Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Карпов Алексей, студент 4-го курса



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Карпов Алексей, студент 4-го курса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как отмечают западные специалисты, "глобальный страховой рынок формировался в течение последних 50 лет, Россия начала входить в него последние 5 лет. Его сущность заключается в переплетении финансовых отношений, посредством которых национальные рынки влияют друг на друга и мировой рынок в целом"[38]. Признаками глобализации страхового рынка являются:

ускорение концентрации страхового капитала, а также активный процесс покупки акций и слияния страховых компаний разных стран

интернационализация и географическое перераспределение рисков, в которое включилась даже Япония (после крупнейшего землетрясения) по каналам международного перестрахования

интернационализация финансовых операций страховщиков

Для полноценного участия нашей страны в мировом страховом хозяйстве необходима адаптация отечественного страхования к мировому страховому рынку, выравнивание уровня предоставляемых услуг, сближение с законодательными нормами, действующими в других странах, повышение авторитета отечественных страховщиков, их финансовой устойчивости и качества предоставляемых ими услуг, формирование страховой культуры в обществе, - организацию соответствующей системы подготовки кадров в области страхования.

Естественно, что адаптация не означает слепое копирование практики проведения страхования за рубежом. Должны учитываться традиции осуществления страховых операций в нашей стране, уровень развития страхового рынка, менталитет населения и т. п.

Характерными чертами страхового рынка в развитых зарубежных странах являются: наличие большого числа страховых организаций различных организационно-правовых форм, увеличение величины их капиталов и активов; расширение объема страховых операций и спектра предлагаемых услуг; создание развитой инфраструктуры страхового рынка, включающей в себя страховые пулы, систему перестрахования страховых посредников, консалтинговые и рейтинговые фирмы; наличие развитого страхового законодательства и системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций. Эти особенности важно учитывать при определении возможных направлений адаптации российского страхования к международному страховому рынку.

Одной из важных особенностей страховых рынков развитых государств является концентрация капитала. В настоящее время существуют мощные страховые монополии, связанные с крупнейшими корпорациями, действующими в других отраслях экономики. Ведущие из них имеют активы в десятки миллиардов долларов, а объем страховой премии, ежегодно собираемой ими, достигает миллиардов долларов. Поэтому для успешной конкуренции с крупнейшим страховыми организациями отечественным страховщикам прежде всего необходимо наращивать свой финансовый потенциал, размеры капитала и активов, что повысит их финансовую устойчивость и позволит увеличить объем страховых операций. А это, в свою очередь, возможно лишь при изменении отношения к страхованию в стране, осознание в обществе важности задач, решаемых с помощью страхования.

Решение этой задачи зависит от многого. Оно связано с реализацией соответствующей государственной политики, с повышением уровня доверия населения страховым компаниям и с многим другим. Но именно страховщики, прежде всего, должны формировать страховую культуру в обществе.

Страховыми организациями должно обеспечиваться безусловное выполнение принятых на себя обязательств. С учетом интересов страхователей должны заключаться договоры и решаться вопросы о страховых выплатах. Немаловажным является упрощение и ускорение, где это возможно, процесса расследования и оформления обстоятельств, связанных со страховым случаем. Также могут быть снижены размеры тарифных ставок во многих видах страхования. Таким образом, можно изменить мнение в обществе о том, что страховщики не платят по своим обязательствам, а если и платят, то минимум через пол года и мизерные суммы.

В новом законе о страховой деятельности были приняты новые требований к уставному капиталу страховых компаний. Согласно «старому» варианту, минимальный размер уставного капитала компании должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении страхования «не жизни», не менее 35 тыс. МРОТ — при страховании жизни и 50 тыс. МРОТ — при перестраховании. Новый закон определяет минимальный размер уставного капитала страховщика на основе базового размера, равного 30 млн. рублей, и соответствующих коэффициентов. Таким образом, капитал страховых компаний, специализирующихся на имущественных видах страхования, должен равняться 30 млн. рублей, на страховании жизни — 60 млн. рублей, перестраховочных обществ — 120 млн. рублей. Мнения по данному нововведению расходятся в немногом. С той позицией, что после вступления в силу этой поправки на рынке выживут только крупнейшие, согласны все. Маленьким компаниям придется либо нарастить капитал, либо объединяться, либо прекращать свою деятельность. В любом случае повышение устойчивости страховых компаний пойдет на пользу потребителю, а их клиенты получат больше гарантий.

На сегодняшний день зарегистрировано свыше 1400 страховых компаний, большинство из которых не удовлетворяют требованиям закона о минимальном уставном капитале в 30 млн. рублей ( Таблиц 1). Таким образом, по мнению экспертов ВСС, к 2007 году можно прогнозировать снижение числа страховых компаний в 2-2.5 раза — до 500-700 организаций.

 

 

Таблица 1

 

Данные об уставном капитале страховых компаний на начало 2003 [39]года

Размер уставного капитала Количество страховых компаний
Менее 10 млн. рублей 940
От 10 млн. до 30 млн. рублей 248
От 30 млн. до 100 млн. рублей 120
От 100 млн. рублей до 500 млн. рублей 74
Свыше 500 млн. рублей 26

 

 

Во многих странах мира весьма распространенной формой создания страховых организаций являются общества взаимного страхования. В странах Западной Европы их более 2000. На них приходится почти 90% рынка страхования жизни в Японии, почти 60 % - в США, более 50% рынка имущественного страхования в Швеции.

В наше стране тоже появились общества взаимного страхования, но их доля на рыке пока не велика. В то же время, взаимное страхование является весьма перспективным способом проведения страховых операций. Но для его развития в России необходимо сформировать полноценную правовую базу, и в первую очередь принять соответствующий закон. При отсутствии законодательства остается без ответа целый ряд важнейших вопросов: должны ли общества взаимного страхования проходить процедуру лицензирования или регистрации, подлежит их деятельность государственному страховому надзору и т. п.

Инфраструктура страхового рынка в развитых государствах включает в себя страховых посредников, сюрвейеров, аджастеров, консалтинговые и рейтинговые фирмы, обслуживающие страховой бизнес. В процессе адаптации российского страхования к международному страховому рынку важно сформировать аналогичную структуру.

Так, в частности, страховые брокеры играют важную роль в привлечении страхователей, оказывают помощь своим клиентам при заключении договоров страхования и в процессе ликвидации убытков после наступления страхового случая. В Великобритании через страховых брокеров заключается примерно 60% договоров страхования. В России большинство брокерских компаний выступают не на стороне страхователя, а на стороне страховщика, с которым у них заключено соглашение, и пытаются «впихнуть» любому клиенту именно его полис. Следует отметить также, что население не имеет достаточного представление о том, что такое брокерская компания и зачем она нужна, предпочитая обращаться напрямую к страховщику, наиболее разрекламированному по телевизору, не вдаваясь в подробности заключения договора.

Другие специалисты, обслуживающие страховой бизнес – сюрвейеры и аджастеры. Они осматривают имущество перед заключением договора или после наступления страхового случая, определяют его стоимость или размер нанесенного ущерба, составляют документы, необходимые для заключения договора или осуществления страховых выплат. Таких специалистов на российском страховом рынке пока мало, а для страховых компаний экономически нецелесообразно проводить своими силами работу по оценке имущества и размеров ущерба, направлять работников в длительные командировки для осмотра объектов, территориально отдаленных от страховой организации. Кроме того, далеко не всегда имеет смысл держать в своем штате специалистов узкого профиля, способных разобраться в специфике конкретного объекта или вида деятельности страхователя.

С расширением круга участников страховых отношений все более важным становится вопрос выбора страховщика, способного наилучшим образом выполнить принятые на себя обязательства, являющимся наиболее финансово устойчивым. Помощь в решении данной задачи оказывают рейтинговые агентства, функцией которых является анализ деятельности страховщиков м анализ их финансовой устойчивости. Рейтинговые агентства служат источником объективной, достоверной информации о страховом рынке и его субъектах. Особенно широко данная деятельность получила распространение в США, где функционирует целый ряд авторитетных рейтинговых агентств, например, такие, как Weiss Research, Standard and Poor’s, Moody’s и др. Для нашей страны наличие таких организаций особенно актуально, учитывая, что недоверие к страховым компаниям у населения очень велико. Отсутствие объективной информации о деятельности конкретных страховых организаций (существующая система оценки Эксперт-Ra не дает полного представления) также является причиной отказа от приобретения страховки.

Необходимо продолжить дальнейшее совершенствование налогообложения страховых операций.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков.

Эти вопросы следует рассматривать на основе анализа практики применения Налогового кодекса Российской Федерации и положений бухгалтерского учета и в связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В перспективе следует включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).

Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Одной из приоритетных задач развития национальной системы страхования, отмеченной в Концепции развития страхования в Российской Федерации от 25 сентября 2002 г, является совершенствование инвестиционной политики, предусматривающей выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, обеспечивающего расширение направлений инвестирования средств страховщиков.

В целях привлечения инвестиций для развития экономики страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции.

В «Концепции» также отмечается, что в целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить следующие меры:

повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;

установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;

установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

 

Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке

К одному из важнейших направлений адаптации российского страхового рынка к мировой системе страхования следует отнести регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке

На 1 января 1998 г. было зарегистрировано 74 страховых организаций с иностранным участием. Объем зарегистрированного капитала иностранных участников в страховых организациях равнялась 73 млн. долл. или 4,5% совокупного капитала страховых компаний в России. Доля иностранцев в общем объеме страховой премии составила 177 млн. долл. или 3%. Наибольшее число смешанных страховых компаний учреждено с участием фирм Кипра (53% компаний), далее следуют страны СНГ (6%), Великобритания (6%), Германия и Испания (по 5%), США (4%).По данным ВСС, в феврале 2002 года было официально зарегистрировано около 20 страховых компаний с иностранным участием, но если рассматривать скрытый иностранный капитал, то их число возрастает до 80.

Согласно новой редакции закона о страховом деле, совокупная доля участия иностранных компаний в капиталах российских страховщиков увеличивается с 15% до 25%, а компании из стран Евросоюза допускаются к обязательному страхованию и страхованию жизни

В целом деятельность иностранных страховых компаний в странах с переходной экономикой, включая Россию, может рассматриваться как составная часть процесса формирования частного рынка страхования. По имеющимся оценкам, доля иностранных страховщиков на рынке ряда стран Центральной Европы достаточно весома. В Венгрии на них приходится около 94% вложенных средств в страховом секторе, в Латвии – 50%, в Чехии – 35%, в Словакии и Эстонии – около 30%, в Польше – 17%. Однако роль иностранных компаний и их влияние на развитие страхового дела в стране не поддается однозначной оценке.

Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участия на российском страховом рынке свидетельствуют следующие факты.

Улучшение обслуживания в сфере страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к удешевлению страховых услуг и повышению их эффективности.

Передача новых технологий и ноу-хау. Иностранные страховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и приобретя опыт работы в организации с иностранным участием при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.

Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

Важность сохранения национального контроля за страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение о создании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все виды страховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможно для некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будут сохранены за национальными страховщиками.

Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

 

«Согласование страхового законодательства стран СНГ и его сближение с международным законодательством»



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Карпов Алексей, студент 4-го курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Карпов Алексей, студент 4-го курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)