Механизм управления расходами на социальную сферу
Управление социальными расходами достаточно сложный процесс. Он не укладывается в простую схему, так как связан не только с процедурами финансового планирования и контроля за эффективностью произведенных расходов. Кроме того он включает в себя элементы, направленные на выбор стратегии управления социальными расходами, а также конкретных моделей ее реализации. Управление социальными расходами происходит в нескольких управленческих контурах: институциональном, налогово-бюджетном, социального бюджетирования, административном. Институциональныйконтур управления осуществляется на уровне государства в целом. Это высший уровень. В сферу его полномочий входит определение общих условий осуществления социальных расходов. Основными участниками данного уровня управления являются Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент и Правительство, поскольку именно они осуществляют принятие законодательных актов. Налогово-бюджетный контур управления осуществляется также на уровне государства. Он включает в себя систему отношений, определяющих источники, принципы, уровни, размер, структуру и порядок финансирования социальных расходов. Участниками данного процесса выступают уже не высшие органы исполнительной и законодательной власти, а федеральные министерства и ведомства и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К этим участникам относятся: во-первых, органы, отвечающие за разработку бюджета и налоговой политики (Минфин России, Министерство по налогам и сборам, Минэкономразвития России); во-вторых, отраслевые министерства и ведомства, курирующие определенные направления реализации социальной политики (Министерство труда, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство здравоохранения); в-третьих, региональные правительства. Более низким уровнем управления социальными расходами является уровень социального бюджетирования. Социальное бюджетирование - контур управления, которое реализуется на уровне конкретных участников. Он включает не только планирование социальных расходов, но и их непосредственное исполнение. Таким образом социальное бюджетирование представляет из себя комплекс отношений, складывающихся между его участниками по поводу финансового планирования, исполнения и оценки социально-экономической эффективности конкретных статей бюджетных расходов на социальные цели. Социальное бюджетирование осуществляется на основе применения специализированных процедур и методологий [37, с.28]. К участникам социального бюджетирования относятся: министерства и ведомства (включая их функциональные подразделения), региональные правительства (в том числе региональные социальные министерства и департаменты), а также оказывающие социальную помощь (услуги) государственные учреждения и предприятия (государственные и негосударственные) - получатели финансовых ресурсов. В рамках социального бюджетирования решаются следующие задачи: - определяются приоритеты социальных расходов; - прогнозируется количество получателей социальной помощи по отдельным направлениям социальной защиты (в отраслевом и региональном разрезах); - формируется структура социальных расходов по конкретным видам социальных услуг или видам социальной помощи; - рассчитывается потребность в социальных расходах; - разрабатываются финансовые нормативы затрат на оказание социальных услуг или видов социальной помощи (социальных пособий); - осуществляется исполнение социальных расходов; - проводится сбор и анализ административных данных, характеризующих процесс оказания социальных услуг и социальной помощи (выплат) нуждающимся гражданам; - анализируется эффективность оказания социальных услуг и социальных выплат (по видам и группам); - формируются предложения по сокращению видов социальных расходов, изменению их структуры; - готовятся предложения по изменению техники расчетов потребности в социальных услугах и социальных выплатах. Социальное бюджетирование предполагает, что на данном уровне его участники, исполняя федеральные законодательные акты, действуют согласно принятым процедурам. Именно на данном уровне управления производится основная оценка эффективности всех видов социальных затрат. Более низким уровнем управления социальными расходами является административный контур управления. Административный контур управления предполагает регулирование отношений, которые связаны с непосредственным исполнением социальных услуг и выплат (оказанием услуг конкретным гражданам). Основными участниками административного контура управления являются государственные социальные учреждения (например, центры занятости, районные и городские органы социального обеспечения и т. п.) или предприятия (протезно-ортопедические, центры социальной реабилитации, учебные центры и т. п.). К основным задачам административного контура управления относится: - проверка прав граждан на оказание социальной помощи или предоставление социальных услуг (в соответствии с действующими нормативными актами и ведомственными правилами); - исполнение социальных расходов (через оказание услуг и выплаты социального характера); - анализ и управление производительностью оказания социальных услуг; - анализ и управление эффективностью оказания услуг; - формирование административных данных, характеризующих процесс оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг (формирование базы данных по конкретным получателям социальной помощи или социальных услуг, подготовка бюджетно-финансовой отчетности о произведенных расходах, подготовка отчетов о качестве и количестве предоставленных услуг); - подготовка запросов в вышестоящие организации по объемам и структуре расходов на оказание помощи и предоставление услуг населению. Все контуры управления социальными расходами связаны между собой посредством обмена данными и, дополняя друг друга, создают общую систему администрирования или так называемый бюджетный цикл. Механизм управления имеет не только вертикальную, но и горизонтальную структуру, которая условно может быть представлена в виде модели социального бюджетного процесса. Бюджетный процесс социальной политики представляет собой систему взаимосвязанных процедур, предназначенных для управления разработкой, финансированием и реализацией социальной политики государства [37, с.30]. Специфика бюджетирования в Российской Федерации заключается в интеграции стратегического и финансового планирования. Целесообразность такого подхода обусловлена тем, что в России учреждения социальной сферы почти полностью находятся в ведении государственных и муниципальных органов власти, а основным источником для финансирования социальных расходов являются бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные социальные фонды. Государство в таком случае выполняет функции как стратегического планирования, так и распределения ресурсов, оперативного управления реализацией социальной политики и контроля за эффективностью данной работы. Бюджетные процедуры объединены в цикл, который с точки зрения периода его реализации может быть: - в пределах двух лет (года, предшествующего планируемому, и собственно финансового года), когда речь идет о годовом бюджете; - в пределах среднесрочного периода (двух-трех лет), когда речь идет о перспективном финансовом плане. Бюджетирование социальной политики включает следующие основные этапы: - прогнозирование социального бюджета, включая прогноз социально-экономического развития страны; - определение целей социального бюджета, в том числе стратегическое планирование; - планирование социального бюджета, включая финансовое планирование; - согласование и утверждение социального бюджета; - исполнение социального бюджета (финансирование социальной политики); - мониторинг и контроль социального бюджета. Очевидно, что прогнозирование социального бюджета отчасти базируется на данных мониторинга его исполнения в предыдущем периоде, поэтому точка отсчета бюджетных процедур является достаточно условной [34, с.40]. Прогнозирование социального бюджета предполагает разработку прогнозов различных аспектов социальной политики: - прогноз состояния социально уязвимых категорий населения (демографической структуры населения, уровня жизни и доходов населения, уровня безработицы, потребности населения в бюджетных услугах и др.); - прогноз развития системы учреждений социальной сферы (образовательных, медицинских, социальных и др.); - прогноз влияния факторов внешней среды (например, макроэкономических параметров развития Российской Федерации). Результаты прогноза социального бюджета используются при определении целей и задач социальной политики на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу, при планировании мероприятий социальной политики и объемов их финансирования. Данные прогноза социальной политики предоставляют первичную информацию для определения целей социального бюджета как одного из важнейших инструментов реализации социальной политики. Определение целей социального бюджета имеет большое значение для бюджетного процесса в целом. Иерархия целей социальной политики тесно связана с периодом, необходимым для их достижения. Общие цели социальной политики определяются на долгосрочную перспективу и формулируются качественными категориями. В отличие от общих целей цели на среднесрочную перспективу характеризуются более конкретными количественными показателями. Кроме того, они могут содержать определенную иерархию (с точки зрения последовательности достижения или важности в решении общих целей социальной политики). Цели социальной политики на очередной год представляют собой количественные величины, которые отражают изменение набора показателей, характеризующих состояние целевых групп населения (малообеспеченных семей, инвалидов, детей-сирот и др.). Ограничения, возникающие при реализации бюджетного процесса по различным причинам (например, недостаточные финансовые ресурсы), вынуждают устанавливать приоритеты между целями социальной политики. Приоритеты социальной политики могут быть определены исходя из различных критериев, например уровня социально-экономического развития регионов, степени нуждаемости разных групп населения, социальной значимости направлений социальной политики, наличия достаточного уровня ресурсов для их реализации. Определение целей социальной политики дополняется разработкой так называемых социальных стандартов. Под социальными стандартами понимается количественное выражение уровня социальной защищенности или объема предоставляемых социальных льгот или благ гражданам, нуждающимся в социальной защите [34, с.60]. Социальные стандарты, в свою очередь, могут рассматриваться как разновидность приоритетов социальной политики, определяемых государством. Внедрение или изменение социальных стандартов неизменно ведет к изменению объемов бюджетных расходов на социальную политику. К важнейшим государственным социальным стандартам можно отнести: минимальный размер оплаты труда и пенсий, прожиточный минимум («потребительская корзина»), государственные стандарты на образовательные, медицинские и социальные услуги населению. Необходимость координации целей и приоритетов социальной политики обусловлена противоречиями, возникающими между федеральными органами исполнительной власти в процессе их определения. Согласованная и утвержденная правительством программа реализации социальной политики в стране является нормативно-правовой базой для проведения следующих этапов бюджетного процесса. Особенно важной роль программного документа становится на этапе согласования социального бюджета. Цели и приоритеты социальной политики являются основой для планирования социального бюджета: разработки мероприятий, направленных на их достижение, определения необходимых финансовых затрат. Кроме того, в рамках мониторинга социальной политики ее результаты сравниваются с заявленными целями. Планирование социальногобюджета - это следующий этап бюджетного цикла. Планирование социального бюджета представляет из себя набор процедур, в ходе реализации которых осуществляется определение количественных показателей финансовых затрат на реализацию отдельных направлений социальной политики. Оно включает в себя целый ряд задач, результатом которых является бюджетная заявка. К ним относятся: - разработка мероприятий социальной политики; - разработка целевых показателей реализации мероприятий социальной политики; - разработка финансовых (стоимостных) показателей социального бюджета; - оценка ожидаемой эффективности расходов социального бюджета. Разработка мероприятий социальной политики и целевых показателей их реализации осуществляется с учетом целей и задач государственной социальной политики, сформулированных и утвержденных на предыдущем этапе. Важнейшим элементом планирования социального бюджета являются финансовые нормативы - количественные показатели, отражающие допустимый с точки зрения бюджетной политики уровень материальных затрат на оказание каких-либо видов социальных услуг или осуществление выплат пособий, предоставление льгот и т. п. Нормативы финансовых затрат определяются на основе государственных социальных стандартов с учетом региональной дифференциации уровня цен, утвержденных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и энергоносители, средний уровень цен на приобретение необходимых товаров или услуг, которые используются при реализации мероприятий социальной политики. Разработка финансовых показателей социального бюджета осуществляется на основе утвержденных целевых показателей реализации мероприятий социальной политики на очередной год и финансовых нормативов. Результаты расчета финансовых показателей социального бюджета и оценки ожидаемой эффективности расходов социального бюджета называются финансово-экономическим обоснованием бюджетной заявки, которое играет немаловажную роль при согласовании социального бюджета. Согласование социального бюджета,в сущности, является продолжением политического диалога, начало которого было положено в процессе координации целей социальной политики. Однако если программный документ, утвержденный правительством на первом этапе, характеризуется преимущественно качественными показателями, то в данном случае речь идет о конкретных мероприятиях и финансовых затратах. Основными участниками процедуры согласования социального бюджета выступают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие формирование и реализацию социальной политики, и федеральный орган, ответственный за исполнение бюджета. Арбитром в процессе согласования бюджетной заявки является правительство, которое представляет проект федерального закона о бюджете в орган законодательной власти. С момента принятия закона о бюджете начинается исполнение социального бюджета. Министерство финансов составляет сводную бюджетную роспись, которая доводится до федеральных органов исполнительной власти. Распределение средств федерального бюджета по регионам осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Региональные органы исполнительной власти и территориальные органы министерств и ведомств распределяют доведенные объемы бюджетных ассигнований по подведомственным бюджетополучателям на местном уровне. Финансирование мероприятий социальной политики осуществляется на региональном и местном уровнях в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных вышестоящими распорядителями бюджетных средств. В рамках исполнения бюджета выделяется еще одна важная стадия - это мониторинг социального бюджета. Мониторинг социального бюджетаосуществляется в процессе бюджетного финансирования и реализации мероприятий социальной политики. Система мониторинга социального бюджета предназначена для контроля за целевым характером и эффективностью использования бюджетных средств и включает следующие основные элементы: - подсистему сбора информации о реализации социальной политики; - подсистему анализа и оценки результатов реализации социальной политики; - подсистему подготовки и принятия управленческих решений о реализации социальной политики. В рамках мониторинга социального бюджета производится оценка: - целевого характера использования бюджетных средств; - выполнения плановых показателей финансирования и реализации мероприятий социальной политики; - социально-экономических последствии реализации мероприятий социальной политики; - степени достижения целей социальной политики. По результатам оценки вышеуказанных характеристик разрабатываются управленческие решения, регламентирующие: - цели и приоритеты социальной политики; - плановые показатели финансирования и реализации социальной политики; - распределение бюджетных средств на финансирование социальной политики. Данные мониторинга социального бюджета используются при подготовке прогноза показателей, необходимых для подготовки проекта бюджета на следующий год, а также для уточнения прогноза социального бюджета на среднесрочную перспективу. Таким образом, цикл социального бюджета состоит из нескольких важных стадий, которые, взаимно дополняя друг друга, образуют беспрерывный процесс: конец одного этапа означает начало другого.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (134)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |