Описание результатов анализа средних показателей
Гипотезой данного исследования является предположение о наличии достоверных различий между особенностями психологической культуры пользователей Интернет и непользователей Интернет. В группах пользователей и непользователей Интернет, а также в группах юношей и девушек был проведен анализ с помощью критерия Шапиро-Уилкса, в результате которого было выявлено нормальное распределение значений показателей в этих подгруппах выборки. Это позволяет нам провести сравнительный анализ средних показателей, используя Т-критерий Стьюдента. С помощью Т-критерия Стьюдента были установлены статистически достоверные различия средних значений между экспериментальной и контрольной группой выборки по следующим показателям (Табл. 1).
Таблица 1
Средние значения показателя «самооценка» группы пользователей Интернет гораздо ниже, чем у непользователей. (Напомним, что чем ниже числовое выражение данного показателя, тем выше самооценка испытуемого). Видимо, это связано с тем, что пользователи Интернет более уверенны в себе, так как знание основ компьютера и использование Интернет дает ощущение принадлежности к наиболее передовому в технологическом и информационном отношении обществу. У непользователей напротив - скорее присутствует ощущение беспомощности в информационном пространстве. Степень готовности обратиться к психологу выше у непользователей, из чего можно сделать вывод о том, что они более объективно воспринимают свои проблемы и больше открыты в признании самим себе, что им необходима психологическая помощь. Полученные различия в данном показателе могут являться показателем того, что у пользователей Интернет работает механизм защиты, и они отрицают, наличие у себя каких бы то ни было психологических проблем, с которыми они могли бы обратиться к психологу. Уровень психологической грамотности выше у пользователей Интернет, что может объясняться большими возможностями познания и самообразования у пользователей сети. Веб-сёрфинг (просматривание сайтов WWW) способствует восприятию и усвоению большого количества полезной информации. В связи с этим, знание некоторых психологических терминов шире у пользователей Интернет. Следующая группа показателей выше у экспериментальной группы: уровень всех культурно-психологических потребностей выше у пользователей Интернет; это потребности в конструктивном общении, в психической саморегуляции, в конструктивном ведении дела, в гармоничном саморазвитии и в творчестве. Работа и общение в сети Интернет, вероятно, приводит человека к осознанию необходимого повышения эффективности некоторых сфер жизнедеятельности. Кроме привычного («реального») круга общения в жизни пользователя появляется и новый круг «виртуальных собеседников». Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что Сеть для большинства пользователей используется как средство коммуникации, в том числе и с реальными знакомыми. Таким образом, можно установить следующее: круг общения пользователя в целом, состоит: а) реальный круг общения; б) знакомые, находящиеся в данный момент вне поля реальной досягаемости пользователя, для общения с которыми Сеть используется как средство коммуникации; в) виртуальный круг знакомых. Вполне естественно, что для поддержания постоянного контакта с все возрастающим количеством знакомых, у пользователя возрастает потребности умения конструктивно общаться, а также вести свои дела. Значение показателей «самопознание» и «саморегуляция» также выше у группы пользователей. Вероятно, это связано с предыдущими показателями - склонность к рефлексии и самоанализу содействует осознанию своих психологических нужд. При общении в Интернет есть всегда время на обдумывание каждой своей фразы, контроль над своими словами и продумывание ответной реакции собеседника. Творческий потенциал у пользователей ниже, что может быть связано с тем, что среди пользователей Интернет больше людей со склонностью к технической реализации своих способностей. Например, разработка технических проектов виртуальных страничек, требует больше технически правильного исполнения, чем творческого. Значение признака «Умение конструктивно вести дела» выше у непользователей. Это объясняется тем фактом, что у непользователей отсутствует необходимость тратить часть своего времени на Интернет и, учитывая то обстоятельство, что невозможно заранее определить время, проводимое пользователем в Интернет, целесообразно предположить, что у противоположной группы людей есть возможность более конструктивно планировать свое время. В целом общий уровень психологической культуры ниже у пользователей Интернет, что подтверждает нашу гипотезу о существовании достоверных различий между особенностями психологической культуры пользователей и непользователей Интернет. Надо отметить, что различия этого показателя достоверны на 1%-ном уровне значимости. Составляющими психологической культуры, степень проявления которых ниже у пользователей, являются: творческий потенциал, конструктивное общение и ведение дел, саморазвитие. Видимо, у пользователей Интернет нет достаточных знаний, либо возможностей для реализации высших потребностей личности - самосовершенствование, самоактуализацию и саморазвитие. Выявлялись также значимые различия показателей между подгруппами девушек и юношей целой выборки. (Табл.2). Были выявлены достоверные различия шести показателей.
Таблица 2
Как видно из данных Таблицы 2 в нашей выборке юноши оказались в среднем старше девушек. Потребность в творчестве выражена сильнее у юношей, чем у девушек. Вероятно, это связано с тем, что у мужчин больше времени на самоактуализацию, они лучше реализуют себя на работе. Потребность в самореализации у женщин актуализируется в материнстве в большей степени, чем в продуктах творческой деятельности. У девушек ярче выражена потребность в гармоничном саморазвитии. Девушкам свойственно повышенное внимание к своей личности и забота о своем здоровье, в том числе и душевном равновесии и покое. Значение показателей «приспособление» и «подчиняемый тип межличностных отношений» выше у подгруппы девушек. Это свидетельствует о том, что в конфликтной ситуации девушки имеют тенденцию чаще жертвовать своими интересами ради интересов другой стороны, что еще раз подтверждает стереотип о мягкости и жертвенности женской половины общества. Значение последнего показателя подтверждает вышесказанное - авторитарный стиль межличностных отношений свойственен мужчинам в большей мере, чем женщинам. Мужчины более независимы и уверены в себе и чаще женщин становятся лидерами и руководителями, удовлетворяя свою потребность доминировать.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |