Описание результатов анкетирования группы пользователей Интернет
В нашем исследовании анкетирование пользователей Интернет было подвергнуто количественному и качественному анализу. Группа пользователей составила 50 студентов факультетов различной профессиональной направленности. Стаж работы в глобальной Сети испытуемых составил от 2-х месяцев до 3-х лет. В первой графе анкеты «Имя, которым Вы хотите себя представить» 64% испытуемых написали свой ник, которым пользуются в Сети. Остальные же дали свои полное имя или производное от имени, используемое в обычной жизни (36%). Это указывает на утверждение о том, что в Интернете люди могут конструировать виртуальные личности [12], привыкать к своему «сетевому» имени и временами использовать его в реальной жизни. Среди ответов на вопрос «Для чего Вам нужен Интернет?» были получены следующие ответы: «для учебы» (82%), «для работы» (28%), электронная почта (84%), «общение» (68%), «развлечения» (46%). Наиболее часто встречающиеся причины знакомства с Интернет - эмоции интереса (64%) или любопытство (48%). Ежедневно в Сети испытуемые проводят от получаса (26%) до 4-6 часов (12%), большинство студентов тратят на Интернет 1 час в день. Постоянный круг общения в Сети имеют 74% респондентов, обычно он состоит из 2-3 человек. 88% испытуемых считают, что Интернет улучшил их жизнь (чаще всего среди причин указывалась возможность общения с людьми по всему миру). 3 человека (6%) ответили, что Интернет ухудшил их жизнь, так как у них уходит много времени на время в Сети и остается меньше времени на общение с друзьями и родными. На вопрос «Какой информацией Вы интересуетесь в Сети»? были получены ответы: «новости» - 32%, «компьютер» - 40%, «периодика», «книги» - 24%, «музыка» - 30%, «поиск работы» - 32%. Полученную в Сети информацию студенты нашей выборки используют для учебы (60%), дома (22%), работы (16%), развлечений (36%), игр (24%). Разные ответы были получены на вопрос о будущем Интернет и значении Интернет лично для каждого. Преимущественно, будущее Интернет представляется как дальнейшее развитие и распространение технологии компьютерных сетей (56% ответили так), так как это является удобным инструментом в жизни людей. Как сказал один из опрошенных пользователей «Интернет - это информация, а от нее никуда не деться». Среди плюсов Интернет «удобство хранения и поиска информации» отмечают 38% испытуемых. В Интернете существует множество способов самореализации, это «удобное средство общения» - 62%. Как мы видим из полученных результатов, Интернет оказывает больше положительное, чем отрицательное, влияние на многие сферы жизни общества и прогрессирует в своем развитии.
Выводы
Итак, результаты данного исследования подтвердили существование различий в уровне психологической культуры людей, незнакомых с Интернет и активных пользователей глобальной Сети. Значения показателя «психологическая грамотность» выше в группе пользователей Интернет, что может объясняться большими возможностями познания и самообразования у пользователей сети. Однако общий уровень психологической культуры достоверно ниже на 1%-ном уровне значимости, что можно попытаться объяснить тем, что пользователи Интернет много времени тратят на провождение в Сети и прилагают мало усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Кроме этого, в группе пользователей также отмечен повышенный уровень всех культурно-психологических потребностей, по сравнению с группой непользователей: потребности в конструктивном общении, в психической саморегуляции, в конструктивном ведении дела, в гармоничном саморазвитии и в творчестве. Работа и общение в сети Интернет, вероятно, приводит человека к осознанию необходимого повышения эффективности важных сфер жизнедеятельности. Уровень самооценки в группе пользователей выше, чем в другой группе. Видимо, это связано с тем, что пользователи Интернет более уверенны в себе, так как знание основ компьютера и использование Интернет дает ощущение принадлежности к наиболее передовому в технологическом и информационном отношении обществу. Степень готовности обратиться к психологу выше у непользователей, из чего можно сделать вывод о том, что у пользователей Интернет работает механизм защиты, и они отрицают, наличие у себя каких бы то ни было психологических проблем, с которыми они могли бы обратиться к психологу. Результаты корреляционного анализа говорят о том, что у студентов пользователей Интернет направленность на общение в Интернет взаимосвязана с потребностью в психической саморегуляции и сотрудничающим стилем межличностных отношений, а также с отношением к Интернет в целом. Общительный и гибкий в принятии решений человек чаще воспринимает Интернет как положительное явление в жизни общества, так как он дает возможность реализовываться многим потребностям личности, в том числе и психологическим, что способствует их развитию, осознанию и усилению. Были выявлены корреляции, которые свидетельствуют о большом значении глобальной сети для пользователей, как источника информации. Юноши имеют тенденцию к Интернет-зависимости больше чем девушки. Также при более высоком уровне Интернет-зависимости выявляется более высокая степень готовности обратиться за психологической помощью, что указывает на важность разработки этой проблемы. У человека с неограниченным доступом в Сеть возникает необходимость повышения самоконтроля, в особенности необходимости регулирования своего время провождения в Интернет.
Заключение
Содержание работы соответствует поставленной цели: был подробно проанализирован культурно-психологический потенциал личности пользователя Интернет. Гипотеза исследования подтвердилась: были выявлены достоверные различия между особенностями психологической культуры пользователей Интернет и людей, незнакомых с Интернет. В группе пользователей Интернет выше средний уровень значений следующих показателей: уровень психологической грамотности, уровень шести видов культурно-психологических потребностей, самопознание и саморегуляция, самооценка. У группы непользователей Интернет выше значения показателей: степень готовности обратиться к психологу и уровень психологической культуры. В ходе исследования выборка была разделена на юношей и девушек, и были выявлены достоверные различия между этими подгруппами. Потребность в творчестве сильнее выражена у юношей, а у девушек ярче выражена потребность в гармоничном саморазвитии. В ходе корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи на 5% уровне значимости в двух группах «пользователи Интернет» и «непользователи» и на всей выборке в целом. Были построены корреляционные плеяды. Наиболее значимым корреляциями в группе «пользователи Интернет» стали взаимосвязи между показателями «Направленность на общение в Интернет» и «Общий уровень психологической культуры», «Отношение к Интернет» и «Общий уровень культурно-психологических потребностей», «Отношение к Интернет» и «Направленность на информацию в Интернет Далее в исследовании признаки были преобразованы в более компактную форму: были выделены факторы, в которые были сгруппированы один и более показателей. В результате факторного анализа всей выборки были выделены факторы: «Уровень психологических потребностей», «Авторитарность», «Готовность обращения к психологу» и «Психологическая культура». В результате анализа группы «непользователи Интернет» выделены факторы: «Независимость», «Гармоничное саморазвитие», «Культурно-психологические потребности» и «Зависимый тип поведения». У группы «пользователи Интернет» было образовано три фактора: «Психологическая культура личности», «Независимо-доминирующий стиль поведения» и «Культурно-психологические потребности». Работа имеет теоретическую и практическую значимость. Перспективными областями для дальнейшего исследования представляются следующие: изучение информационно-коммуникативного компонента психологической культуры пользователей Интернет; изучение влияния уровня психологической культуры на подготовку практических психологов, изучение личности пользователя Интернет. Практические рекомендации: необходимо развивать психологическую культуру и просвещенность среди населения; необходимо вводить в курс общеобразовательной школы дисциплину «Человекознание» для повышения знаний о психологии человека; развивать систему психологических служб в образовательных учреждениях.
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л. Я. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 120 с. . Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. . Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. 1996. Серия 14. Психология, №4. С. 14-20. . Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С.55-60. . Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей/ Московский государственный университет. Сборник Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. Войскунского А.Е. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 432 с. . Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей,1993. - 350с. . Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология или конструирование миров. М., 1996. - 768 с. . Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т.19, №1, С.89-100. . Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С.249-251. . Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с. . Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 1993. N 2. С. 86-88. 12. Жичкина А.С. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. <http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml> . Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М., 1999. - 67 с. . Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с. . Иванова С.Л. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999. - 564 с. . Кимберли С.Янг Диагноз - интернет-зависимость.// Мир Internet, №41, 2000. . Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М., 1998. С. 306 - 310. . Климов Е.А. О предполагаемых путях психологического образования в стране.// Газета Московский Университет, №2 доп., 1999. . Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. 2000. №6. . Колмогорова Л.С. Сравнительное изучение особенностей становления психологической культуры старшеклассников и студентов-первокурсников. // Педагог, 1999. №6 . Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования// Педагог, №3, 1997. . Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями - основа развития их компетентности// Психологическая наука и образование, 1999, №3-4 . Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. - 320 с. . Мотков О.И. Психологическая культура личности// Школьный психолог, №8, 1999. . Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. <http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml> . Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. И., 1995. - 509 с. . Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 376 с. . Практическая психология образования. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997. - 527 с. . Предчувствие портрета: Сборник психологических тестов./ Сост. Е.Владимирова. - Екатеринбург, 1992. - 160 с. . Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб. - 352 с. . Семикин В.В., Шестакова Р.В. Культуросообразная профессионально-образовательная среда как механизм становления социально-психологической культуры специалиста// Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб, 1999. . Соколова В.З. Культура общения. Программа с практическими рекомендациями учителю по проведению уроков в 9-ых классах. Новгород, 1994. - 47 с. . Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М., 1981. . Философский энциклопедический словарь. М.: Цифра, 1997. . Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования/ Под ред. Дружинина В.Н. /РАН Институт психологии. М.-Томск: Изд-во "Барс", 1997. - 392 с. . Шевченко И.А. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. <http://www.flogiston.ru/projects/articles/shevchenko.shtml>
Приложения
Приложение 1 Опросник «Понятия» Перед Вами список из 20 слов. Напишите определения этих понятий. . Стресс - . Абстрактный - . Релаксация - . Конформизм - . Дебил - . Характер - . Фанатизм - . Гипноз - . Авторитарный - . Гармония - . Альтруизм - . Толерантность - . Мазохизм - . Медитация - . Ригидный - . Темперамент - . Рефлекс - . Психиатрия - . Фобия - . Психотерапия - Спасибо за помощь в исследовании!
Приложение 2
АНКЕТА
Спасибо за участие в исследовании!
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |