Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления совершенствования организации и методики аудиторской проверки учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов



2020-02-03 407 Обсуждений (0)
Направления совершенствования организации и методики аудиторской проверки учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок




С учредителями

 

Основными направлениями совершенствования организации и методики аудиторской проверки учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями являются:

- разработка таких методик проверки, в которых предусмотрены аналитические процедуры, обеспечивающие наименьший риск при подтверждении показателей отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

- создание системы внутреннего контроля в организации (внутреннего аудита).

По мнению Л.Г. Макаровой [24, с. 96] создание в аудиторских объединениях, крупных аудиторских фирмах аудиторского информационного фонда, который давал бы возможность нормативно-правового обеспечения хозяйственных операций организаций решил бы задачу наименьшего риска при аудиторской проверке.

Для этого автор предлагает структурирование основных нормативных актов в области гражданского права, налогообложения и бухгалтерского учета в разрезе объектов и операций финансово-хозяйственной деятельности организаций. Структурирование текстов позволяет объединить правила, изложенные в различных документах в разработанные алгоритмы аудиторского контроля, облегчает поиск и выборку информации при выполнении аудиторских работ.

Для выполнения таких работ предлагается создание специального справочника нормативных актов хозяйственных операций. В таком справочнике, представленном в виде таблицы, по выделенным понятиям, характеризующим объекты гражданских прав, бухгалтерского учета и налогообложения, указаны номера нормативных источников в соответствии с определенным списком, разделов, статей, параграфов, абзацев и их содержание.

Для выборки из справочника информации по запросам пользователей рекомендуется выполнить несколько шагов.

Шаг 1: Определить ключевые слова в содержании запроса.

Шаг 2: В алфавитном указателе выбрать наименования тематических рубрик, соответствующих выделенным ключевым словам; в результате выполнения этого шага рубрики могут быть:

а) найдены по всем либо некоторым выделенным ключам;

б) не найдены.

В ситуации а) следует выполнить шаги 3-7; в ситуации б) реализовать шаг 6 и перейти к шагу 3.

Шаг 3: По указателю тематических рубрик определить номера страниц словаря, к которым пользователю следует обратиться.

Шаг 4: Выбрать из тематических рубрик интересующие пользователя порции информации; в рубриках, раскрывающих характеристики элементов финансово-хозяйственной деятельности, основные ключи поиска, как правило, соответствуют наименованиям хозяйственных операций.

Шаг 5: Если ответ на запрос не получен либо пользователь желает расширить поиск, то по указателю взаимосвязей между тематическими рубриками следует выбрать для просмотра новые рубрики и повторить поиск информации, начиная с шага 3.

Шаг 6: Если при выполнении шага 2 не найдена тематическая рубрика либо ответ на запрос не получен в результате выполнения шагов 3-5, то пользователю следует установить группы элементов финансово-хозяйственной деятельности (имущество и его виды; источники финансирования; затраты и финансовые результаты; хозяйственные операции, договоры, обязательства; организации и виды деятельности), по которым ему требуется информация, и на основании специальной таблицы, отражающей состав тематических рубрик по объектам гражданских прав, бухгалтерского учета и налогообложения, выбрать интересующие пользователя тематические рубрики и перейти к шагу 3.

Шаг 7: Если пользователя постигла неудача в поиске ответа на запрос, то ему необходимо обратиться непосредственно к нормативным документам, как приведенным в списке литературы к словарю-справочнику, так и отсутствующим в нем.

В таблице 18 раскрывается соответствие между тематическими рубриками, группами и подгруппами объектов гражданских прав, бухгалтерского учета и налогообложения.

Таблица 18

Взаимосвязи  между тематическими рубриками справочника нормативных актов и объектами гражданских прав, бухгалтерского учета и налогообложения.

Объекты гражданских прав, бухгалтерского учета, налогообложения.

 

Тематические рубрики справочника
Группа Подгруппа  
1 2 3

 

Другим основным направлением совершенствования аудита, в том числе аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями является организация системы внутреннего аудита.

Организация внутреннего аудита на предприятиях государством не контролируется и не регулируется, и за внутренний аудит отвечает само предприятие, но от современного и качественного внутреннего контроля зависит не только сохранность материальных и денежных средств учредителей, но и кредитоспособность предприятия. Риск банкротства является наиболее распространенным явлением рыночной экономики.

Внутрихозяйственный контроль обеспечивает сохранность собственности, существенно влияет на выявление и мобилизацию имеющихся резервов, способствует усилению режима экономии, выявлению причин и условий, способствующих образованию потерь, совершению хищений, злоупотреблений.  

Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению.

В Уставе ООО «АЗКСервис» определено:

Текущий контроль за финансовой деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией – внутренним постоянно действующим органом контроля Общества, осуществляющим свою деятельность на основании настоящего Устава и Положения о ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия избирается Общим собранием участников в количестве 3 человек сроком на 2 года. Однако если на Общее собрание участников, проводимое не ранее чем за три месяца до истечения указанного срока, выносился вопрос об избрании нового состава ревизионной комиссии, но решение по вопросу принято не было, полномочия прежнего состава ревизионной комиссии считаются продленными на новый срок, равный двум годам.

Ревизионная комиссия должна вести подробные протоколы всех ревизий.

Ревизионная комиссия имеет право привлекать к своей работе экспертов.

Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности Общества. По требованию ревизионной комиссии Общества Директор, а также работники Общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия Общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общества до их утверждения Общим собранием участников.

Таким образом, формально внутреннему аудиту определено место в системе управления фирмой, фактически никаким внутрихозяйственным нормативно-правовым актом деятельность ревизионной комиссии не регламентирована и практически она не осуществляется.

В крупных объединениях таким внутрифирменным актом может быть Положение о структурном подразделении, которое содержит следующие разделы:

- общие положения;

- структура подразделения;

- задачи подразделения;

- функции подразделения;

- компетенция подразделения;

- ответственность;

- основные взаимосвязи подразделения с другими подразделениями.

В ООО «АЗКСервис» целесообразнее разработать Положение о ревизионной комиссии. Такое положение может состоять из статей:

1. Правовой статус ревизионной комиссии.

2. Состав ревизионной комиссии.

3. Функции ревизионной комиссии.

4. Права и полномочия ревизионной комиссии.

5. Обязанности ревизионной комиссии.

6. Оплата труда членов ревизионной комиссии.

7. Заседание ревизионной комиссии.

По статье 3 «Функции ревизионной комиссии» в части проверки учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями можно выделить следующие виды работ, которые сводятся к проверке по следующим направлениям:

- соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;

- проверка законности видов деятельности;

- установление реальности внесения сумм в уставный капитал;

- обоснованность изменений величины уставного капитала;

- аудит расчетов с учредителями, аудит налогообложения при учете формирования уставного капитала и выплате дивидендов;

- подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в части: величины и структуры уставного капитала, задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал, задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов, организационных расходов;

- установление юридических оснований для вложения, участия и выбытия из уставного капитала других экономических субъектов.

Последовательность аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями зависит от конкретного задания, полученного ревизором.

Внутренний аудитор (ревизор) проводит проверки в соответствии с планом и программой.

При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита. Внешний аудитор взаимодействует с внутренним, используя Российский стандарт аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита» [26, с. 119].

 

 

Заключение

 

Аудит является одним из видов финансового контроля и заключается в проверке и выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности с целью защиты имущественных интересов собственников.

В соответствии с определенными критериями различают следующие виды аудита:

- по отношению к аудируемому лицу – внутренний и внешний;

- по отношению к объекту аудита – аудит отчетности, аудит по специальным аудиторским заданиям;

- по обязательности проведения – обязательный аудит;

                                                     инициативный (добровольный) аудит.

Основными видами аудита является внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами. Внутренний аудит проводится штатным сотрудником самого предприятия и его основной целью является оценка надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Аудит расчетов учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями является частью аудита общих документов при проведении обязательного им инициативного аудита.

Целью аудиторской проверки учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями является экспертиза достоверности данных документов и регистров бухгалтерского учета, полноты и точности отражения в учете операций, связанных с формированием уставного капитала и расчетов с учредителями: подтверждение статей бухгалтерской отчетности, в которых находят отражение движение уставного капитала, состояние расчетов с учредителями.

В соответствии со специальным аудиторским заданием по проверке учредительных документов аудиторской организацией может быть выражено мнение относительно законности юридических документов и оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества.

Методика проведения аудита включает систему методов  (приемов).

Методы аудита ориентированы на достижение его целей, подтверждения критериев достоверности бухгалтерской отчетности, которые, в свою очередь, позволяют свидетельствовать о наличии либо отсутствии типичных ошибок в совершении и бухгалтерском учете хозяйственных операций.

Методика проведения аудиторской проверки учредительных документов, уставного капитала и расчетов с учредителями – целенаправленное последовательное исследование состояния расчетной дисциплины с помощью системы приемов проверки и определенной тактики аудита.

Методика аудита расчетов учредительных документов, уставного капитала и расчетов с учредителями включает следующие разделы:

1. Подготовка аудиторской проверки.

2. Нормативно-правовое обеспечение, внутрихозяйственные регламенты.

3. План работы аудитора.

4. Порядок проведения проверки.

5. Обсуждение предварительных результатов проверки с руководством экономического субъекта.

6. Отражение отдельных показателей в аудиторском отчете, заключении о бухгалтерской отчетности.

В ходе подготовительной работы аудитор выполняет следующее:

- устанавливает основные параметры состояния и деятельности аудируемого лица, соответствие их уставу и законодательству; проводит анализ организации управления, состояния внутреннего контроля, уровня квалификации кадров;

- осуществляет подбор необходимых законодательных и нормативных актов, инвентаризирует внутрихозяйственные регламенты на предмет их соответствия государственным нормативным актам и задачам, стоящим перед предприятием;

- уточняет объекты проверки.

Наметив объекты проверки, аудитор составляет план работы, так как эффективное проведение всех процедур в аудите базируется на их тщательном планировании.

Программа аудита является развитием общего плана и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

При аудите учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями необходимо проверить:

- соблюдены ли экономическим субъектом конкретные условия создания, регистрации и лицензирования деятельности;

- правильность оформления изменения уставного капитала путем сопоставления операций по счету 80 с соответствующими изменениями в учредительных документах организации;

- состав учредителей, обоснованность оценки вносимых ценностей, фактическое поступление вкладов учредителей, проведение по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями»;

- правильность исчисления доходов учредителей и удержания налога на доходы;

- соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал».

Обобщение выявленных замечаний по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности позволяет выразить мнение относительно законности юридических документов и оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества.

В ходе проверки аудитор использует рабочие документы, в которых фиксируется полная и детальная информация по результатам проверки, обобщаются результаты.

Аудиторы обязаны предоставить адресату письменную информацию по результатам проведения аудита. В случае инициативного аудита такая информация готовится, если это предусмотрено договором, а письменная информация выступает как часть аудиторского заключения.

В письменной информации приводятся данные с целью доведения до руководства экономического субъекта сведений о недостатках в учетных записях, в отчетности, средств внутреннего контроля, в соблюдении законодательства, а также внесения предложений по совершенствованию бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля.

Обязательно аудиторы отмечают, какие из сделанных замечаний существенное, а какие – нет, и какое влияние недостатки оказывают на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. Для того, чтобы избежать двусмысленности в этих вопросах и привлечь к ним внимание клиента, можно использовать формулировку «Мы полагаем, что данное нарушение имеет существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности, и мы включаем соответствующую оговорку в наше аудиторское заключение».

Обобщая изложенное, отметим, что цель, поставленная во введении достигнута.

В ходе работы:

- раскрыта сущность понятия аудита, его виды и значение в условиях рыночных отношений;

- определено место аудита в системе финансово-экономического контроля;

- раскрыты теоретические основы процесса аудиторской проверки, его нормативное обеспечение;

- на примере конкретной организации ООО  «АЗКСервис» дана оценка состояния сложившейся системы учета и контроля деятельности организации; рассмотрена методика аудиторской проверки учредительных документов, учета уставного капитала, расчетов с учредителями.

Рассматриваемое в настоящей выпускной квалификационной работе предприятие – ООО «АЗКСервис» не является объектом обязательной аудиторской проверки. Вместе с тем оценка работы предприятия позволяет сделать выводы о том, что в организации не налажена система внутреннего контроля; также вызывает сомнение целесообразность передачи ведения учета и составление отчетности специализированной организации.

В целях совершенствования учета и контроля за деятельностью ООО      «АЗКСервис» предложено:

- учредить бухгалтерскую службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- разработать учетную политику организации для целей бухгалтерского учета, выделив технический, организационный и методологический аспекты;

- обязать администрацию общества создать ревизионную комиссию, как это записано в Уставе  организации;

- работу ревизионной комиссии построить на основе принципов компетентности, самостоятельности, ответственности;

- провести инициативную аудиторскую проверку.

Рациональная организация учета и контроля, в том числе аудиторского за деятельностью предприятия способствует подтверждению полноты и правильности формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе показателей движения уставного капитала, состояния расчетов с учредителями, подтверждению полноты правильности исчисления налогов, связанных с этими расчетами.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001 г. №119 ФЗ.

2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129 ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. 

5.Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ.

6. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ.

7. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ.

8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2002 г. №696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия». ПБУ 1/98. Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н.

11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

12. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 23.07.2003 г. №67н.

13. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств. Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

 14. Аудит: учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Подольского, М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008 г., - 744 с.

15. Аудит: Учебник/Под ред. М.В. Мельник. – М.: Экономистъ, 2005. – 282 с.

16. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. «Внутренний аудит»: Методическое пособие. Экзамен. Москва, 2000 г., - 192 с.

17. Ахватова М.Е. Имущественный вклад в уставный капитал: учет НДС // Налоговая политика и практика, 2007, №4.

18. Герасимов И.Ю. Выплата дивидендов по итогам года // Учет. Налоги. Право. 2004 г. №2.

19. Гришенко А.В. Аудит уставного капитала и учредительных документов // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2007, №3.

20. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 г., - 544 с.

21. Концепция бухгалтерского учета и отчетность в Российской Федерации на среднесрочную перспективу//Налоговый учет для бухгалтера – М., 2004. №8 с. 108 – 111.

22. Крикунов А.В. Закон об аудите в действии. Москва: Издательство «АиН», 2002 г., 84 с.

23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Москва: ИНФА – М., 2003 г., - 688 с.

24. Макарова Л.Г. Методические аспекты, разработки внутренних стандартов аудиторских организаций. Монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2000 г., 298 с.

25. Мельникова Л.А. Учет собственного капитала // Совремнный бухгалтерский учет, 2006, №10.

26. Миронова О.А., Азарская О.А. Аудит: теория и методология. – М.: ОМЕГА – Л, 2005, - 176 с.

27. Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В. Практикум общего аудита: Учеб. – практ. пособие. – М.: Дело, 2004. – 416 с.

28. Основы аудита / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: 2003, - 254 с.

29. Парушина Н.В. Аудит уставного капитала расчетов с учредителями // Аудиторские ведомости, 2006, №1.

30. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб.пособие, - М.: Вузовский, 2006. – 302 с.

31. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова А.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. Москва: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 г., - 384 с.

32. Рогуленко Т.М. Аудит: учебник, - М.: Экономистъ, 2005. – 383 с.

33. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник / ВЗФИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000, - 239 с.

34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации. – Минск: ООО «Новое знание», 2003 – 688 с.

 

 

 

 



2020-02-03 407 Обсуждений (0)
Направления совершенствования организации и методики аудиторской проверки учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления совершенствования организации и методики аудиторской проверки учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)