Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание результатов корреляционного анализа



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Описание результатов корреляционного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основе таблицы данных был проведен корреляционный анализ всей выборки в целом, а также экспериментальной и контрольной группы в отдельности. Полученные результаты корреляционного анализа позволяют говорить о существовании корреляционных взаимосвязей на 5% уровне значимости (со значением коэффициента r >0,28).

В экспериментальной группе пользователей Интернет с помощью корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между 30 признаками (рис.1). Выделим наиболее сильные и важные взаимосвязи для нашего исследования.

Наибольшее количество корреляций оказалось у признаков «Направленность на общение в Интернет»(35) и «Отношение к Интернет»(36).

 


 

 

Рис. 1 Корреляционная плеяда группы «Пользователи Интернет»

 

Показатель «Направленность на общение в Интернет»(35) имеет положительные взаимосвязи с показателями: «Потребность в психической саморегуляции»(8) (r=0,28), «Самопознание»(13) (r=0,31), «Общий уровень психологической культуры»(19) (r=0,37). Общение в среде Интернет развивает саморегуляцию во время диалога с собеседником. Как отмечалось нами ранее, отличительной особенностью общения посредством Интернет является тот факт, что существует время на обдумывание каждой своей фразы, на ее построение и эмоциональную окраску. Также этот показатель связан со следующими показателями: «Компромисс»(22) (r=0,3) и «Сотрудничающий стиль межличностных отношений»(31) (r=0,29). В Интернете перед человеком открываются широкие просторы завязыванию новых знакомств с людьми выше себя по социальному статусу и гораздо старше себя. Как известно, общение с разными по возрасту и статусу людьми способствует проигрыванию множества социальных ролей и лучшему узнаванию собственных способностей в коммуникации, оно стимулирует самопознание и рефлексию. Кроме того, для поддержания отношений с новыми знакомыми требуется умение быть гибким в конфликтных ситуациях, умение быть чутким и внимательным к окружающим. Сотрудничающий стиль отношений свойственен общительным и открытым людям.

«Отношение к Интернет»(36) имеет положительные взаимосвязи с показателями «Сотрудничающий стиль межличностных отношений»(31) (r=0,29) и «Общий уровень культурно-психологических потребностей»(12) (r=0,36). Общительный и гибкий в принятии решений человек чаще воспринимает Интернет как положительное явление в жизни общества, так как он дает возможность реализовываться многим потребностям личности, в том числе и психологическим, что способствует их развитию, осознанию и усилению.

Наиболее сильная корреляция наблюдается у показателя «Отношение к Интернет»(36) с показателем «Направленность на информацию в Интернет»(34) (r=0,73), что свидетельствует о большом значении глобальной сети для пользователей, как источника информации. Кроме материалов для общего образования в Сети можно получить справку почти по любому интересующему вопросу, например, в виде on-line консультаций специалистов. Вполне логично утверждение, что чем больше полезной информации получит человек в Сети, тем лучше он будет относиться к Интернет.

Показатель «Пол»(1) имеет отрицательную корреляцию с показателем «Уровень интернет-зависимости»(33) (r=-0,52), из чего мы можем сделать вывод о более выраженной тенденции к зависимости от Интернет у юношей. Это объясняется тем фактом, что юноши больше играют в компьютерные игры и быстрее осваивают компьютер, лучше владеют управлением сложной техники, а также больше времени проводят в сети, что приводит к риску психологической зависимости от Интернет.

Также этот показатель отрицательно взаимосвязан с показателями «Авторитарный стиль межличностных отношений»(25) (r=-0,29) и «Сотрудничающий стиль межличностных отношений»(31) (r= -0,32). У юношей ярче выражено стремление к доминированию и лидерству, но также им важно мнение окружающих и они ориентированы на кооперацию в отношениях при условии получения выгоды от этих отношений.

«Самооценка»(3) отрицательно коррелирует с показателем «Авторитарный стиль межличностных отношений»(25) (r=-0,39) в группе пользователей Интернет. Этот стиль отношений характеризуется легкостью и быстротой в принятии решений, выраженным мотивом достижения и общей оптимистичностью. Все это способствует формированию адекватной самооценки с тенденцией к ее завышению.

Отрицательная взаимосвязь была выявлена между показателями «Компромисс»(22) и «Готовность обращения к психологу»(4) (r=0,-28). Вероятно, неумение идти на уступки в конфликтной ситуации может быть одной из причин обращения к психологу, что может указывать на потребность человека в подборе оптимальной модели поведения в зависимости от складывающейся жизненной ситуации. Также, признак «Готовность обращения к психологу»(4) оказался связанным с показателем «Уровень интернет-зависимости»(33) (r=0,38), что можно объяснить следующим образом. В нашем исследовании участвовали студенты старших курсов 19-25 лет, люди зрелые, которые способны признавать наличие у себя слабостей и пороков, т.е. склонны к самокритике и самоанализу. Следовательно, можно предположить, что усиление некоторых недостатков, может спровоцировать обращение к специалисту-психологу по поводу личной проблемы, такой как зависимость от чего-либо, например от Интернет. Чем больше риск попасть в эту зависимость, тем выше шанс, что этот человек обратится за психологической помощью.

Кроме того, показатель «Уровень интернет-зависимости»(33) имеет отрицательную корреляцию с «Потребностью в конструктивном ведении дела»(10) (r=-0,38), что свидетельствует о необходимости осуществлять постоянный самоконтроль, за временем которое пользователь проводит в Сети. Поскольку количество времени потраченного на нахождение в Интернет прямо пропорционально достигнутым результатам за день, следовательно, отсутствие контроля над временем, проводимого в Сети, отрицательно сказывается как на распорядке дня в целом, так и на достигнутых результатах.

Как видно из анализа показатель «Потребность в конструктивном ведении дела»(10) также отрицательно коррелирует с показателем «Приспособление»(24) (r=-0,30). Данный результат указывает на то, что склонность к жертвованию своих интересов ради интересов другого человека является препятствующим фактором, так как для эффективного ведения дел требуется динамичность, в некоторых случаях даже определенная степень агрессивности, гибкость и адекватность действий в соответствии с требованиями ситуации, для выполнения запланированного.

Положительная корреляция была обнаружена между показателями «Сотрудничающий стиль межличностных отношений»(31) и «Самопознание»(13) (r=0,31). Глубокий самоанализ, стремление к конструктивному самоотношению и самооценке свойственен людям с эмоциональной неустойчивостью и высоким уровнем тревожности.

Показатель «Потребность в гармоничном саморазвитии»(11) имеет положительную корреляцию с показателем «Подчиняемый стиль межличностных отношений»(29) (r=0,31) и отрицательную с «Авторитарным стилем межличностных отношений»(25) (r=-0,28). Это указывает на то, что у неуверенных в себе людях, легко поддающихся влиянию извне, сила потребности в гармонизации и фиксировании личностных установок выше. Они нуждаются в поддержке, в выработке независимости от мнения окружающих и переориентации на свои ценности и суждения. Уверенным и напористым индивидам забота о самосовершенствовании и улучшении личностных качеств наименее свойственна.

Показатель «Сотрудничество»(21) был обнаружен со следующими важными корреляциями. Во-первых, он положительно коррелирует с «Потребностью в психической саморегуляции»(8) (r=0,33), с «Общим уровнем культурно-психологических потребностей»(12) (r=0,40) и с «Потребностью в конструктивном общении»(7) (r=0,54), во-вторых, он отрицательно коррелирует с показателем «Избежание»(23) (r=0,38). Данные результаты указывают на то, что сотрудничество, являясь наиболее эффективным способом разрешения конфликта, требует от человека достаточно высокой степени напряжения для контроля своих мыслей и поступков. Из этого следует, что у индивида усиливается потребность в психической саморегуляции. Способный к сотрудничеству человек редко использует стратегию ухода от решения сложных вопросов, хотя это требует меньших затрат психологических ресурсов человека. Кроме всего этого, сотрудничество мы рассматриваем как один из показателей высокого уровня психологической культуры личности.

С помощью корреляционного анализа в группе непользователей Интернет были выявлены взаимосвязи на 5%-ном уровне значимости между 29 показателями (со значением коэффициента r > 0,28) (рис. 2).

Как видно из корреляционной плеяды на Рис.2, были получены совершенно иные взаимосвязи на группе «Непользователи Интернет», чем на экспериментальной группе нашей выборки. Среди них выделим наиболее важные для нашего исследования показатели.

Были выявлены отрицательные корреляции показателя «Общий уровень культурно-психологических потребностей»(12) с показателями «Пол»(1) (r=-0,3) и «Агрессивный стиль межличностных отношений»(27) (r=-0,31). Получается, что среди непользователей Интернет тенденцию к более высокому уровню основных психологических потребностей имеют юноши.

 


 

Рис.2 Корреляционная плеяда группы «Непользователи»

 

Показатель «Агрессивный стиль межличностных отношений»(27) оказался связанным с «Общим уровнем психологической культуры»(19) (r=0,32). Данная взаимосвязь может объясняться тем фактом, что реальная ситуация в настоящее время складывается таким образом, что каждому человеку приходится испытывать сильную конкуренцию например при приеме на работу, что требует собранности, упорности, некоторой степени жесткости и умения доказывать свои способности.

«Готовность обращения к психологу»(4) отрицательно взаимосвязана с показателями «Самооценка»(3) (r=-0,31) и «Психологическая грамотность»(5) (r=-0,31). У непользователей обнаруживается склонность к переоценке своих психологических возможностей в жизнедеятельности. Высокая самооценка и высокая психологическая грамотность снижают вероятность обращения за психологической помощью, так как человек чаще полагается на свои собственные силы в решении проблем. «Возраст»(2) положительно коррелирует с показателем «Потребность в самопознании»(6) (r=0,35). Из этого мы можем сделать вывод о том, что склонность к самоанализу возрастает по мере того, как у человека появляется жизненный опыт, и он становится старше.

«Соперничество»(20) и «Авторитарный стиль межличностных отношений»(25) имеют положительную взаимосвязь умеренной силы (r=0,31). Человек с властно-лидирующим типом межличностных отношений в конфликтных ситуациях чаще прибегает к стратегии соперничества, стараясь отстоять, прежде всего, свои собственные интересы. Так проявляется его тенденция к доминированию, завоевательная позиция и стремление быть сильнее окружающих.

Была выявлена положительная корреляция между показателями «Альтруистический стиль тип межличностных отношений»(32) «Компромисс»(22) (r=0,30) и «Сотрудничающий стиль межличностных отношений»(31) (r=0,35). Как правило, в конфликтной ситуации первым на уступки идет тот человек, которому свойственны высокая восприимчивость и отзывчивость, дружелюбие и мягкость, зависимость от мнения значимых других и потребность нравиться окружающим. Для такого человека трудно отстаивать свои интересы, так как важнее оказывается производить приятное впечатление, чем вызвать отрицательные эмоции у собеседника. Взаимосвязь показателей «Гармоничное саморазвитие»(18) и «Самопознание»(13) (r=0,35) говорит о единстве этих аспектов психологической культуры человека. Позитивное самоотношение и адекватная самооценка являются неотъемлемым условием гармоничного развития человека, гармоничности его личностных установок, желаний, эмоций, представлений о себе, окружающем мире, людях и природе. Чтобы все стремления человека были в равновесии, а способности реализованы, необходима ежедневная работа над самим собой, над своим стилем мышления и поведения.

Корреляционный анализ был проведен на всей выборке в целом. На Рис. 3 изображены основные умеренно-сильные взаимосвязи на 5%-ном уровне значимости между 27 показателями (со значением коэффициента r >0,22).

 

 

Рис.3 Корреляционная плеяда всей выборки

 

Показатель «Пол»(1) имеет положительную корреляцию с «Потребностью в конструктивном общении»(7) (r=0,33) и отрицательную с «Самооценкой»(3) (r= -0,32). Это указывает на то, что девушки чаще, чем юноши этого же возраста имеют высокую потребность в налаживании и поддерживании контактов, в умении заводить знакомства и поддерживать отношения с большим количеством друзей и близких. Девушки склонны к высокому самомнению, позитивной самооценке с тенденцией к ее завышению.

«Потребность в самопознании»(6) положительно коррелирует с показателем «Возраст»(2) (r=0,27). Из этого мы можем сделать вывод о том, что с возрастом возрастает склонность к самоанализу. Развитие высших потребностей и способностей к саморефлексии человека прямо пропорционально его годам и жизненному опыту.

Сильная взаимосвязь была обнаружена между показателями «Самооценка»(3) и «Готовность обращения к психологу»(4) (r=0,58), из чего мы можем сделать вывод о том, что потенциальными клиентами психологов-консультантов являются люди с заниженной самооценкой, с проблемами внутриличностного плана. Высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, зависимость от средовых воздействий мешают нормальной жизнедеятельности и вызывают желание изменить себя, прибегнув к помощи специалиста.

Кроме того, «Самооценка»(3) связана с показателями «Психологическая грамотность»(5) (r=0,25) и «Потребность в конструктивном общении»(7) (r=0,22). При общей эрудированности и знании основных психологических понятий представление о себе характеризуется адекватностью и позитивностью. Пониженная самооценка может быть как причиной, так и следствием проблем в общении человека, что мотивирует к повышению эффективности коммуникативной сферы.

«Готовность обращения к психологу»(4) и «Психологическая грамотность»(5) положительно коррелируют с показателем «Общий уровень культурно-психологических потребностей»(12) (r=0,28 и r=0,35). Высокие потребности человека в самосовершенствовании детерминированы общим интересом к психологии, открытостью к новому опыту и заботой о собственном здоровье. Понимание основных процессов в психике человека способствует психологической грамотности в целом.

«Общий уровень культурно-психологических потребностей»(12) взаимосвязан с показателем «Сотрудничество»(21) (r=0,22), что говорит о формировании высокой культуры человека при умении наиболее спокойно и эффективно вести себя в критических ситуациях, разрешать любой конфликт конструктивным способом, учитывая интересы всех сторон. Зрелая психологическая культура выражается в поведении и общении, особенно ярко ее уровень обнаруживается в трудных ситуациях взаимодействия с другими субъектами.

«Общий уровень психологической культуры»(19) и «Психологическая грамотность»(5) имеют положительную взаимосвязь (r=0,26). Психологическая грамотность, являясь начальным уровнем психологической культуры, определяет дальнейшее развитие специфических способностей и умений личности. Без знаний основ психологии невозможно развитие зрелой психологической культуры.

Достаточно сильная взаимосвязь выявлена между «Общим уровнем культурно-психологических потребностей»(12) и «Общим уровнем психологической культуры»(19) (r=0,41). Стремление к гармоничному развитию всех своих способностей обуславливает уровень психологической культуры личности.

Показатель «Сотрудничество»(21) коррелирует с показателями «Потребность в конструктивном общении»(7) (r=0,32) «Потребность в психической саморегуляции»(8) (r=0,29). Стратегия сотрудничества как наиболее эффективный способ урегулирования конфликта требует больших психических затрат на саморегуляцию. Конструктивное общение требует определенных усилий для реализации, так как окружающие могут вести себя прямо противоположно (например, агрессивно или деструктивно) и вызывать отрицательные эмоции.

«Общий уровень психологической культуры»(19) имеет отрицательную корреляцию с показателем «Авторитарный стиль межличностных отношений»(25) (r=-0,20). Психологическая культура как механизм социальной регуляции препятствует спонтанности в поведении человека. Прежде чем сказать что-либо или сделать, необходимо обдумать свое действие - это приводит к гармонизации отношений между людьми. Итак, мы рассмотрели результаты корреляционного анализа трех групп выборки. Следующим этапом нашего исследования стал факторный анализ.




2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Описание результатов корреляционного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание результатов корреляционного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)