Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание результатов анкетирования группы пользователей Интернет



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Описание результатов анкетирования группы пользователей Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В нашем исследовании анкетирование пользователей Интернет было подвергнуто количественному и качественному анализу. Группа пользователей составила 50 студентов факультетов различной профессиональной направленности. Стаж работы в глобальной Сети испытуемых составил от 2-х месяцев до 3-х лет.

В первой графе анкеты «Имя, которым Вы хотите себя представить» 64% испытуемых написали свой ник, которым пользуются в Сети. Остальные же дали свои полное имя или производное от имени, используемое в обычной жизни (36%). Это указывает на утверждение о том, что в Интернете люди могут конструировать виртуальные личности [12], привыкать к своему «сетевому» имени и временами использовать его в реальной жизни.

Среди ответов на вопрос «Для чего Вам нужен Интернет?» были получены следующие ответы: «для учебы» (82%), «для работы» (28%), электронная почта (84%), «общение» (68%), «развлечения» (46%). Наиболее часто встречающиеся причины знакомства с Интернет - эмоции интереса (64%) или любопытство (48%). Ежедневно в Сети испытуемые проводят от получаса (26%) до 4-6 часов (12%), большинство студентов тратят на Интернет 1 час в день. Постоянный круг общения в Сети имеют 74% респондентов, обычно он состоит из 2-3 человек. 88% испытуемых считают, что Интернет улучшил их жизнь (чаще всего среди причин указывалась возможность общения с людьми по всему миру). 3 человека (6%) ответили, что Интернет ухудшил их жизнь, так как у них уходит много времени на время в Сети и остается меньше времени на общение с друзьями и родными. На вопрос «Какой информацией Вы интересуетесь в Сети»? были получены ответы: «новости» - 32%, «компьютер» - 40%, «периодика», «книги» - 24%, «музыка» - 30%, «поиск работы» - 32%. Полученную в Сети информацию студенты нашей выборки используют для учебы (60%), дома (22%), работы (16%), развлечений (36%), игр (24%).

Разные ответы были получены на вопрос о будущем Интернет и значении Интернет лично для каждого. Преимущественно, будущее Интернет представляется как дальнейшее развитие и распространение технологии компьютерных сетей (56% ответили так), так как это является удобным инструментом в жизни людей. Как сказал один из опрошенных пользователей «Интернет - это информация, а от нее никуда не деться». Среди плюсов Интернет «удобство хранения и поиска информации» отмечают 38% испытуемых. В Интернете существует множество способов самореализации, это «удобное средство общения» - 62%.

Как мы видим из полученных результатов, Интернет оказывает больше положительное, чем отрицательное, влияние на многие сферы жизни общества и прогрессирует в своем развитии.

 

Выводы

 

Итак, результаты данного исследования подтвердили существование различий в уровне психологической культуры людей, незнакомых с Интернет и активных пользователей глобальной Сети. Значения показателя «психологическая грамотность» выше в группе пользователей Интернет, что может объясняться большими возможностями познания и самообразования у пользователей сети. Однако общий уровень психологической культуры достоверно ниже на 1%-ном уровне значимости, что можно попытаться объяснить тем, что пользователи Интернет много времени тратят на провождение в Сети и прилагают мало усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Кроме этого, в группе пользователей также отмечен повышенный уровень всех культурно-психологических потребностей, по сравнению с группой непользователей: потребности в конструктивном общении, в психической саморегуляции, в конструктивном ведении дела, в гармоничном саморазвитии и в творчестве. Работа и общение в сети Интернет, вероятно, приводит человека к осознанию необходимого повышения эффективности важных сфер жизнедеятельности.

Уровень самооценки в группе пользователей выше, чем в другой группе. Видимо, это связано с тем, что пользователи Интернет более уверенны в себе, так как знание основ компьютера и использование Интернет дает ощущение принадлежности к наиболее передовому в технологическом и информационном отношении обществу. Степень готовности обратиться к психологу выше у непользователей, из чего можно сделать вывод о том, что у пользователей Интернет работает механизм защиты, и они отрицают, наличие у себя каких бы то ни было психологических проблем, с которыми они могли бы обратиться к психологу.

Результаты корреляционного анализа говорят о том, что у студентов пользователей Интернет направленность на общение в Интернет взаимосвязана с потребностью в психической саморегуляции и сотрудничающим стилем межличностных отношений, а также с отношением к Интернет в целом. Общительный и гибкий в принятии решений человек чаще воспринимает Интернет как положительное явление в жизни общества, так как он дает возможность реализовываться многим потребностям личности, в том числе и психологическим, что способствует их развитию, осознанию и усилению. Были выявлены корреляции, которые свидетельствуют о большом значении глобальной сети для пользователей, как источника информации.

Юноши имеют тенденцию к Интернет-зависимости больше чем девушки. Также при более высоком уровне Интернет-зависимости выявляется более высокая степень готовности обратиться за психологической помощью, что указывает на важность разработки этой проблемы. У человека с неограниченным доступом в Сеть возникает необходимость повышения самоконтроля, в особенности необходимости регулирования своего время провождения в Интернет.

 


Заключение

 

Содержание работы соответствует поставленной цели: был подробно проанализирован культурно-психологический потенциал личности пользователя Интернет.

Гипотеза исследования подтвердилась: были выявлены достоверные различия между особенностями психологической культуры пользователей Интернет и людей, незнакомых с Интернет. В группе пользователей Интернет выше средний уровень значений следующих показателей: уровень психологической грамотности, уровень шести видов культурно-психологических потребностей, самопознание и саморегуляция, самооценка. У группы непользователей Интернет выше значения показателей: степень готовности обратиться к психологу и уровень психологической культуры.

В ходе исследования выборка была разделена на юношей и девушек, и были выявлены достоверные различия между этими подгруппами. Потребность в творчестве сильнее выражена у юношей, а у девушек ярче выражена потребность в гармоничном саморазвитии.

В ходе корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи на 5% уровне значимости в двух группах «пользователи Интернет» и «непользователи» и на всей выборке в целом. Были построены корреляционные плеяды. Наиболее значимым корреляциями в группе «пользователи Интернет» стали взаимосвязи между показателями «Направленность на общение в Интернет» и «Общий уровень психологической культуры», «Отношение к Интернет» и «Общий уровень культурно-психологических потребностей», «Отношение к Интернет» и «Направленность на информацию в Интернет

Далее в исследовании признаки были преобразованы в более компактную форму: были выделены факторы, в которые были сгруппированы один и более показателей. В результате факторного анализа всей выборки были выделены факторы: «Уровень психологических потребностей», «Авторитарность», «Готовность обращения к психологу» и «Психологическая культура». В результате анализа группы «непользователи Интернет» выделены факторы: «Независимость», «Гармоничное саморазвитие», «Культурно-психологические потребности» и «Зависимый тип поведения». У группы «пользователи Интернет» было образовано три фактора: «Психологическая культура личности», «Независимо-доминирующий стиль поведения» и «Культурно-психологические потребности».

Работа имеет теоретическую и практическую значимость. Перспективными областями для дальнейшего исследования представляются следующие: изучение информационно-коммуникативного компонента психологической культуры пользователей Интернет; изучение влияния уровня психологической культуры на подготовку практических психологов, изучение личности пользователя Интернет.

Практические рекомендации:

необходимо развивать психологическую культуру и просвещенность среди населения;

необходимо вводить в курс общеобразовательной школы дисциплину «Человекознание» для повышения знаний о психологии человека;

развивать систему психологических служб в образовательных учреждениях.

 


Список использованной литературы

 

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л. Я. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 120 с.

. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. 1996. Серия 14. Психология, №4. С. 14-20.

. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С.55-60.

. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей/ Московский государственный университет. Сборник Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. Войскунского А.Е. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 432 с.

. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей,1993. - 350с.

. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология или конструирование миров. М., 1996. - 768 с.

. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т.19, №1, С.89-100.

. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С.249-251.

. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.

. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 1993. N 2. С. 86-88.

12. Жичкина А.С. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. <http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml>

. Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М., 1999. - 67 с.

. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

. Иванова С.Л. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999. - 564 с.

. Кимберли С.Янг Диагноз - интернет-зависимость.// Мир Internet, №41, 2000.

. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М., 1998. С. 306 - 310.

. Климов Е.А. О предполагаемых путях психологического образования в стране.// Газета Московский Университет, №2 доп., 1999.

. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. 2000. №6.

. Колмогорова Л.С. Сравнительное изучение особенностей становления психологической культуры старшеклассников и студентов-первокурсников. // Педагог, 1999. №6

. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования// Педагог, №3, 1997.

. Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями - основа развития их компетентности// Психологическая наука и образование, 1999, №3-4

. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. - 320 с.

. Мотков О.И. Психологическая культура личности// Школьный психолог, №8, 1999.

. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. <http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml>

. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. И., 1995. - 509 с.

. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 376 с.

. Практическая психология образования. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997. - 527 с.

. Предчувствие портрета: Сборник психологических тестов./ Сост. Е.Владимирова. - Екатеринбург, 1992. - 160 с.

. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб. - 352 с.

. Семикин В.В., Шестакова Р.В. Культуросообразная профессионально-образовательная среда как механизм становления социально-психологической культуры специалиста// Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб, 1999.

. Соколова В.З. Культура общения. Программа с практическими рекомендациями учителю по проведению уроков в 9-ых классах. Новгород, 1994. - 47 с.

. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М., 1981.

. Философский энциклопедический словарь. М.: Цифра, 1997.

. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования/ Под ред. Дружинина В.Н. /РАН Институт психологии. М.-Томск: Изд-во "Барс", 1997. - 392 с.

. Шевченко И.А. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. <http://www.flogiston.ru/projects/articles/shevchenko.shtml>

 


Приложения

 

Приложение 1

Опросник «Понятия»

Перед Вами список из 20 слов. Напишите определения этих понятий.

.   Стресс -

.   Абстрактный -

.   Релаксация -

.   Конформизм -

.   Дебил -

.   Характер -

.   Фанатизм -

.   Гипноз -

.   Авторитарный -

.   Гармония -

.   Альтруизм -

.   Толерантность -

.   Мазохизм -

.   Медитация -

.   Ригидный -

.   Темперамент -

.   Рефлекс -

.   Психиатрия -

.   Фобия -

.   Психотерапия -

Спасибо за помощь в исследовании!

 


Приложение 2

АНКЕТА

1. Имя, которым Вы хотите себя представить.  
2. Возраст  
3. Пол  
4. Для чего Вам нужен Интернет \далее ИН\?  
5. Почему Вы в первый раз зашли в ИН?  
6. Сколько времени проводите там ежедневно?  
7. Имеете ли Вы там постоянный круг общения?  
8. Сколько человек он насчитывает?  
9. Считаете ли Вы, что ИН ухудшил Вашу жизнь? Если «да», то чем?  
10. Считаете ли Вы, что ИН улучшил Вашу жизнь? Если «да», то чем?  
11. Видитесь ли Вы в Вашей реальной жизни с людьми, с которыми знакомитесь в ИН? Если да, то какие у Вас складываются отношения?  
12. Сможете ли Вы отказаться от общения в ИН? Почему ?  
13. Считаете ли Вы, что ИН способствует развитию общения между людьми? Каким образом?  
14. Какой информацией Вы интересуетесь в сети ИН?  
15. Для чего и как Вы используете информацию, полученную в сети?  
16. Считаете ли Вы, что информации, полученной в ИН можно доверять?  
17. Каким Вы видите будущее ИН? Насколько важен для Вас ИН?  

 

Спасибо за участие в исследовании!



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Описание результатов анкетирования группы пользователей Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание результатов анкетирования группы пользователей Интернет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)