Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления укреплению финансового состояния предприятия



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Основные направления укреплению финансового состояния предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Финансовое положение предприятия, его показатели ликвидности и платежеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие активы, превращаются в реальные деньги.

Одним из важнейших показателей эффективного управления оборотными средствами является высокая оборачиваемость оборотных активов. Отсюда основная задача рационального управления оборотными средствами предприятия заключается в том, что всеми силами и средствами следует сокращать период оборачиваемости оборотных средств в целом и по каждой из наиболее весомых составляющих.

Показатели оборачиваемости оборотных средств имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.

Кроме того, увеличение скорости оборота текущих активов при прочих равных условиях отражает повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Особую значимость имеют указанные показатели в условиях экономики переходного периода.

Решение задачи сокращения периода оборота оборотных средств в ООО "Мега Сервис" заключается в снижении периода оборота каждой из наиболее весомых составляющих текущих активов, то есть запасов материалов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности.

Возникшие совершенно иные условия финансово - производственной деятельности предприятий обусловили поиск новых решений проблемы управления оборачиваемостью оборотного капитала.

Рассмотрим способы решения данной задачи по основным из составляющих оборотных средств для ООО "Мега Сервис".

Для сокращения периода оборота и соответственно увеличения значения коэффициента оборачиваемости применительно к запасам материалов и покупных изделий (равно как и для всех других, особо значимых по величине слагаемых оборотных средств) необходимо реализовать комплекс организационно - технических и финансовых мер.

Значение коэффициента оборачиваемости возрастает с уменьшением среднего значения оборотных средств, вложенных в запасы материалов и покупных изделий.

Одним из эффективных способов минимизации средств в запасах материалов в условиях экономики переходного периода является внедрение на предприятии методики оптимального вложения средств в запасы материалов и покупных изделий. Важно подчеркнуть, что методика оптимального вложения средств в запасы материалов охватывает, строго говоря, только основные материалы и покупные изделия, необходимые на конкретном этапе работы предприятия.

Однако, как известно, в состав запасов оборотного капитала предприятия помимо средств в основных материалах входят средства, вложенные во вспомогательные материалы, упаковочные материалы, топливо, запасные части для ремонта.

И хотя объемы средств, вложенные в основные материалы и покупные изделия, несопоставимо выше, минимизация средств в другие составные части запасов - такая же важная задача. Иначе говоря, в процессе минимизации средств, вкладываемых в запасы материалов, ни в коем случае не следует ослаблять внимание к расходованию средств на вспомогательные материалы, упаковочные материалы, топливо, запасные части для ремонта.

В числе других способов, влияющих на минимизацию затрат в запасах материалов в ООО "Мега Сервис", следует отметить:

установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива;

замена дорогостоящих видов материалов и топлива более дешевыми без снижения качества продукции;

систематическая проверка состояния складских запасов.

Для более глубокого исследования проблемы ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия в целом и в каждой наиболее значимой составляющей текущих активов рассмотрим вопрос регулирования длительности производственного и финансового циклов.

Длительность производственного цикла определяется как сумма периодов оборотов запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции.

Финансовый цикл больше производственного на период оборота дебиторской задолженности и период оборота авансов поставщикам материалов.

Таким образом, оборачиваемость текущих активов тем выше, чем меньше продолжительность производственного и финансового циклов.

Эффективное управление производственным и финансовым циклами ООО "Мега Сервис" состоит в решении совокупности следующих задач:

сокращение производственного цикла и соответственно уменьшение периода оборота материалов, уменьшение периода оборота незавершенного производства, уменьшение периода оборота готовой продукции;

уменьшение периода оборота дебиторской задолженности;

уменьшение периода оборота авансов за материалы, то есть сокращение времени между оплатой материалов и их поступлением на предприятие.

Одной из весомо составляющих оборотных средств предприятия является дебиторская задолженность. Соответственно оборачиваемость средств в составе дебиторской задолженности существенно влияет на оборачиваемость всех оборотных средств предприятия. Следует подчеркнуть, что решение задачи ускорения оборачиваемости средств в дебиторской задолженности - одна из сложнейших задач финансового менеджмента на предприятиях. Сложность решения этой задачи обусловлена тем обстоятельством, что по существу, период оборота в дебиторской задолженности (измеряемый в днях) стал измеряться не днями, а месяцами и даже годами. Более того, нередки случаи, когда дебиторская задолженность по срокам возникновения переходит в безнадежные долги. Изложенное не может не осложнить поиск путей решения проблемы. В свою очередь, повышение удельного веса в составе оборотных средств дебиторской задолженности, которая является одним из важнейших источников поступления денежных средств на предприятие при погашении задолженностей, приводит к росту дефицита денежных средств. Именно поэтому управление оборачиваемостью средств дебиторской задолженности в современных условиях - одно из самых приоритетных направлений финансового менеджмента предприятий. Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе [19, с 384 - 385]. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционную и ценовую политику. Основное внимание при этом уделяется выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.


3.2 Мероприятия по укреплению финансовой устойчивости ООО "Мега Сервис" и расчет их эффективности

 

В результате проведенного анализа финансового состояния ООО "Мега Сервис" для оптимизации структуры баланса можно выделить следующие мероприятия:

1. Для сокращения дебиторской задолженности и ее доли в составе текущих активов предприятию ООО "Техника - дизайн" необходимо выбирать надежных партнеров по бизнесу и оптимальную схему взаимодействий с ними, осуществляя:

оценку деловой репутации партнеров;

оценку масштабов деятельности партнеров;

оценку рискованности бизнеса партнеров и их финансовой прочности;

систематический анализ финансового состояния партнеров по их публичной отчетности;

систематический контроль за задолженностью партнеров и управление ею;

оценку последствий от смены партнеров.

контроль на этапе заключения договоров с покупателями товарной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо в договоре предусмотреть в качестве формы расчета за выполненные работы по инкассо в безакцептном порядке. Данная форма расчета предусмотрена Положением от 08 сентября 2000г. №120-П Центрального банка Российской Федерации "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Преимущество такой формы расчетов для исполнителя работ по договору состоит в том, что заказчик обязан оплатить немедленно по предъявлении документов о сдаче работ исполнителем, то есть в безакцептном порядке. Другое дело, что заказчик не всегда согласен с такой формой расчетов, но это уже вопрос, решаемый договаривающимися сторонами.

При возникновении безнадежных долгов, предприятию необходимо обращаться к принудительному взысканию долгов через арбитражный суд для:

взыскания суммы долга с инфляционной надбавкой;

взыскания недополученной суммы прибыли из-за отвлечения средств из оборота;

взыскания штрафных санкций за нарушение договорных обязательств.

В случае просрочки исполнения договорных обязательств по оплате более, чем на три месяца необходимо обязать менеджеров истребовать задолженность путем предъявление иска в арбитражный суд. Только когда дебиторскую задолженность можно считать истребованной, учитывать ее в общеустановленном порядке и не списывать ее с баланса в течении срока исковой давности.

Формы учета и списания неоплаченной дебиторской задолженности представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Формы учета дебиторской задолженности

Виды дебиторской задолженности Данные по расчетам и исполнению договорных обязательств Формы учета и списания дебиторской задолженности
Непросроченная Не истек срок исполнения договора и (или) установленный предельный срок (3 мес.) исполнения обязательств по расчетам Учитывается на счетах расчетов
Просроченная неистребованная Истек срок исполнения договора и (или) срок исполнения обязательств по расчетам (1-я форма) Списывается как безнадежная задолженность на убытки. Налогооблагаемая прибыль не уменьшается
Просроченная истребованная Не истек срок исковой давности Истек срок исковой давности (2-я форма) Учитывается на счетах расчетов. Списывается на финансовые результаты. Налогооблагаемая прибыль уменьшается.

 

Первая форма связана с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленную по договору товарную продукцию. Предельный срок исполнения обязательств по расчетам, как было отмечено выше, - 3 месяца с момента фактического получения товара, приемки работ. Такая дебиторская задолженность называется просроченной (неистребованной).

Вторая форма связана с истечением срока исковой давности по исполнению обязательств между сторонами договора.

Указанная работа по контролю дебиторской задолженности совмещается с анализом дебиторов, который позволяет исключить на будущее дебиторов с высоким риском.

. ООО "Мега Сервис" должно отслеживать и налаживать работу по формированию оборотных средств путем нормирования и контроля. Это позволит вывить внутренние резервы от нерационального использования средств и направить их на покрытие некоторых из коммерческих расходов, что в свою очередь, увеличит прибыльность, а предприятие будет стремиться к достижению безубыточной работы за счет более рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь. Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья.

. Необходимо обратить внимание на открытие доступа к кредитным ресурсам банков, особенно к долгосрочным кредитам. Это поможет минимизировать величину коммерческого и налогового кредитов и сократить кредиторскую задолженность до оптимальных размеров, что позволит оптимизировать структуры пассива.

. Для увеличения роста объема выручки, а, следовательно, и получения дополнительной прибыли необходимо уделить особое внимание расширению розничной сети.

В регионах России наметились положительные тенденции перехода торговли прессой на современные стандарты. Точки продаж прессы в супермаркетах и на почтовых отделениях играют пока незначительную роль (3% и 6% соответственно) по сравнению с традиционно высокими показателями работы киосковых сетей, которые занимают 37% рынка, поэтому их появление как альтернативных форм продаж представляется очень важным для дальнейшего развития рынка.

Таким образом, на сегодняшний день в России в целом сложилась достаточно разветвленная структура розничного рынка распространения прессы, включающая в себя в основном киосковые сети. Поэтому предприятию необходимо расширить розничную сеть на 4 дополнительных киоска в течение одного года. Для более рационального распределения денежных средств необходимо вводить новые киоски ежеквартально. Расчеты по данному предложению приведены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

Ожидаемые результаты реализации мероприятия по расширению розничной сети (в тыс. руб.)

Статьи расходов

2011 год

Итого
  1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал  
Расходы на приобретение готового киоска 450 450 450 450 1800
Амортизация 90 90 90 90 360
Приобретение специализированного оборудования для торговли в киоске 8 8 8 8 32
Расходы на электроэнергию в год 1,5 3 4,5 6 15
Количество работающих продавцов, чел 2 4 6 8 8
Заработная плата продавцов в год 36 72 108 144 360
Прочие расходы 13 26 39 52 130
Итого расходов 598,5 649 699,5 750 2697
Прогнозная выручка 200 530 860 1190 2780
Прибыль от продаж  - 398,5 -119 160,5 440 83

 

Таким образом, с учетом расширения розничной сети выручка в 2010 году увеличится до 49790 тыс. рублей, а прибыль от продаж увеличится на 83 тыс. рублей и составит 2407 тыс. руб.

Приведем данные по расчету коэффициентов, показывающих эффективность предложенного мероприятия с учетом увеличения выручки от продаж.

Рентабельность продаж, которая показывает, сколько прибыли предприятие получит с 1 рубля выручки. Данный показатель рассчитывается по формуле:

 

, (3.1)

 

где Пр - прибыль от продаж, тыс. руб.;

Вр - выручка от реализации, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости текущих активов показывает, сколько оборотов совершают оборотные активы за период, и рассчитывается по формуле:

 

, (3.2)

 

где ТА - текущие активы, тыс. руб.; Вр - выручка от реализации, тыс. руб. Оборачиваемость текущих активов в днях показывает, за сколько дней оборотные активы совершают один оборот. Данный показатель можно рассчитать по формуле:

 

, (3.3)

 

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, показывает, сколько оборотов совершают материально-производственные запасы за период. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

 

, (3.4)

 

где МПЗ - материально-производственные запасы, тыс. руб.;

Вр - выручка от реализации, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств, показывающий количество оборотов денежных средств за период и рассчитывается по формуле:

 

, (3.5)

 

где ДС - денежные средства, тыс. руб.

Коэффициент погашения дебиторской задолженности показывает, какими темпами в среднем погашается задолженность дебиторов и рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности к выручке.

Расчетные данные по выше приведенным коэффициентам приведены в таблице 3.3.

Разработка получения дополнительного дохода путем расширения розничной сети позволит получать дополнительную прибыль, а, следовательно, существенно улучшить финансовое состояние и тем самым сократить кредиторскую задолженность.


Таблица 3.3

Влияние расширения розничной сети на показатели оборачиваемости и рентабельности

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год
Рентабельность продаж (Рпр) 0,1 0,06 0,05
Коэффициент оборачиваемости текущих активов ( ) 6,37,59,6      
Оборачиваемость текущих активов в днях ( ) 574837,5      
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов ( ) 9,313,016,8      
Коэффициент оборачиваемости денежных средств ( ) 101120561912      
Коэффициент погашения дебиторской задолженности ( ) 0,050,050,04      

 

Из таблицы 3.3 видим, что в результате предложенного мероприятия в 2011 году оборачиваемость текущих активов в днях снизится, а коэффициент оборачиваемости текущих активов увеличится, что является одним из положительных результатов деятельности предприятия, хотя рентабельность продаж значительно не увеличиться, что будет связано с большими затратами в данном периоде. Также видим, что прогноз увеличения выручки положительно влияет: на коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, значение которого увеличилось, а это значит, что материально-производственные запасы будут совершать на 3,8 оборота больше; на коэффициент оборачиваемости денежных средств, прогнозное значение которого составит 1912 оборотов. Коэффициент погашения дебиторской задолженности значительных изменений не претерпит.

. Для экономии расходов на доставку продукции от поставщиков, необходимо подобрать партнера, предлагающего более низкие цены на ее доставку. Это позволит предлагать клиентам продукцию по более низким ценам, что позволит не только занять на рынке прочную позицию и вести конкурентную борьбу, но и даст возможность привлечения новых клиентов.

Для обоснования эффективности данного мероприятия приведем расчеты в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4

Расчет экономии расходов на доставку продукции

Наименование 2010 год 2011 год
Масса груза (продукции) в месяц, кг 8800 8800
Масса груза (продукции) в год, кг 105600 105600
Стоимость перевозки 1 кг груза, руб. 15 12
Итого расходы на доставку, тыс. руб. 1584 1267

 

Таким образом, из таблицы 3.4 видим, что при смене партнера с более выгодными ценами за услуги доставки (в нашем случае прогнозная цена за перевозку 1 кг груза составляет 12 рублей) предприятие экономит до 317 тыс. рублей в год при получении одинаковой массы продукции. Отсюда можно вывести зависимость - чем больше масса продукции, тем выгоднее будет данное предложение, а, следовательно, снизится себестоимость продукции.

. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать рекламная компания для привлечения новых оптовых и розничных покупателей и маркетинговый анализпо изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формированию на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. Оценка ассортиментной политики предприятия позволит выявить труднореализуемые товары и наоборот, товары, пользующиеся повышенным спросом, что в свою очередь значительно отразится на результатах продаж.

Структура продукции представлена в таблице 3.5.

 


Таблица 3.5

Структура продукции ООО "Мега Сервис"

Вид продукции

Объем реализации, тыс. руб.

Структура товарной продукции, %

Прибыль от продаж, тыс. руб.

  2010 год 2011 год 2010 год 2011 год Изменение 2010 год 2011 год
Журналы 11137 18432 50 57,5 +7,5 1162 1507
Газеты 7795 7052 35 22 -13 813 576
Книги 1114 2244 5 7 +2 116 183
Канцелярские товары  2227  4328  10  13,5  +3,5  232  354
Итого 22273 32056 100 100 - 2324 2620

 

Из таблицы 3.5 видно, что более доходными видами являются журнальная и газетная продукция, которые имеют более высокий уровень прибыли от продаж. В то же время уровень продаж по книжной продукции и канцелярским товарам значительно ниже, хоть и удельный их вес в 2010 году значительно изменился.

Рассмотрим два варианта прогнозного увеличения продаж на 10% на категории с высокой долей прибыли и низкой долей прибыли.

)   Влияние увеличения на 10% объема реализации книжной продукции и канцелярских товаров на изменение прибыли от продаж при других неизменных показателях. Данные представлены в таблице 3.6.

 

Таблица 3.6

Расчет влияния структуры книжной продукции и канцелярских товаров на сумму прибыли от ее реализации в 2011 году

Вид продукции

Объем реализации, тыс. руб.

Структура товарной продукции, %

Прибыль от продаж, тыс. руб.

  2010 год 2011 год 2010 год 2011 год Изменение 2010 год 2011 год
Журналы 18432 18432 57,5 56,3 -1,2 1507 1507
Газеты 7052 7052 22 21,5 -0,5 576 576
Книги 2244 2468 7 7,5 +0,5 183 201
Канцелярские товары  4328  4761  13,5  15  +1,5  354  389
Итого 32056 32713 100 100 - 2620 2673

 

В связи с увеличением объема реализации книжной продукции и канцелярских товаров на 10% изменилась общая структура продукции, а именно по данным видам продукции - в сторону увеличения. В результате, прибыль от продаж увеличится на 53 тыс. руб.

) Влияние увеличения на 10% объема реализации журнальной и газетной продукции на изменение прибыли от продаж при других неизменных показателях. Об успешном развитии и перспективности журнального сегмента рынка и газет свидетельствует постоянно возрастающая конкуренция между его игроками, а также высокие темпы роста доходов от рекламы. По мнению экспертов в ближайшие годы журнальный рынок будет развиваться более высокими темпами, нежели газетный.

Из приведенных расчетов в таблице 3.8 видим, что увеличение объема реализации на 10% по журнальной и газетной продукции приводит к росту прибыли от продаж на 209 тыс. руб.

Таким образом, при увеличении объема продаж на 10% по всем видам продукции прибыль составит 2882 тыс. руб., что на 262 тыс. руб. больше, чем в 2010 году.

Изложенные методы укрепления финансовой устойчивости предприятия охватывают практически весь комплекс возникающих проблем и позволяют значительно повысить эффективность управления капиталом предприятия.




2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Основные направления укреплению финансового состояния предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления укреплению финансового состояния предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)