Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологизм Эмиля Дюркгейма



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
Социологизм Эмиля Дюркгейма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Продолжателем позитивистского направления в социологии явился крупный французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Труд: «Правила социологического метода». В своей работе он дает свое видение социологии как науки о социальных фактах. При этом под социальным фактом он понимает всякий способ действий, существующий независимо от индивида и способный оказывать на него внешнее принуждение. Классифицируя социальные факты, он разделяет их на материальные (например, экономические и демографические) и духовные в виде коллективных представлений (общих идей, взглядов, верований), в совокупности составляющих коллективное сознание. Согласно Дюркгейму, «социальная жизнь целиком состоит из представлений».

Дюркгейм развил концепцию социологического реализма, основы которой были заложены Контом, согласно которой природу социальных явлений следует объяснять с точки зрения анализа социальных фактов. Этому служили сформулированные им основные признаки или правила социологического метода (независимость социологии от философии; объективность метода, поскольку социальные факты - суть вещи, и должны рассматриваться как таковые; социологичность метода). Такие взгляды Дюркгейма на природу социологии принято характеризовать как «социологизм».

«О разделении общественного труда». Общество - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Разделение труда естественно порождает общественную солидарность. Кооперация, как результат разделения труда, способствует сохранению целостности общества. (Кооперация - форма организации труда, при которой определённое количество людей или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства).

«Социальную солидарность» есть главный критерий социального развития.Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию.

. Марксистская материалистическая теория общества (основные понятия, содержание)

 

С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива.

К. Марксом (1818-1883) и его последователями была разработана материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия"социального организма".Исходные положения этой концепции состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. Марксистская теория общества относится к одной из разновидности детерминизма - материалистической. Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к "К критике политической экономии" выразил следующим образом: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Понятия: Производительные силы общества- совокупные общественные силы, участвующие в процессе производства. Они состоят из 3 элементов: орудия труда, предметы труда (на что обращены орудия) и человек с его навыками и умениями. Доминантным здесь пунктом является орудие труда. Орудие труда - продолжение самого человека, способ его существования.

Производственные отношения - отношения, в которые человек вступает в процессе производства.

Экономический базис общества - совокупность производственных сил и производственных отношений. Базис - основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяют 2 основных класса - трудящиеся-производители и собственники средств производства.

Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов.

Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своем развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулирую или тормозя развитие общества.

 

Основные понятия социологии Макса Вебера (1864 - 1920)

 

Труды: «О категориях понимающей социологии»

Теория социального действия. По Веберу, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Поведение индивида - это простейшее единство, в социологии, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению. Социальное действие - это всё человеческое поведение, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Согласно Веберу, соц. действ. - это основной элемент социальной действительности, а социальные институты, группы и другие социальные общности - это лишь результаты и способы организации определённых действий индивидов.Понятие социального действия в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается человеческое поведение, в которое индивид вкладывает субъективный смысл. Соц-е дей-е, прежде всего, ориентировано на других, что Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может быть социальным. Те, на кого ориентируется индивид, рассчитывая на их определенную реакцию - «другие» - это индивиды, а также государство, право, организации, союзы и др.

основных аспекта социального действия: 1) субъективная мотивация человека 2) ориентация на другого=ожидание

Социальное действие выступает в 4 типах:

Целерациональное действие (по Веберу - идеальный тип). Человек ставит определенную цель и использует адекватные методы достижения этой цели

Ценностно-рациональное действие (ориентируется на ценности, а не на цели). То, что требует долг.

Традиционное действие. Основано на длительной привычке. На основе следования традиции. Действие совершается автоматически, по привычке

Аффективное действие - обусловлено аффектами и эмоциональным состоянием.

Последние 2 не являются в строгом смысле социальными, поскольку слабо осознаны.

Соц-м действием НЕ являются:

если действие ориентировано на ожидание поведения со стороны вещественных предметов

хозяйственная деятельность индивида

религиозная акция индивида

«человек в толпе» - влияние других на него. Это массовость, а не соц.явл.

подражание

Понимающая социология. Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Понимание означает познание соц-ого дей-я через смысл, который вкладывает в своё поведение сам субъект. Человеческое поведение представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем, что люди наделены разумом. Соц-е пов-е содержит осмысленное построение, которое социологическая наука в состоянии понять и исследовать. Специфическим субъектом понимающей социологии Вебер провозглашает действие человека. Важным для поним-ей соц-и является действие, которое 1) субъективно соотнесено с поведением других; 2) осмысленно 3)может быть понятно истолковано. Понимание в чистом виде есть там, где есть целерациональное действие. В ц.д. понять смысл действия, значит понять его поступок. Социология как наука должна отталкиваться от этого идеального случая.

Пон.соц. в трактовке В. отрицает познавательную ценность характерных для соц. натурализма прямых аналогий между природой и обществом. Она исходит из того, что человек познает общество не как внешний наблюдатель (естествоиспытатель), а через познание и понимание самого себя. Только познавая и понимая самого себя, человек- может понять тот смысл, который вкладывают в свое поведение др. люди, познать соц. реальность.

Социология религии. Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма», где он впервые устанавливает связь между религией и экономикой. Он показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на её мотивацию, а также - как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирования таких черт личности как трудолюбие, бережливость, расчётливость, честность, активность. Этика труда протестантизма и потребности развития капиталистического общества совпадали по существу. Моральная и религиозная ответственность весьма похожи. Обнаружение и анализ связи между ними характерен для всей социологии религии Вебера. На протяжении всего творчества идея взаимовлияния религии и экономики сохраняет свое значение и даже усиливается, от первой работы, к последней - «Хозяйственная этика мировых религий»

 



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
Социологизм Эмиля Дюркгейма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологизм Эмиля Дюркгейма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)