Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание исследовательских методик



2020-03-17 177 Обсуждений (0)
Описание исследовательских методик 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, мы рассмотрели основные проблемы в разработке понятия психологической культуры и особенностей среды Интернет.

Проведенное нами эмпирическое исследование психологической культуры включает в себя следующие этапы:

. Содержательный анализ существующих методик изучения феномена психологической культуры.

. Эмпирическое исследование.

. Анализ полученных данных.

В эмпирической части нашей работы мы ставили перед собой следующие задачи:

. Определить уровень психологической культуры пользователей и непользователей Интернет.

. Выявить особенности общения и поведения пользователей Интернет и незнакомых с Интернет.

. Определить достоверность различий между группами пользователей и непользователей, а также между юношами и девушками.

. Исследовать структуру взаимосвязей между уровнем психологической культуры особенностями общения в обеих группах.

Анализ существующих методик исследования психологической культуры, проведенный на первом этапе эмпирической части работы показал, что наиболее адекватными и известными методиками являются: методика О.И.Моткова «Культурно-психологический потенциал личности» [24], и тест психологической грамотности автора Л.С.Колмогоровой, включающий 4 раздела: «Понятия», «Ситуации», «Осведомленность», «Метафоры» [20], а также теста Л. Михельсона, направленный на изучение коммуникативной компетентности[20]. Нами была использована методика О.И.Моткова в точности с методом обработки данных. Однако, методика не измеряет уровень психологической грамотности. Исходя из того, что тест на психологическую грамотность Л.С.Колмогоровой был составлен для выпускников школ, которые прослушали курс «Человекознание», включающий в себя курс по психологии, - этот тест имеет высокие требования к знаниям психологических терминов. Поэтому нами был создан немного упрощенный вариант данной методики, рассчитанный на студентов различных специальностей и абсолютно незнакомых с психологией. Описание методики приведено ниже.

В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие методики:

1. Тест интерперсональной диагностики Т.Лири

Назначение: изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей [27, С. 294].

Стимульный материал: набор 128 характеристик личности. Испытуемый должен отмечать + те характеристики, которые считает присущими себе.

Обработка и регистрируемые показатели: обработка результатов производится в соответствии с ключом, приведённом в методике.

После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.

Каждому из октантов соответствует следующий тип межличностных отношений.

. Авторитарный

-8 баллов: уверенный в себе, упорный, обладает свойствами руководителя. 9-12 баллов: доминантный, любит давать советы, переоценивает свои возможности. 13-16 баллов: властный, диктаторский, стремится к лидерству, сильная личность с чертами деспотизма.

.   Независимый - доминирующий

-8 баллов: уверенный, склонный к соперничеству. 9-12 баллов: самодовольный, с чувством превосходства над окружающими. 13-16 баллов: самовлюбленный, расчетливый, заносчивый.

.   Агрессивный

-8 баллов: упрямый, энергичный. 9-12 баллов: прямолинейный, резкий в оценке других, ироничный, непримиримый. 13-16 баллов: вспыльчивый, несдержанный, враждебный.

.   Недоверчивый - скептический

-8 баллов: реалистичен в суждениях, неконформный, скептик. . 9-12 баллов: замкнутый, недоверчивый, склонен к критике. 13-16 баллов: крайне обидчивый, подозрительный, злопамятный.

.   Покорно - застенчивый

-8 баллов: скромный, робкий, уступчивый, мягкий. . 9-12 баллов: кроткий, легко смущается, легко подчиняется. 13-16 баллов: покорный, слабовольный, пассивный, склонен к самоуничижению.

.   Зависимый

-8 баллов: конформный, доверчивый, вежливый. 9-12 баллов: послушный, беспомощный, боязливый. 13-16 баллов: сверхконформный, тревожный, очень неуверенный в себе.

.   Сотрудничающий

-8 баллов: гибкий и компромиссный, общительный, стремится помогать, склонен к сотрудничеству. 9-16 баллов: дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на социальное одобрение.

.   Альтруистический

-8 баллов: добрый, деликатный, отзывчивый, бескорыстный. 9-16 баллов: гиперответственный, навязчивый в своей помощи.

.   Методика оценки способов реагирования в конфликте К.Н.Томаса

Назначение: определения стиля поведения, изучение личной стратегии поведения в конфликтной ситуации [27, С. 310].

Стимульный материал: опросник из 30 двойных суждений, из каждой пары суждений испытуемый должен выбрать одно.

Обработка и регистрируемые показатели: обработка результатов производится в соответствии с ключом, приведённом в методике.

В методике выделены пять шкал в соответствии с типом поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

.   Тест определения уровня самооценки

Назначение: определение уровня самооценки [28, С.67].

Стимульный материал: опросник из 15 утверждений.

Обработка и регистрируемые показатели: обработка результатов производится в соответствии с ключом, приведённом в методике.

Ключ: ответ «очень часто» оценивается в 4 балла, «часто» - 3, «иногда» - 2, «редко» - 1, «никогда» - 0. Подсчитывается сумма набранных баллов.

-10 баллов: завышенная самооценка, чувство превосходства над окружающими, хвастливость, заносчивость. 11 - 30 баллов - адекватная самооценка, что свидетельствует о психологической зрелости, о реалистичной оценке своих сил, возможностей, внешности. Свыше 30 баллов - заниженная самооценка, необходима помощь психолога.

. Тест на виртуальную зависимость Кимберли С.Янг

Назначение: определение уровня Интернет-зависимости у пользователей Интернет [16, С. 23].

Стимульный материал: опросник из 20 утверждений [см. приложение 2] Опрашивались только пользователи Интернет.

Обработка и регистрируемые показатели: обработка результатов производится в соответствии с ключом, приведённом в методике. За каждый положительный ответ присваивается один балл. В соответствии с суммой набранных баллов интерпретируется результат. 0-3 балла - низкий уровень Интернет-зависимости, Интернет воспринимается лишь как инструмент общения и получения полезной информации. 4-7 - средний уровень: кроме информации и общения испытуемого могут интересовать развлечения в сети. 8-12 - высокий уровень: необходимо задуматься над своей увлеченностью сетевыми играми и количеством времени, проводимом в сети. 13-20 - сверхвысокий уровень: человек нуждается в помощи психолога для включения в реальную жизнедеятельность, так как Интернет нарушает нормальное функционирование индивидуума в социуме.

.   Анкетирование пользователей Интернет

Назначение: получение подробной информации об отношении пользователей к Интернет, количестве времени, проводимом в нем, особенностях поведения и общения в сети и в реальной жизни [см. Приложение 2].

Анкета состоит из 17 открытых вопросов. Некоторые вопросы вошли в три шкалы, выделенные нами.

.Направленность на информацию в сети Интернет (познавательный мотив): вопросы под №4, 14, 15, 16, 17.

.Направленность на общение в сети Интернет (коммуникативный мотив): вопросы под №4, 7, 11, 12, 13.

.Отношение к Интернет в целом: вопросы под №4, 9, 10, 16, 17.

С помощью качественного анализа ответов на выделенные вопросы каждому ответу присваивается 1 балл в зависимости от вопроса. По каждой шкале баллы суммируются. Для первых двух шкал: 0-1 балл - низкий уровень, 2-3 балла - средний уровень, 4-5 - высокий уровень. Для третьей шкалы: 0-1 - отрицательное отношение к Интернет, 2-3 балла - нейтральное, 4-5 баллов - положительное отношение.

.   Опросник определения готовности обращения к психологу

Назначение: определение уровня готовности обратиться за психологической помощью в случае необходимости, а также выявление общего уровня психологической просвещенности [1, С.56].

Стимульный материал: опросник из 18 утверждений.

Обработка и регистрируемые показатели: обработка результатов производится в соответствии с ключом, приведённом в методике. Баллы присваиваются за положительные ответы на утверждения: 1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, и за отрицательные ответы на утверждения: 2, 4, 5, 8, 9, 13, 14, 15, 18. В соответствии с количеством баллов делается вывод об уровне готовности обращения за психологической помощью: низкий (0-6 баллов), средний (7-12 баллов) и высокий (13-18 баллов).

. Методика «Культурно-психологический потенциал» О.И.Моткова

Назначение: исследование уровня и структуры психологической культуры личности [24].

Стимульный материал: опросник, состоящий из 18 пунктов.

Обработка и регистрируемые показатели: обработка результатов проводится в соответствии с ключом, приведенном в методике.

Методика включает в себя шесть уровней поведенческого проявления психологической культуры и две шкалы, по которым нужно оценить силу потребности в этом уровне и степень осуществления этой потребности.

К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

.   Регулярно совершаемое самопознание, в результате которого осознаётся жизненное предназначение, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение и самооценка (пункты 1, 7, 13).

.   Конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных проблем (пункты 2, 8, 14).

.   Хорошая саморегуляция эмоций, действий и мыслей: умение поддерживать положительный эмоциональный фон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать позитивные личностные установки и отношения и т.д. (пункты 3, 9, 15).

.   Гармонично организованное творчество: наличие интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением сил и времени (пункты 4, 10, 16).

.   Конструктивное ведение своих дел, для которого характерны реалистическое планирование, доведение начатого до конца, умение отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, умение систематично работать (пункты 5, 11, 17).

.   Конструктивное саморазвитие личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, природе (пункты 6, 12, 18).

.   Общий уровень психологической культуры (пункты 1-18).

.   Методика «Понятия»

Исходя из того, что методика «Культурно-психологический потенциал» измеряет только уровень культурно-психологических потребностей и уровень психологической культуры в целом, мы сделали предположение о том, что необходимо также исследовать начальный уровень психологической культуры личности - психологическую грамотность. Для этого нами была разработана методика «Понятия». Основой для разработки этой методики послужила методика Л.С.Колмогоровой [20].Тест составлен на основе представлений о том, какой уровень осведомленности, представлений, знаний (житейских и научных) в области психологии должен быть у студентов непсихологических факультетов.

Назначение: выявление уровня психологической грамотности, понимания основных психологических терминов, употребляемых в повседневной жизни.

Стимульный материал: список из 20 слов [см. Приложение 1]

Инструкция: перед Вами список из 20 слов. Напишите определения этих понятий.

Обработка и регистрируемые показатели: каждое определение оценивается по 3-балльной шкале: за точное определение дается 2 балла (испытуемый дал полное правильное объяснение понятию), за частично правильный ответ - 1 балл (испытуемый дал лишь близкое к точному значению слова определение), за неверное определение - 0 баллов.

Были выделены три уровня психологической грамотности: 0-20 баллов - низкий, 21-30 баллов - средний., 31-40 баллов - высокий уровень.



2020-03-17 177 Обсуждений (0)
Описание исследовательских методик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание исследовательских методик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)