Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 Анализ финансовой системы пенсионного обеспечения



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Глава 2 Анализ финансовой системы пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование и назначение бюджета Пенсионного фонда в РФ

Пенсионный фонд является самым крупным из социальных
внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных
социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно
1/3 федерального бюджета Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда РФ – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской федерации [8, с.5].

Средства бюджета являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов и утверждается ежегодно по представлению Правительства РФ.

 Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

В составе бюджета отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых
счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных штрафных санкций;

- доходов от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда уплачивают такие субъекты пенсионного страхования, как:

- работодатели-предприятия, учреждения, организации;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- индивидуальные предприниматели;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

Средства бюджета имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

- доставку пенсий;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности организации.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица [8, с.18].

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном законом порядке.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

 

Долгосрочные прогнозы развития системы обязательного пенсионного страхования

Начиная с 2001 года, Пенсионный фонд РФ регулярно публикует долгосрочные прогнозы развития системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Прогнозы баланса Пенсионного фонда разрабатываются с использованием актуарной модели.

Специалисты Пенсионного фонда РФ продолжают работу по совершенствованию созданной модели, увеличению возможностей ее адаптации к различным изменениям в пенсионном законодательстве, расширению спектра оцениваемых показателей.

Прогноз баланса Пенсионного фонда на период 2004-2020гг., подготовлен с учетом изменения сценарных макроэкономических и демографических параметров, Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год» и последних изменений в действующем пенсионном законодательстве.

Актуарное оценивание системы обязательного пенсионного страхования в 2004-2020 гг. осуществлялось в соответствии с основными показателями прогноза социально–экономического развития России на период до 2050 года, представленными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации письмом от 15.12.2002 г. №АД – 1238/09 (таблица 2).

 

Таблица 2 - Прогноз социально-экономического развития России

Показатели

Годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2015 2020
Темп роста ВВП в постоянных ценах, в разах 1,06 1,06 1,06 1,06 1,06 1,06 1,06 1,05 1,05

 

 

Продолжение таблицы 2

Показатели

Годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2015 2020
ВВП в фактических ценах, млрд.руб. 15250 17590 20200 23080 26260 29780 33660 57930 92540
Темп роста ВВП в фактических ценах, в разах к предыдущему году 1,17 1,15 1,15 1,14 1,14 1,13 1,13 1,11 1,09
Дефлятор ВВП по отношению к предыдущему году, раз 1,11 1,09 1,08 1,08 1,07 1,07 1,07 1,05 1,04
Инфляция, в разах к предыд. году 1,10 1,08 1,08 1,07 1,07 1,07 1,07 1,05 1,04
Фонд заработной платы, млрд.руб 3750 4330 4990 5727 6559 7488 8519 15146 24969
Доля фонда заработной платы в ВВП, % 24,6 24,6 24,7 24,8 25,0 25,1 25,3 26,1 27,0
Средняя заработная плата, руб.в мес. 6210 7175 8270 9508 10902 12442 14147 25682 44789
Темп роста сред.заработной платы, в разах к предыдущ.году 1,17 1,16 1,15 1,15 1,15 1,14 1,14 1,12 1,11

 

Прогноз социально–экономического развития России предполагает ежегодный рост реального объема ВВП на 5-6% [29,с.53]. К 2020г. объем номинального ВВП возрастет в 6,07 раза по сравнению с уровнем 2004г., однако темп роста номинального ВВП будет постепенно снижаться с 1,17 раза в 2004 г. до 1,09 раза в 2020 г. Темпы инфляции снизятся с 11% в 2004г. до 4% в 2020г.

Средняя заработная плата наемных работников будет возрастать темпами, превышающими инфляцию в 1,06-1,07 раза и в 1,02 раза – рост номинального ВВП, в результате чего произойдет увеличение доли ФОТ в ВВП с 24,6% 2004 г. до 26,98% в 2020 г.

Показатели доходной части прогноза баланса Пенсионного фонда РФ на период 2004-2020гг. сформированы в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на основании Налогового кодекса Российской Федерации.

Актуарные расчеты баланса Пенсионного фонда РФ на период 2004-2020гг. осуществлялись по 2 вариантам, различающимся способом формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ [29,с.53]:

- первый вариант предполагал индексацию границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов на уровне 2002 г. (приложение К);

- второй вариант предполагал сохранение в 2003г. границ шкалы регрессии на уровне 2002 г. и их индексацию в соответствии с темпами роста заработной платы в 2004г. и последующие годы (приложение Л).

Схема формирования расходной части прогноза баланса Фонда идентична для обоих вариантов и сформирована на основании прогноза численности получателей пенсии, подготовленного Пенсионным фондом с учетом показателей, характеризующих состояние рынка труда и численность постоянного населения, представленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2050 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Показатели расходов Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование по представлению базовой и страховой частей трудовой пенсии определены в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нормами которого для каждой категории получателей трудовой пенсии устанавливается базовая часть трудовой пенсии в фиксированном размере. Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии рассчитывались исходя из среднестатистического размера страховой части трудовой пенсии без учета сумм вторых пенсий.

Индексация базовой части трудовой пенсии в обоих вариантах осуществляется по инфляции в целях предотвращения снижения соотношения размеров пенсии с прожиточным минимумом пенсионера по сравнению с достигнутым уровнем. Индексация страховой части трудовой пенсии производилась в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расходы по оплате услуг на доставку пенсий во всех вариантах прогноза составляют 1,3% выплаченных сумм пенсий.

Административные расходы распределительной составляющей пенсионной системы составляют 2,6% от общих расходов Фонда.

Норматив оборотных средств предусмотрен в размере 50% объема расходов на выплату пенсий и пособий предстоящего месяца.

Накопительная составляющая прогнозов сформирована в соответствии с положениями федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской федерации». В прогнозах заложено консервативное предложение о равенстве инвестиционного дохода темпам инфляции. Начиная с 2012г. предусмотрена выплата накопительной составляющей трудовой пенсии, размеры которой приводятся в прогнозах баланса Пенсионного фонда РФ.

Схема индексации шкалы регрессии существенно отражается на величине эффективного тарифа, объемах поступлений ЕСН и страховых взносов.

Сохранение действующей тарифной политики приведет к снижению суммарного эффективного тарифа с 25,13% в 2004 г. до 12,89% к 2020 г. [29,с.54]. Однако, учитывая рост тарифов отчислений на накопление для самых молодых застрахованных лиц (с 3 до 6% к 2006г.), эффективный тариф в распределительной системе будет снижаться независимо от выбранного метода индексации шкалы регрессии. При этом по варианту 1 он составит в 2020 г. 10,48%, по варианту 2 – 20,57%.

Из-за снижения эффективного тарифа в распределительную систему в связи с отвлечением средств на формирование накопительной составляющей в течение прогнозного периода происходит уменьшение доли дохода на выплату страховой части трудовой пенсии, что негативно отражается на темпах апрельской индексации размера страховой части пенсии. Однако в обоих вариантах прогноза индексация страховой части трудовой пенсии осуществляется темпами, не меньшими, чем рост индекса потребительских цен, в связи с чем размер трудовой пенсии, выплачиваемой из распределительной системы, постоянно увеличивается (рисунок 2).   

   

Рисунок 2 - Средний размер трудовой пенсии в распределительной системе

Согласно рисунка 2 к 2020 г. средний размер трудовой пенсии (без учета накопительной составляющей) возрастет по сравнению с 2003 г.:

по варианту 1 – в 3 раза, достигнув 5352,93 рублей;

по варианту 2 – в 4,5 раза (7919,53 рублей).

Однако ни один из рассматриваемых сценариев не позволяет в прогнозируемой демографической ситуации обеспечить индексацию трудовой пенсии в распределительной системе по темпам роста средней зарплаты без значительного повышения тарифов отчислений. По этой причине коэффициент замещения в обоих вариантах будет иметь тенденцию к снижению, темпы которого во многом обусловлены темпами снижения эффективного тарифа в распределительной системе, зависящими от индексации шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов.

При неизменных границах шкалы регрессии (вариант 1) снижение коэффициента замещения будет происходить более быстрыми темпами и к 2020 г., он сократиться до 11,95% средней зарплаты в экономике.

 Индексация трудовой пенсии, выплачиваемой из распределительной системы, будет осуществляться темпами, не отстающими от темпов роста потребительских цен, в связи, с чем соотношение среднего размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера будет плавно увеличиваться и составит к 2020 г. для соответствующих вариантов 116% и 171% (рисунок 3).

Рисунок 3 - Соотношение среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе с прожиточным минимумом

Адекватно изменению размера трудовой пенсии будет происходить изменение объема распределительной составляющей пенсионной системы на ее финансирование. Объем расходов распределительной составляющей к 2020 г. по сравнению с 2004 г. по варианту 1 вырастет в 3,43 раза, однако темпы роста расходов будут постепенно снижаться с 1,11 раза в 2004 г. до 1,05 раза в 2020 г.

Индексация границ шкалы регрессии в соответствии с темпами роста среднемесячной заработной платы (вариант 2) приведет к увеличению в 5,08 раза объема расходов распределительной составляющей пенсионной системы, темпы роста расходов сократятся с 1,11 в 2004 г. до 1,09 к 2020 г.

Доля расходов распределительной системы в ВВП снизится в зависимости от варианта до 3-4,7% в отличие от 5,6%-ого уровня прогнозного периода.

При отсутствии индексации шкалы регрессии (вариант 1) начиная с 2004г. наблюдается дефицит распределительной составляющей пенсионной системы, который к 2020 г. составит 605,37 млрд. рублей. Следует отметить, что под дефицитом/профицитом распределительной составляющей пенсионной системы подразумевается дефицит/профицит с учетом норматива оборотных средств на конец года, но без учета доходов от размещения временно свободных средств.

К 2020 году профицит базовой части составит 615,65 млрд. рублей, а дефицит страховой – 1018 млрд. рублей.

Индексация шкалы регрессии по темпам роста среднемесячной заработной платы (вариант 2) приводит к профициту распределительной системы начиная с 2009 г. К концу периода профицит распределительной части пенсионной системы возрастет до 1178,9 млрд. рублей, при этом профицит без учета переходящего остатка составит 222,74 млрд. рублей, или 0,9% от ФОТ. Таким образом, начиная с 2009 г. у Пенсионного фонда РФ появится возможность проведения дополнительной индексации трудовой пенсии.

 



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Глава 2 Анализ финансовой системы пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 Анализ финансовой системы пенсионного обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)