налогу на прибыль за 2009г. составит 50 000 +161713 -195092 =16621 руб.

Задолженность поставщикам материалов определяется как

Предположим, что кредиторская задолженность предприятия на 1 января 2008 составила 150 тыс.руб., закупки материалов ожидались в сумме 481 тыс. руб.(см. табл. 22). Следовательно, размер кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2009г. определится как 150,0+481,0-586,58 =44,12 тыс.руб.

Допустим, что уставный капитал предприятия составил 2 113 000 руб.

Нераспределенная прибыль 2008г. составит 917,3 тыс.руб.(см. талб 19)

Сведения об имуществе и обязательствах предприятия сводятся в прогнозируемый баланс.[25]                                                                                                                    Таблица 23

Прогнозный баланс, как и бюджет доходов и расходов, зависит от учетной политики организации и является наиболее сложным с точки зрения методологии составления документом. Однако и он может быть рассмотрен в концепции сегментации бизнеса. Сводные бюджеты в виде прогнозного финансового результата и прогнозного баланса имеют существенную значимость для руководителей высшего уровня управления организацией: во-первых, они используются для окончательной проверки математической корректности и взаимосвязи всех бюджетов; во-вторых, позволяют выявить узкие места в обеспечении ресурсами, появлении непредвиденных обстоятельств и других неблагоприятных ситуаций, заранее разработать мероприятия по их устранению; в-третьих, позволяют рассчитать прогнозные значения коэффициентов ликвидности и провести прогнозный финансовый анализ деятельности организации.

Прогнозного баланса, статьи которого должны быть агрегированы с целью лучшей обозримости и выделения наиболее значимых позиций для проведения сравнительного анализа.

Помимо этого прогнозный баланс позволяет:

- рассчитать ожидаемые значения ряда финансовых коэффициентов (рентабельности продаж, оборачиваемости активов, коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости и т.д.) и оценить альтернативные возможности вложения денег;

- оптимизировать производственные запасы;

- спрогнозировать сумму налогов;

- установить жесткие лимиты накладных расходов в абсолютных величинах;

- выявить расхождения, случайно допущенные при составлении бюджета денежных средств и плана прибылей и убытков. Если, например, планом прибылей и убытков предусмотрен расход сырья в сумме большей, чем это предусмотрено в бюджет



2020-02-03 241 Обсуждений (0)
Финансовый бюджет. Бюджет доходов и расходов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовый бюджет. Бюджет доходов и расходов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)