Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование структуры психологической культуры



2020-03-17 232 Обсуждений (0)
Исследование структуры психологической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Как и любое явление психики человека, психологическая культура личности имеет свою структуру. Довольно подробно описывает структуру психологической культуры Л.С.Колмогорова. Рассмотрим эту теорию.

Основываясь на определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией [6, 7] и данных психологами [24, 30], Л.С.Колмогорова рассматривает понятие "базисная психологическая культура" как системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

·   гносеологического;

·   процессуально-деятельностного;

·   субъективно-личностного.

В гносеологическом аспекте были выделены следующие компоненты культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении. Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры, как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению.

Процессуально-деятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, «открытие» истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через «инсайты», в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Следует отметить, что становление указанных составляющих культуры личности является эффектом всей системы воздействий. С разработкой и введением специальных учебных курсов необходима проработка, конкретное наполнение содержанием таких понятий как параметры, критерии, уровни, этапы освоения и становления базовой психологической культуры личности.

Рассмотрим современные представления различных психологов о структуре психологической культуры личности.

Л.С.Колмогорова выделяет следующие составляющие психологической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования [21]:

.   Психологическая грамотность.

.   Психологическая компетентность.

.   Ценностностно-смысловой компонент.

.   Рефлексия.

.   Культуротворчество.

Данная структура отличается от нашего представления о составляющих психологической культуры. Первые два компонента, выделенных Л.С.Колмогоровой, представляются нам как уровни развития психологической культуры. Однако, рассмотрим содержание каждого выделенного компонента.

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и так далее. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

Представление о психологической грамотности в рассматриваемом подходе в целом согласуется с характеристикой, данной Е.А. Климовым: «Минимально необходимый уровень развития психологической культуры - психологическая грамотность»[17, С.306]. Мнение Е.А.Климова полностью совпадает с мнением Л.С.Колмогоровой: «что касается собственно психологической грамотности, то дело усугубляется тем, что в системе общеобразовательной подготовки подрастающих поколений курс психологии не нашел еще устойчивого места: об окружающем мире учащиеся узнают многое, а что касается человека, то основательно изучаются его анатомия, физиология, обезличенные массовые исторические процессы; душеведческие же вопросы всплывают, конечно, в курсах гуманитарных дисциплин, но без опоры на специальный курс психологии. Есть основание полагать, что курс психологии может рассматриваться как органичная часть информационного обеспечения подготовки специалистов-непсихологов в вузе». [18].

Психологическая грамотность, рассматриваемая в контексте культуры, не сводится к элементарной осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает некоторую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума. Е.А.Климов выделяет следующие составляющие психологической грамотности:

·   душеведческую направленность мышления;

·   интерес к другому человеку;

·   владение элементами психологического познания (наблюдение, беседа, анамнез, естественный эксперимент).

Важно, чтобы психологическая направленность ума сочеталась у человека с культивированием в себе высокого уровня терпимости к индивидуальной неповторимости других людей, их «непохожести» на некоторый ожидаемый в данном социальном слое стандарт и пр. Важно также правильно относится к болезненным нарушениям психики, то есть понимать, что это страдание, требующее щадяще-понимающего и лечебного подхода.

Минимальные психологические знания важно добывать не только о других, но и о себе; более или менее ясный, детализированный и истинный «Я-образ» есть необходимое условие и самокритики, и саморегуляции, самовоспитания, а значит и оптимального взаимодействия с другими людьми. В состав психологической грамотности должно входить и оптимистическое убеждение о больших возможностях развития, формирования психологических свойств, качеств, о том, что человек как личность преобразуется, изменяется в деятельности, что способности его развиваются, если деятельность осуществляется заинтересованно и с оптимальным напряжением сил.

Ядром психологической грамотности, по мнению Е.А.Климова, является следующее:

) конкретизированное на ярких, убедительных примерах знание о разнице между субъективными и объективными явлениями, о том, что является продукцией и достоянием сознания, а что принадлежит внешнему миру, объекту;

) конкретное знание о возрастных, половых и индивидуальных различиях психики, об основных патологических ее нарушениях.

Вслед за Е.А.Климовым мы полагаем, что в генезисе психологической культуры можно выделить три основных уровня:

    психологическую грамотность,

    психологическую компетентность,

    и собственно психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции.

Наше понимание психологической грамотности и компетентности совпадает с объяснением этих явлений Л.С.Колмогоровой и Е.А.Климовым.

Некоторый минимум культуры населения по отношению к явлениям психики совершенно необходим для того, чтобы достижения научной психологии стали практически эффективными, чтобы запрос на научно-психологическое обеспечение жизни и деятельности людей был содержательным, корректным, реалистичным, чтобы передача знаний, умения от науки к практике состоялась и осуществлялась систематически [17, С.310]. В этом мы полностью согласны с Е.А.Климовым.

Продолжим рассмотрение теории Л.С.Колмогоровой. Характеристика психологической компетентности соотносится с определением компетентности, данного в работе М.А. Холодной: «Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [35, C.229]. В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни [21]. В целом, мы согласны с таким пониманием различия психологической грамотности и компетентности.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

«Выделенные составляющие психологической культуры личности универсальны и могут быть отнесены к нравственной, валеологической, экологической и другими компонентам общей культуры. Выделенные составляющие психологической культуры не существуют изолированно друг от друга. Они были положены в основу построения экспериментальной программы интегрированного курса «Человековедение», а также системы диагностики по изучению процесса становления базисной психологической культуры личности» [21].

Если мы обратимся к подходу М.К.Тутушкиной, то увидим разделение психологической культуры на три компонента: самопознание и самооценка, познание других людей и умение управлять своим поведением, эмоциями, общением [30, С.6]. Овладение психологической культурой, считает М.К.Тутушкина, дает хороший психотерапевтический эффект.

Структурно-функциональный анализ позволяет предположить, что в структуре зрелой психологической культуры можно выделить следующие компоненты:

Когнитивный (некоторая система психологический знаний о людях и о себе, а также определенный уровень развития интеллекта);

Рефлексивно-перцептивный (психологическая зоркость, умение адекватно воспринимать других людей и самого себя);

Эмоционально-чувственный (эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации);

Коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию);

Регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом, нравственная саморегуляция, совесть);

    Поведенческий (терпимость к другим людям, толерантность, такт, ответственность, достоинство).

О.И.Мотков рассматривает психологическую культуру с точки зрения теории базовых и специальных потребностей. Эти специальные потребности изначально присущи каждому человеку в виде особых мотивационных тенденций, которые обеспечивают реализацию природных способностей [24]. Он выделяет 6 типов культурно-психологических потребностей в соответствии с видами их проявлений. К культурно-психологическим проявлениям относятся:

1. Регулярно совершаемое самопознание, в результате которого осознаётся жизненное предназначение, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение и самооценка.

2. Конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных проблем.

3. Хорошая саморегуляция эмоций, действий и мыслей: умение поддерживать положительный эмоциональный фон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать позитивные личностные установки и отношения и т.д.

4. Гармонично организованное творчество: наличие интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением сил и времени.

5. Конструктивное ведение своих дел, для которого характерны реалистическое планирование, доведение начатого до конца, умение отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, умение систематично работать.

6. Конструктивное саморазвитие личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, природе.

О.И.Мотков тоже отмечает тот факт, что психологическая культура является важным компонентом общей культуры жизнедеятельности личности, и что уровень психологической культуры можно осознанно повышать в процессе развития и саморазвития [24].

Исходя из анализа литературных источников, мы можем утверждать, что существуют различные подходы к понятию психологической культуры. Большинство авторов считают, что психологическая культура входит в общую культуру человека и является механизмом социальной регуляции личности. В данной работе психологическая культура понимается как интегральная личностная характеристика, определяющая уровень развития личности, степень ее соответствия социальным нормам. Были выделены три уровня в развитии этого явления, определены основные компоненты зрелой психологической культуры личности. Многими авторами подчеркивается необходимость введения курса психологии в общеобразовательной программе школы в целях повышения психологической культуры молодежи и населения в целом. Исследование социально-психологической культуры имеет большое значение и требует дальнейших разработок в этой области.

 




2020-03-17 232 Обсуждений (0)
Исследование структуры психологической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование структуры психологической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)