Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативное обеспечение аудита



2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Нормативное обеспечение аудита 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В нормативно-правовой базе аудиторской деятельности, действующей в России, можно выделить пять уровней (табл. 1).

Таблица 1  

Уровни регулирования аудиторской деятельности

 

Уровень регулирования Вид и наименование нормативных документов Область регулирования
1 2 3
I Федеральный закон № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе
II Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ     Регулируют аудиторскую деятельность и нормы аудита
III Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и законодательные и подзаконные нормативные акты Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг и особенности для министерств и ведомств
IV Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне объединений
V Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг

 

Первый уровень включает в себя Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал в стране над другими видами контроля. Именно принятие данного закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность РФ, относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В частности, это документы в области лицензирования и аттестации аудиторской деятельности, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов и др. В состав третьего уровня входят федеральные правила (стандарты), которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. В настоящее время Правительством РФ утверждено 31 федеральное правило (стандарты), принятые в соответствии с МСА и требованиями закона об аудиторской деятельности. Кроме того, действуют российские правила (стандарты), утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, принятые до вступления в действие закона.

Четвертый уровень включает в себя внутренние стандарты профессиональный аудиторских объединений.

Пятый уровень состоит из внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита [31, с. 26].

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, регламентирующие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, к аудиторскому заключению и к самому аудитору. С изменением экономической среды аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности [20, с. 68].

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства качества проведения аудита в суде и установления меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители профессии. Они должны выполняться независимо от условий, в которых проводиться аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого [22, с. 18].

Значение стандартов состоит в том, что они:

 - обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

- помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

- создают общественный имидж профессии;

- обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса [33, с. 8].

Стандарты аудита могут быть классифицированы по различным группам в зависимости от сферы их применения, назначения и др. (табл. 2).

Таблица 2

Классификация стандартов аудита

Классификационный признак Вид стандарта Примечание
По масштабам применения - международные; - национальные  
По назначению - общие; - рабочие; - стандарты отчетности; - стандарты по специальным заданиям; - стандарты сопутствующих аудиту услуг; - стандарты образования . Может быть детализирован по отношению к процессу аудита
По уровню регулирования - федеральные; - профессиональных аудиторских объединений; - внутрифирменные Установлен ст. 9 Закона №119-ФЗ

В таблице 3 дан перечень Федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Таблица 3

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

№ стандарта Наименование
1 2
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
2 Документирование аудита
3 Планирование аудита
4 Существенность в аудите
5 Аудиторские доказательства
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
7 Внутренний контроль качества аудита
8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль
9 Аффинированные лица
10 События после отчетной даты
11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
12 Согласование условий проведения аудита
13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
14 Учет требований нормативного правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
15  Понимание деятельности аудируемого лица
16 Аудиторская выборка
17 Получение аудиторских документов в конкретных случаях
18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
19 Особенности первой проверки аудируемого лица
20 Аналитические процедуры
21 Особенности аудита оценочных значений
22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к случаям, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.
25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую отчетность которого подготавливает специализированная организация)
26 Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированую финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
28 Использование результатов работы другого аудитора
29 Рассмотрение работы внутреннего аудитора
30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
31 Компиляция финансовой информации

 

Ряд стандартов аудита являются обязательными: это касается планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения.

Важное значение имеет также Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

Понятие существенности устанавливает размер допустимой ошибки и форму составления аудиторского заключения, а также является исходным и основополагающим для определения объема аудита.

Ошибка считается существенной, если ее пропуск (необнаружение) значительно искажает показатели бухгалтерской отчетности и влияет на решение пользователя, основанное на данной отчетности.

Поскольку бухгалтерская отчетность имеет достаточно широкий круг пользователей, каждый из них по-разному представляет уровень существенности.

Аудиторы используют концепцию существенности как основу планирования проверок при определении важных, нетипичных и содержащих ошибки статей и счетов, которым следует уделить особое внимание.

Вероятность обнаружения аудитором существенной ошибки зависит от множества факторов, к которым относятся: оценка вероятности наличия существенной ошибки, как руководством, так и самим аудитором; ограничения по времени и стоимости проверки; «ожидания» клиента, что аудитор обнаружит ошибку; степень независимости аудитора; его добросовестность; доверие внешнего аудитора системе внутреннего контроля; принятая на предприятии учетная политика и степень детализации отдельных ее положений; соответствие учетной политики требованиям нормативных документов.

Уровень существенности устанавливается на стадии планирования и зависит от особенностей клиента: отрасль деятельности, размер предприятия, сумма прибыли до налогообложения, стоимость оборотных средств, сумма валюты баланса, кредиторская задолженность, сумма капитала, наличие условных обязательств, необычные статьи в отчетности и другие. Значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке отражено в общем плане аудита.

При определении уровня существенности учитывают, как правило, два фактора: абсолютную и относительную величину ошибки. Абсолютная величина – это субъективное мнение аудитора о том, что ошибки в определенной сумме может признаваться существенной ввиду значимости суммы, независимо от других обстоятельств. Относительная величина определяется в процентном соотношении к соответствующей принятой базовой величине.

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите» аудиторские фирмы  разрабатывают внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.

Существует несколько способов расчетов уровня существенности. Рассмотрим 3 наиболее распространенных способа. В соответствии с первым аудитор может выбирать наиболее характерные показатели для конкретного предприятия

В соответствии со вторым рассчитываются несколько показателей, и за основной показатель принимается наименьшая сумма. В таблице 4 представлена информация для расчета уровня существенности ООО «АЗК-Сервис». При заполнении таблицы 4 использованы показатели отчетных форм №1 «Бухгалтерский баланс» на 31.12.2006 г. (приложение 1), №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2006 год (приложение 2).

Таблица 4

Базовые показатели и установление уровня существенности

для ООО «АЗК-Сервис»

Базовый показатель Значение базового показателя в отчетности фирмы-клиента, тыс. руб. Уровень существенности, % Сумма уровня существенности, тыс. руб.
Бухгалтерская прибыль предприятия 859 5 42,95
Валовой объем реализации без НДС 20184 2 403,68
Валюта баланса 2141 2 42,82
Общие затраты предприятия 19223 2 384,46

 

В качестве уровня существенности аудитор выбирает сумму 42,82 тыс. руб.

Третий способ рекомендован в приложении к Российскому правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Если использовать предыдущие данные, то получим следующее:

- расчет среднеарифметического значения уровня существенности (42,95 + 403,68 + 42,82 + 384,46)/4 = 218,48 тыс. руб.;

- расчет отклонения наименьшего значения уровня существенности от среднего (218,48 – 42,82) / 218,48 х 100% = 80,4%;

- расчет отклонения наибольшего значения уровня существенности от среднего (403,68 – 218,48) / 218,48 х 100% = 84,8%;

- поскольку и то, и другое значение существенно отклоняются от среднего, то принимается решение не брать их в расчет. Тогда новое среднеарифметическое значение будет равно (42,95 + 384,46) / 2 = 213,7 тыс. руб.;

- данную величину можно округлить до 200 тыс. руб. (что находится в пределах 20% - данный показатель одобрен в Российском правиле (стандарте) «Существенность и аудиторский риск»).

Если условно предположить, что аудитор может пропустить ошибку на 200 тыс. руб., то эта сумма может быть равномерно распределена между активом и пассивом (т.е. и по активу, и по пассиву допустимая равна 100 тыс. руб.). Аудитор может установить и другое соотношение распределения ошибок исходя из своего опыта практической деятельности и знания особенностей бизнеса клиента.

После этого полученный уровень существенности распределяется между значимыми статьями актива и пассива баланса в соответствии с их удельными весами в общем итоге.

Удельный вес уставного капитала в структуре пассива занимает на конец года 0,5%. Уровень существенности: 100 тыс.руб. х 0,5% : 100% = 0,5 тыс. руб.

Удельный вес статьи «Расчеты с учредителями» по выплате доходов составляет 1%. Уровень существенности: 100 тыс. руб. х 1 % : 100% = 1 тыс. руб.

Для расчетов использована таблица 2 «Структура имущества и источников его образования ООО «АЗС-Сервис» в 2006 г.

Для оценки аудиторского риска можно использовать:

- оценочный интуитивный подход;

- количественный подход.

Количественный расчет:

Аудиторский риск = внутрихозяйственный риск х риск средств контроля х риск необнаружения.

В ООО «АЗС-Сервис» на этапе планирования можно оценить внутрихозяйственный риск в 80%, риск средств контроля – 65%; риск необнаружения – 61%. Тогда аудиторский риск = 0,8 х 0,5 х 0,1 = 0,040, т.е. 4%.

Таким образом, в процессе проверки аудитор использует различные нормативно-правовые документы по вопросам правильности применения гражданского права, финансового права. Это: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические указания по вопросам учета и отчетности, приказы различных Министерств и ведомств, внутренние документы аудируемой организации. В совокупности эти правовые документы составляют нормативную базу аудита.

 



2020-02-03 269 Обсуждений (0)
Нормативное обеспечение аудита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативное обеспечение аудита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)