Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целевые показатели и предложения, используемы при подготовке годового бюджета.



2020-02-03 221 Обсуждений (0)
Целевые показатели и предложения, используемы при подготовке годового бюджета. 0.00 из 5.00 0 оценок




Назначение целевых показателей состоит, во-первых, в определе­нии конкретных финансовых целей и соответствующих им норматив­ных результатов финансовой деятельности структурных подразделе­ний; во-вторых, в предоставлении руководству предприятия возможности осуществления контроля за изменением финансового состояния предприятия и проведения периодических корректировок.

Целевые показатели могут быть абсолютными (объем продаж, масса чистой или валовой прибыли, лимиты затрат и др.) и относи­тельными, или целевыми, нормативами (норма чистой или валовой прибыли, нормативы условно-переменных затрат и др.). Показатели могут быть также директивными (не подлежащими изменениям в течение бюджетного периода) и корректируемыми (которые подле­жат периодическому пересмотру в течение данного бюджетного пе­риода для достижения директивных показателей). К числу директив­ных показателей могут быть отнесены норма и масса чистой прибыли, лимиты общеорганизационных расходов. Для обеспечения целевого уровня этих показателей может потребоваться корректировка (эконо­мия) внутри того же бюджетного периода каких-либо статей условно-постоянных затрат, например накладных расходов.

Главной проблемой при определении целевых показателей в про­цессе бюджетирования является обеспечение их должной взаимосвя­зи, системности. При этом, во-первых, достижение показателей структурных подразделений позволяет реализовать основные финан­совые цели компании; во-вторых, определенный уровень директив­ных показателей должен быть обеспечен соответствутощими коррек­тируемыми показателями. Например, если одними из главных целе­вых показателей являются масса и норма чистой прибыли (директив­ные показатели), то объемы продаж, нормативы условно-переменных и лимиты накладных расходов должны обеспечивать расчетный уро­вень рентабельности производства. Следование принципу системно­сти предполагает также прослеживание взаимосвязи между отдель­ными показателями, осуществление контроля за тем, как изменение одних из них может отразиться на значении других. Эта взаимосвязь может прослеживаться как на уровне одного структурного подразде­ления, так и между показателями различных центров финансовой ответственности (ЦФО), центров финансового учета (ЦФУ) или мест возникновения затрат (МВЗ). Например, если прирост активов одного ЦФО за истекшую часть бюджетного периода (допустим, в результате роста запасов) оборачи­вается увеличением внешних финансовых заимствований для пред­приятия в целом, то корректировке подлежат параметры БДДС ЦФО на оставшуюся часть бюджетного периода.

Для ЦФО система целевых показателей может выглядеть сле­дующим образом[4]:

·  главные директивные показатели - сумма общеорганизационных расходов, масса чистой прибыли (на один год с разбивкой по месяцам) и ROA (за год);

·  корректируемые целевые нормативы - норма валовой (маржи­нальной) прибыли и объем продаж (с разбивкой по месяцам, изме­няемые в соответствии с бюджетным регламентом, для обеспечения директивного уровня главного показателя - чистой прибыли), коэф­фициент оборачиваемости активов;

· основные лимиты - уровень накладных расходов и первона­чальных затрат, дебиторской и кредиторской задолженности или ве­личина ее прироста, максимальный размер внешних заемных средств, минимальный уровень конечного сальдо, прирост общих активов.

Приведенный выше перечень показателей может быть сущест­венно расширен в соответствии со спецификой конкретного бизнеса и возможностями предприятия по контролю за своим финансовым по­ложением.

Для ЦФУ набор целевых показателей может быть следующим:

·  главные директивные показатели - масса и норма чистой при­были (на один год с разбивкой по месяцам);

·  корректируемые целевые нормативы - норма валовой (маржи­нальной) прибыли и объем продаж (с разбивкой по месяцам, изме­няемые в соответствии с бюджетным регламентом, для обеспечения директивного уровня главного показателя - чистой прибыли);

·  основные лимиты - уровень накладных расходов и первона­чальных затрат, максимальный размер внешних заемных средств.

Для МВЗ в качестве целевых показателей и нормативов могут использоваться только лимиты регулируемых затрат по статьям опе­рационных бюджетов и показатели их экономии (для применения схем стимулирования).

При этом если в процессе проведения план-факт анализа выявит­ся, что при исполнении бюджета не удается обеспечить нужный уро­вень директивных показателей, то необходимы корректировки для то­го, чтобы найти варианты решений по обеспечению директивных по­казателей. Например, если какой-либо ЦФО в течение первого квар­тала не выполнил задание по массе прибыли, то при осуществлении корректировок на последующие месяцы могут быть пересмотрены лимиты накладных расходов. Если план-факт анализ показывает, что при фактически достигнутых объемах продаж за истекшую часть бюджетного периода не удается обеспечить надлежащий уровень ROA, то при корректировке бюджета данного ЦФО может потребо­ваться пересмотр лимитов по приросту активов.

При установлении целевых показателей в условиях повышенной неопределенности хозяйственной конъюнктуры директивные задания могут быть не жестко фиксированы, а заданы в некоторых диапазо­нах. Для этого могут быть определены оптимистический и пессими­стический варианты. В этом случае корректировка бюджета прово­дится, когда в процессе исполнения бюджета не удается удержать ди­рективные показатели в заданных диапазонах.

Диапазоны изменений могут быть установлены и для некоторых корректируемых показателей, если этого требует соблюдение прин­ципа системности. Например, если быстрое увеличение объема про­даж одного из ЦФО (даже при условии высокого уровня рентабельно­сти бизнеса) оборачивается дополнительными инвестиционными за­тратами и, как следствие, снижением коэффициента ROA, то в бюд­жете могут быть установлены ограничения сверху на объемы продаж. Соответственно, корректировки бюджетов могут осуществляться не только, когда объемы продаж оказываются ниже запланированного уровня, но и тогда, когда они превышают верхние пределы. Сущность корректировки может заключаться также в искусственном сдержива­нии объемов продаж на оставшуюся часть бюджетного периода для соответствующего ЦФО.

Точно так же исчерпание лимита конечного сальдо БДДС одним ЦФО может не приводить к проблемам с денежными средствами для предприятия в целом, поскольку временно свободные средства других ЦФО в достаточной мере компенсируют такого рода нехватку. Но с точки зрения необходимости корректировки БДДС данного ЦФО это не имеет никакого значения. Для ЦФО дефицит денежных средств в любом случае означает временное заимствование их извне. И не важ­но, что это будет означать для предприятия в целом. Если есть внеш­нее заимствование, то за привлеченные средства нужно шэд Но тогда корректировке подлежит не только БДДС ЦФО, но и БДиР. Ес­ли один ЦФО "заимствует" денежные средства у другого ЦФО, то уровень рентабельности у первого снизится, а у второго должен уве­личиться. И корректировки бюджетов должны будут это наглядно продемонстрировать.

Сложнее ситуация с корректировкой лимитов накладных расхо­дов в сторону их увеличения по мере роста, например, объемов про­даж или массы прибыли для отдельных ЦФО. Такие решения обычно должны быть согласованы руководителем ЦФО с руководством предприятия в целом. Подобного рода анализ и бюджетный контроль воз­можны только при наличии финансовой структуры предприятия и представлении всей ее деятельности в разрезе отдельных бизнесов или статей доходов.

Если говорить о том, какая финансовая структура (с ЦФО или с ЦФУ) для предприятия лучше, то однозначного ответа здесь нет. Все определяется спецификой бизнеса. Однако в перспективе по мере роста бизнеса руководителям предприятия придется позаботиться о выделении каких-либо структурных подразделений и бизнесов в ЦФО. Этот переход в подавляющем большинстве случаев необходи­мое условие повышения конкурентоспособности. Именно ЦФО по­зволяют устанавливать полную ответственность отдельного бизнеса и его руководителей за финансовое положение и обеспечение инвести­ционной привлекательности. Добиться этого на уровне ЦФУ невозможно.

 



2020-02-03 221 Обсуждений (0)
Целевые показатели и предложения, используемы при подготовке годового бюджета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целевые показатели и предложения, используемы при подготовке годового бюджета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)