Методика изучения психологического климата коллектива
После повторного проведения и подсчетов результатов данной методики можно сказать, что практически всем членам коллектива психологический климат группы благоприятен. Прошлые показания были равны - 13,93. Результаты повторного проведения:
С = (А - Б) : 30 = (730 - 67) : 30 = 22,1;
т.е. можно сказать, что после проведения программы, климат от средней степени благоприятности улучшился до благоприятного климата. Мини-эссе «Мой класс» (Приложение 26) Проанализировав мини - эссе первого и второго написания не увидела ни какой разницы. В них также можно рассмотреть, что большинству членам коллектива комфортно в классе. Но если в целом посмотреть на результаты первого и второго исследования межличностных отношений в классе, то можно увидеть большой сдвиг в положительную сторону. Можно предположить, что это произошло из - за того, что все члены класса участвовали в программе по развитию межличностных отношений . Но возможно, что на результаты повторного проведения методик повлияла не только программа, а также то, что в классе прошел период адаптации. После проведения исследования и программы были разработаны рекомендации по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте для школьного психолога, педагогов и классного руководителя: . Гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций обучающихся, позволяющая сделать результаты достоянием каждого. 2. Необходимость вовлечения всех обучающихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность. . Организация и стимулирование, на сплачивание и объединение воспитанников. . Вовлечение коллектива в учебную и другие виды деятельности. . Деятельность воспитанников должно строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни. . Воспитание сопереживания за успех или неудачи любого члена коллектива, т.е. эмоциональное приобщение каждого обучающегося к группе как целому, отождествление себя с коллективом, тогда можно сказать, что коллектив - это я. . Формирование удовлетворенности пребывания в данном коллективе: удовлетворенность общения с товарищами, социально - психологическим климатом, тем, что рядом с тобой единомышлиники. . Коллективистическое самоопределение, т.е. противодействие отрицательным влияниям извне, восприятие этих влияний сквозь призму идейных и нравственных установок коллектива. . Вера всех членов коллектива в достижение поставленных целей, оптимизм. . В классе должно быть единство мнений. Определяется количеством обучающихся, пришедших к единому мнению относительно значимости какой - либо деятельности (учебной, спортивной, трудовой и т.д.). . Класс должен активно и своевременно реагировать на те или иные события, явления, поступки одноклассников. При этом инициатива должна исходить не столько от учителя, сколько от самих обучающихся. . Класс должен целеустремленно и последовательно проводить в жизнь свои потребности к учащемуся. . Обеспечить поддержку правильной позиции наиболее авторитетными ученикам. . Предотвращать конфликтные ситуации. . Корректирование положения личностей в коллективе. . Осуществление контроля за поведением коллектива. . Целесообразно педагогически уровнять в правах и обязанностях личность и коллектив. Это означает предоставление не только коллективу права чего - то требовать от личности, но и личности требовать от коллектива. . Обучающемуся должно быть предоставлено право выражать свое несогласие, а не слепо подчиняться решению большинства. . Учить детей формировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. . Оказывать воспитательное влияние на обучающихся, педагог, классный руководитель должны учитывать специфику класса, особенности его сплочения. . Стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив. Выводы по 3 главе В настоящее время проблема развития межличностных отношений подростков привлекла внимание многих психологов во всем мире. Этот интерес далеко не случаен. В подростковом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений со сверстниками, которые в значительной степени определяют становление его личности. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. От успешности развития межличностных отношений в этом периоде зависит дальнейшее развитие личности в целом. В своем экспериментальном исследовании, с помощью диагностик и программы по развитию межличностных отношений, мы получили такие результаты как положение испытуемых в системе межличностных отношений, оценку психологической атмосферы класса, отношение учеников к другим членам группы и собственному «я», т.е попытались всесторонне изучить особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками, а также смогли с помощью реализованной программы помочь каждому ребенку и группе в целом лучше изучить себя и окружающий его коллектив. Во время разработки программы были поставлены следующие задачи: 1. Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии. 2. Развитие навыков эффективного общения. . Развитие умения адекватного выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей. . Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. . Повышение уровня рефлексвности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников. . Сплочение ребят, формирование взаимного доверия. Которые были успешно решены во время реализации программы, это можно увидеть в итоговых результатах проведенных нами методик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги можно сказать, что общение в подростковом возрасте приобретает новое содержание и новые формы в отличие от младшего школьного возраста. Тенденция переходного возраста состоит в том, что у подростка постепенно происходит перемена ориентации с учителей, родителей и вообще взрослых на ровесников, более или менее равных по положению. Если учесть, что сознание у подростков достигает качественно нового уровня развития, то не трудно заметить, как изменяется вся организация их духовного мира и характер общения становится иным. Поведение подростков по идее своей характеризуется как коллективно-групповое. Общение со сверстниками открывается очень важный канал информации и по нему подростки узнают необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. В общении они приучаются к коллективной дисциплине, умению соотносить личные интересы с общественными. Здесь развивается особый вид эмоционального контакта. Потребность быть включенным в какую-то группу или общность психологии называют аффиляцией. Динамический характер развития в этом возрасте, несформированность основных структур обуславливают ряд специфических подростковых трудностей общения и взаимодействия в учебной или иной деятельности со сверстниками. Но специфический характер взаимодействия и общения влияют и противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм, и стремление обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила. Имеет место максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность. Исследовав особенности подросткового возраста, мы перешли на изучение деятельности школьного психолога в школе. Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Школа - это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями. В компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога. Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка. Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний. Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. Проблема межличностных отношений в коллективе вызывает огромный интерес к их изучению со стороны исследователей. В настоящее время стали появляться психологические работы на эту тему. Однако не во всех них прослеживается разработанность целого ряда общих и частных вопросов, затрагивающих эту проблему. К ним относятся и вопросы, связанные с определенной спецификой межличностных отношений в коллективе. Поэтому наше исследование было направлено на изучение особенностей подросткового возраста, межличностных отношений в подростковом коллективе (8 класс), а также разработана и апробирована программа по развитию межличностных отношений в коллективе. В ходе написания работы решены цель и все задачи, которые были поставлены перед началом работы. А так же была подтверждена гипотеза. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988. С. 88. . Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 379. . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289. . Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной . Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997. . Болбачану А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения// Вопросы психологии. 2006. №4. 7. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского М., 1996. 8. Возрастная и педагогическая психология// Под ред. А.В. Петровского М., 1979. . Гамезов М.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984. . Ильин Е.П. Психология. М., 2005. . Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1999. . Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. . Лабунская К.С. Психология трудности общения и их преодоления // Педагогика. 1992. №6. . Мудрик К. И. Общение школьников. М., 1987. . Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999. . Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998. . Психология подростка / Под ред. А.А. Ареана. М., 2004. . Сачкова Н.Е. Статусные отношения в подростковом ученических группах // Вопросы психологии. 2006. №4. 19. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов.- М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000.- 823с. . Аверин. В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин - С-Пб.,1994. . Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений: учеб. пособие для вузов./ В.С.Агеев- М.,1993 г. . Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебник.- М.;1968- 446 с. . Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии.: собр. соч.,1984 г. . Гуревич, К.М. Психодиагностика: учеб. пособие.- М.,1997-с. 86-89. . Кулагина. И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / В.Н. Колюцкий.-М.: тц Сфера, 2004- 464с. . Мясищев, В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева.-М.: изд. «Институт практической психологии», 1998- 368с. . Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003-кн.3: психодиагностика. Введение в науч-е психологическое исследование с элементами математической статистии.-640с. . Обухова. Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 448с. . Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Знание,1982г . Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. . Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн.- М.: изд-во Владо-Пресс,- 2003- кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384с. . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2000. . Энциклопедия психологических тестов. (Общение, лидерство, межличностные отношения) - М.,1997г. . Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М.,2001г. . Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003 г. . Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001 г. . Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М., 2002 г. . Грецов А.Г. Тренинг компетентности в общении (для подростков): Учебное пособие. СПБ., 2004 г. . Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001 г. . Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003 г. . Яничева Т. Специфика тренерской позиции в групповой работе с подростками// Журнал практического психолога. 1998 г., №2. . Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. М., 2009 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |