Ролевая игра «Конфликты»
Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу. Примеры конфликтных ситуаций Ты договорился (лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький (ая) еще!» Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти». Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте». Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах. Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).
ПРИЛОЖЕНИЕ 22 Разминка «Толкачи» Описание упражнения.Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонямивперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и 'пли сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3-4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы как в однополых, так и в смешанных (мальчик-девочка) парах. Психологический смысл упражнения. Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их. Обсуждение. После короткого обмена впечатлениями от игры и обсуждения способов, ведущих к победе, ведущий переходит к разговору о психологических манипуляциях, делая акцент на двух моментах. · Манипуляция - это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до поры до времени оно скрыто от адресата. · Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости. Образно говоря, манипуляция - «игра на струнах души» человека. Эти «струны» - его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаще всего используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность). Следующее упражнение призвано познакомить подростков с некоторыми способами, которыми осуществляются манипуляции. Изучение способов манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг») Работа по данной теме организована с использованием психолого-педагогической технологии организации работы в малых группах «Зигзаг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме, участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп. Такой метод подачи информации в контексте психологического тренинга имеет ряд преимуществ, хотя и требует существенно больше времени, чем традиционный информационный блок. Он подразумевает активную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимодействие подростков, способствует развитию навыков речи. Алгоритм работы 1. Участники разбиваются на подгруппы: 11 п меньше подростков лучше разделить на 3 подгруппы, большее число - на 4. 2. Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в нашем примере это описание различных способов манипуляции). . Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5-7 минут). . Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруппы и там рассказывают участникам о том, что они узнати (3-5 минут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп могут пойти по 1-3 участников. Потом так же расходятся и передают другим участникам свою информацию члены следующих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, любой из подростков минимум по два раза оказывается в роли источника информации и ее получателя. Прежде чем переходить к следующей игре, ведущий предлагает подросткам задать вопросы, которые у них возникли в процессе работы, и отвечает на них. Раздаточные материалы Подгруппа 1 Преувеличение типичности поведения.Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих. · «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!» · «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75% избирателей. Выбор за вамп!» · «В нашей компании все уже пили пиво и "забивали косячок"! А тебе что, слабо»? Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога» или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости). Подгруппа 2 Создание спешки, ажиотажа.Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе - хватай немедленно! · «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить». · «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!» · «Приходите на нашу дискотеку - это последняя возможность "оттянуться" перед началом учебного года!» · «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!» Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно. Подгруппа 3 Злоупотребление правилом взаимного обмена.Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). По порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально - с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. II очень часто это удается. Ведь принимая подарок пли какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций: · Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, посте которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал. · Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете». · Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании. Подгруппа 4 Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал "А", скажи и "Б"». Занес ногу, чтобы шагнуть, - значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах («Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал пли высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции: Ты мне друг? - Конечно, друг! А тогда решишь за меня задачку по алгебре? - ??! Ну, ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают. - Ну ладно, давай задачку... Прежде чем переходить к следующей ролевой игре, проводится беседа: «Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?» Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле - проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор па другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т.п.). А как быть, если манипулятор - близкий тебе человек? Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть. · Прежде всего, разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов. · Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его - что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел об этом разговор именно сейчас и т. п. · Использовать прием «заезженная пластинка» - раз за разом повторять свою позицию, не вступая в пререкания. · Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить время подумать, посоветоваться с окружающими и т. п.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2010)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |