Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Продукция и позиции конкурентов на рынке



2020-03-17 290 Обсуждений (0)
Продукция и позиции конкурентов на рынке 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следующий шаг в изучении структуры конкуренции в отрасли наиболее полно выполняется, базируясь на концепции стратегических групп [3, с. 142-147; 9, с. 8-10]. Приведем краткое описание этой концепции в изложении авторов учебного пособия [8, с. 76-80]. По мнению авторов, одним из последних достижений в технологии исследования природы межфирменной борьбы является предложенная М.Е. Портером модель стратегических групп. Аналитический инструментарий этой модели полезен в случаях, когда отрасль состоит из нескольких четких групп конкурентов с одинаковым стилем конкурентных активностей, одинаковыми позициями на рынке, одинаковыми способами работы с покупателями.

Фирмы, принадлежащие к одной группе, могут быть похожи по следующим характеристикам: по ассортименту продукции, по ее ценовому и качественному диапазону, по одинаковому типу покупателей, по одинаковому сервису, по степени интеграции, по использованию рекламы и одинаковых технических достижений. Отрасль может состоять только из одной стратегической группы или содержать так много стратегических групп, сколько, собственно, и есть конкурентов на этом рынке, каждый из которых применяет свои собственные, индивидуальные рыночные приемы.

Карта стратегических групп составляется путем размещения различных отраслевых стратегических групп в соответствии с их рыночной позицией на двухмерной плоскости с использованием двух стратегических переменных, откладываемых по осям. Существует пять важных подсказок, как изобразить на карте соответствующие рыночные позиции каждой фирмы в стратегическом пространстве отрасли:

. Две переменные (рыночные факторы), соответствующие осям карты, не должны коррелировать. Если это имеет место, то круги будут располагаться по диагонали, и одна из переменных не будет использована совсем.

. Переменные, выбираемые для изображения на осях, должны наилучшим способом показывать различие в том, как соперники рассредоточились в борьбе за место на рынке.

. Переменные для осей карты не могут быть количественными или непрерывными, они должны быть дискретными или определяться как строго очерченные классы или комбинации.

. Изображение на карте кругами различных диаметров, пропорциональных объемам продаж, позволяет отразить соответствующие размеры каждой стратегической группы.

. Если есть более чем две характеристики, подходящие для использования в качестве переменных, можно составить несколько карт, которые дадут различные представления о конкурентных позициях и существующих взаимодействиях в рыночной структуре со стороны предложения. Поскольку нет необходимости в выборе одной лучшей карты, вполне разумно поэкспериментировать с различными парами переменных.

Расчет 3. Для построения карты стратегических групп на рынке «В» сначала очертим круг характеристик конкурентов и продукции с целью более четкого позиционирования их на рынке. Часть таких характеристик мы можем отобрать из исходных данных - из состава качественных характеристик конкурентов (см. табл. 1И). Также возможно использование стоимостных и объемных характеристик. Имеются ввиду такие относительные и удельные показатели, как цена 1 м2 жилья, рентабельность, доля субподряда, уровень загрузки ПМ (производственных мощностей), представленные в табл. 3.3.

 


Таблица 3.3

Основные показатели деятельности конкурентов на рынке

Наименование показателей

Значение показателей по конкурентам

Среднее по отрасли
  1 2 3 4 5  
Цена 1 м2, тыс. р., в Х0 году 71,27 69,59 66,74 65,26 63,88 67,68
в Х-1 году 69,88 46,96 50,03 51,57 69,83 57,03
в Х-2 году 50,09 45,79 46,42 45,80 70,86 50,58
Рентабельность, %, в Х0 году 23,66 21,10 16,56 19,35 7,65 18,04
в Х-1 году 19,04 20,22 17,05 24,08 8,43 17,75
в Х-2 году 10,78 24,59 25,91 29,29 26,85 22,73

 

Цена 1 м2 жилья определена делением приведенных к ценам Х0 года объемов продукции в стоимостных показателях (из табл. 3.1) на объемы продукции в натуральных показателях (из табл. 1И), например: 71,27 = 933,6 / 13,1.

Рентабельность в данном случае рассматривается как отношение прибыли к себестоимости. Поскольку рассчитывается относительная величина, то можно воспользоваться показателями объема продукции в стоимостном выражении и показателями себестоимости продукции из табл. 1И без приведения их к уровню цен Х0 года. Например, рентабельность для конкурента № 3 в Х -1 году составит: 17,05 % = (718,1 / 613,5 -1) . 100 %.

Проанализируем рассчитанные показатели в плане уяснения схожести и различия позиций конкурентов на рынке и целесообразности использования этих показателей для построения карты стратегических групп. Первое, что необходимо отметить, это стабильная тенденция ежегодного снижения цены 1 м2 жилья. Почти такая же картина наблюдается и по показателям рентабельности. Напрашивается вывод о наличии острой ценовой конкуренции за долю рынка. Вместе с тем, различия в ценах и уровне рентабельности незначительны, и эти показатели не подходят для построения карты стратегических групп.

Будем придерживаться еще одного важного принципа - принципа маркетинговой ориентации. Суть его состоит в первоочередном учете показателей, «жизненно важных» для покупателя. Для реально основной группы покупателей № 4 - это планировка, коммунальные услуги, ифраструктура и площадь (см. табл. 2.7). Остальные показатели из табл. 1И заносим в табл. 3.4. Поскольку цена 1 м2 различается несущественно, рассматриваем среднюю цену квартиры. Она рассчитывается путем умножения средней площади квартиры (табл. 1И) на цену 1 м2 в Х0 году (табл. 3.3), например для конкурента № 1: 5665,97 = 79,5 . 71,27 тыс. р. Кроме этих характеристик в табл. 3.4 включаем также показатели объема продукции для иллюстрации различия в относительном размере стратегических групп на карте.

 

Таблица 3.4

Характеристики для построения карты стратегических групп

Наименование характеристик

Значение характеристик по конкурентам (Х0 год)

Итого (среднее)
  1 2 3 4 5  
1. Объем продукции, тыс. м2 13,1 19,1 15,1 10,7 11,5 69,5
2. Средняя площадь квартиры 79,5 69 81 64,5 78 79,5
3. Средняя цена квартиры, тыс. р. 5665,97 4801,71 5405,94 4209,27 4982,64 5380,56
4. Планировка и отделка 0,6 0,5 0,6 0,4 0,7 -
5. Коммунальные услуги 0,6 0,7 0,7 0,6 0,8 -
6. Инфраструктура 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 -

 

Любая пара из семи характеристик (2-6) может выступать в качестве двух переменных для построения карты стратегических групп. Согласно принципу маркетинговой ориентации выбираем пару характеристик «2-5». Рассматриваем ее на предмет корреляции, т.е. очень схожего характера изменения значений по конкурентам. Корреляция отсутствует, и эту пару характеристик принимаем в качестве переменных для двух осей первой карты стратегических групп (см. табл. 3.5.1). Выбранные характеристики являются непрерывными и количественными величинами, а переменные для осей должны быть дискретными и качественными величинами. Поэтому представляем характеристики инфраструктуры (6) тремя дискретными величинами, а характеристики средней площади квартир (2) - двумя дискретными величинами (см. примечание под табл. 3.5.1). В итоге получаем координатную сетку 3х2 с шестью стратегическими зонами.

Далее, по значению переменных в табл. 3.4 определяем в какую стратегическую зону попадает каждый из конкурентов. В зону 1.2 попадает конкурент № 3, в зону 2.2 - конкурент № 2,4,5; в зону 2.1 - конкуренты № 1. Таким образом, по выбранной паре переменных мы получили три стратегические группы. Для наглядности в центре соответствующих ячеек карты вычерчиваем круги, диаметр которых примерно пропорционален объему продукции каждой стратегической группы. Возле круга указываем номер стратегической группы, перечень конкурентов, общий объем их продукции (табл. 3.4) и долю этого объема (в процентах) на рынке. Номера стратегическим группам можно присваивать в любом порядке.

 

Таблица 3.5.1

Карта стратегических групп № 1

Инфрастктура

Средняя площадь квартиры

  1. Средняя > 80,0 м2 2. Малая < 80,0 м2
1. 0,6 - низкий уровень   Группа 1 Конкуренты: 1 13,1 тыс. кв. м. 18,9%
2. 0,7 - средний уровень Группа 2 Конкуренты: 3 15,1 тыс. кв. м. 21,7% Группа 3 Конкуренты: 2,4,5 41,3 тыс.кв. м. 59,4%
3. 0,8 - высокий уровень    

 


Карта стратегических групп № 1*

Планировка и отделка

Средняя площадь квартиры

  1. Средняя > 80,0 м2 2. Малая < 80,0 м2
1. 0,4 - 0,5 низкий уровень   Группа 3 Конкуренты: 2,4 29,8 тыс.кв. м. 42,9%
2. 0,6 - 0,7 средний уровень Группа 1 Конкуренты: 3 15,1 тыс.кв. м. 21,7% Группа 2 Конкуренты: 1,5 24,6 тыс.кв. м. 35,4%
3. >0,7 высокий уровень    

 

Согласно карте № 1 анализируемая отрасль разделилась на три стратегических группы. Наиболее мощной (доля рынка 59,4 %) является стратегическая группа № 3, состоящая из трех конкурентов (2, 4, 5). Имеет среднее развитие инфраструктуры в районах, с площадью квартир менее 80,0 м2. Стратегическая группа № 2, также достаточно мощная (доля рынка 21,7 %), представлена одним конкурентом (3). Она активна на сегменте рынка со средне развитой инфраструктурой и с площадью квартир более 80,0 м2. Стратегическая группа № 1 - самая маленькая (доля рынка 18,9 %) представлена одним конкурентом (1). Группа имеет низкое развитие инфраструктуры, с площадью квартир менее 80,0 м2.

Наиболее острая конкурентная борьба будет между конкурентами стратегической группы № 3. Наиболее сильный конкурент в ней № 2 и 4, наиболее слабый № 5. Вероятнее всего конкурент № 5 не справится с конкурентом № 2 и № 4. Этот конкурент попытается занять нишу 2.3 (внизу), так как в нише 1.2 (справа) находится конкурент №3, который сильнее №5 . Между конкурентами разных стратегических групп борьбы, вероятно, не будет в ближайшее время. Для того чтобы потеснить конкурента другой стратегической группы, необходимо сменить уровень развития инфраструктуры и использовать проект жилья с другой планировкой. Два таких шага будут стоить немалых усилий, в том числе и финансовых затрат.



2020-03-17 290 Обсуждений (0)
Продукция и позиции конкурентов на рынке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Продукция и позиции конкурентов на рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)