Получение углубленной обратной связи
В середине программы имеет смысл провести дополнительный опрос, направленный на получение обратной связи от группы. Это даст ведущему возможность скорректировать содержание и методы проведения последующих занятий, а для участников послужит промежуточным подведением итогов. Методы получения обратной связи Незаконченные предложения, завершить которые предлагается участникам. Примеры предложений. - В нашей группе я... На наших занятиях я научился... Было бы лучше, чтобы на наших занятиях... Думаю, что у нас в группе... Мне бы хотелось, чтобы на следующих занятиях...
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Рисуночная разминка «Достраивание композиции» Описание упражнения. Каждый участник получает лист бумаги (желательно, формата A3, но можно использовать А4). Дается задание: задумать какую-либо цельную композицию для изображения на этом листе, но изобразить только одну из ее характерных деталей. После этого листок передается соседу, тот дорисовывает еще какую-нибудь деталь и т. д. Таким образом, рисунки идут по кругу, обрастая разными деталями. Передача листов соседям осуществляется всеми одновременно, по команде ведущего. У каждого участника рисунок находится 15-20 секунд. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя. Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в свои руки тот листок, на котором изобразил первую деталь задуманной композиции, и может сравнить свои замысел с тем, что получилось в итоге. Психологический смысл упражнения. Наглядно демонстрируется то, что партнеры по общению могут понять только те наши замыслы, которые фактически проявились в нашей деятельности, а не то, что существует в нашем воображении. Обычно упражнение дает повод и для смеха, и для спонтанно развивающихся обсуждений. Обсуждение. Насколько получившиеся рисунки соответствуют первоначальным замыслам тех, кто начинал их создавать? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось в итоге? Тематические рисунки Описание упражнения. Участники разбиваются на подгруппы по 3-4 человека в каждой. В каждой подгруппе выполняется на листе A3 коллективный рисунок, разговаривать при этом нельзя. Для рисования лучше использовать не карандаши, а краски. Темы рисунков задает ведущий, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля - землетрясение, обвал; вода - шторм, наводнение; огонь - пожар, извержение вулкана; воздух - ураган, смерч, гроза) и т. п. Рисуют все одновременно, кисточка или карандаши есть у каждого. Психологический смысл упражнения. Смысл данного задания заключается в том, что работа выполняется именно совместно, но без предварительной договоренности и четкого распределения обязанностей. Упражнение очень показательно по отношению к умению участников действовать совместно для достижения общей задачи. Далеко не всегда удается сразу же получить осмысленные композиции - иногда на рисунке выходят лишь каракули. Обсуждение. Каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делится мыслями о том, насколько фактически получившееся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, и высказывает общее впечатление о работе. Групповой коллаж Описание упражнения. Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 4-6 кв. м с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Путем групповой дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличностных переживаний (например, «Любовь в моей жизни»). Длительность работы 30-35 минут, на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Поскольку коллаж такого размера сохранить невозможно и он неминуемо будет уничтожен после занятия, очень желательно сфотографировать его в нескольких ракурсах и впоследствии предоставить желающим участникам возможность распечатать для себя эти снимки. Фотографии не только выступят в качестве средства обратной связи, но и объективизируют результат работы, останутся его вещественным воплощением. Психологический смысл упражнения. Появляется возможность проследить и осознать неявные, имплицитные установки участников применительно к теме, ставшей сюжетом коллажа. Развиваются эмпатия, умение координировать совместные действия, навыки невербального общения. Обсуждение. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 Разминка «Путаница» Описание упражнения. Участникам предлагается закрыть глаза и хаотично перемещаться в пространстве. Далее, по сигналу ведущего следует, не открывая глаз, взяться за руки с соседями. Ведущий следит, чтобы каждый участник взял за руки двух разных людей, а не одного и того же. После этого все открывают глаза, а ведущий дает следующее задание: не отпуская рук, распутаться, чтобы оказаться в кругу. Чтобы не выворачивать руки, разрешено «прокручивать шарниры» - поворачивать кисти друг относительно друга. В зависимости от расположения участников, в результате может получиться один большой круг или же несколько маленьких. Независимо от этого часть участников могут быть обращены лицами внутрь круга, а часть - наружу, принципиального значения это не имеет. Психологический смысл упражнения. Развитие умений координировать совместные действия, сближение группы, а также создание условий для появления положительных эмоций при успешном выполнении задания и отрицательных - при затруднении, возникновении фрустрации. Обсуждение. Что помогало выполнить упражнение, а что создавало препятствия? Какие эмоции возникали при этом? По окончании разминки ведущий кратко рассказывает о том, что такое эмоции и чувства, для чего они нужны и как психологи их классифицируют.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |