Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема педагогической технологии в историческом аспекте



2020-03-17 1474 Обсуждений (0)
Проблема педагогической технологии в историческом аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос о взаимодействии учителя и ученика волновал ученых с древнейших времен. Если педагог выстраивает воздействие на ребенка как тонкое и искусное прикосновение к личности, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированности отношений, духовное и интеллектуальное развитие и многое другое. Поэтому педагог должен, во-первых, уметь видеть другого человека, определять по внешним признакам, формам, по поведенческим проявлениям реальное состояние и отношение, а, во-вторых, уметь демонстрировать в доступной и привлекательной форме собственное отношение и тем самым влить на отношение своего подопечного.

Древнегреческий врач и реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460-ок.370 до н.э.) еще в IV веке до н.э. предлагал использовать мимику и пластику для определения темперамента. [28] Идеи психологии выразительных движений нашли отражение в работах его знаменитого соотечественника Аристотеля (384-322 до н.э.). Древнеримский врач Гален (ок.130-ок.200 г. г.) объединил разрозненные данные о пластико-мимической выразительности человека в учение, получившее название физиогномика. [17]

Прикосновение педагога должно пленять и очаровывать детей, побуждая их тем самым на выбор таких форм взаимодействия с миром, которые соответствовали бы уровню современной культуры.

Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал, лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. [13]

Итальянский философ-утопист Т.Кампанелла (1568-1639) в своей книге «Город солнца» приводит мысль о ненасильственном педагогическом воздействии и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения. [4]

Выдвинув тезис: «Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие», - французский гуманист М.Монтень (1533 – 1592) разработал ряд педагогических позиций, имеющих принципиальное значение с точки зрения технологии. Так, относительно наставника, он замечает: «желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего питомца». Высочайшего уровня технологического общения он достигает при описании» общения с другими», выделив в качестве рекомендаций шесть правил:

1) не выставлять себя на показ;

2) воздерживаться в расходовании знаний;

3) избегать заносчивости;

4) спорить только с достойным;

5) тщательно отбирать доводы (точные и краткие);

6) склоняться перед истиной. [16]

Труд чешского мыслителя, гуманиста, педагога Я.А.Коменского «Великая дидактика» [11] содержит комплекс технологических решений «краткого», «приятного» и «основательного» обучения детей. В сущности, все его «исправления» являются не чем иным, как разработкой оптимальной технологии прикосновения к ученику в процессе его развития и формирования. Сюда относятся: урок как форма побуждающего примерами общения; правильное (с точки зрения суток, физиологии и возраста ребенка) распределение времени; приоритетное развитие умственны х способностей; предпослание примеров правилами и т.д..

Швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци (1746-1827) ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», совмещающее умственное образование с нравственным воспитанием. [26] Стремясь к созданию в школе атмосферы семейной любви, он многое заимствовал из уклада жизни простых людей. В терминологии нашего времени это означает: И.Г.Песталоцци уделял много времени созданию в школе благоприятного психологического климата.

Примеры искусного прикосновения к личности ребенка можно встретить в научном наследии таких мыслителей как Ж.-Ж. Руссо, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, Р.Оуэн. [26] Выше приведенные примеры педагогической мысли прошлого позволяют утверждать, что педагогическая технология в качестве оптимального прикосновения к личности существует издавна.

Основоположник научной педагогики в Росси К.Д.Ушинский (1824-1871) в разработке теории педагогики отстаивал идею нравственного воспитания и поэтому требовал от учителя нравственного отношения к детям. [25]

С.Т.Шацкий (1878-1934) исследуя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфики этих знаний, С.Т.Шацкий отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем «наполнения ценностью» любой деятельности, организуемой на уроке. [27]

По мнению П.П.Блонского (1884-1941), основной целью школы должно стать воспитание автономной самоопределившейся личности, и поэтому вся деятельность педагогического учреждения направляется на ее достижение. Понимая годы учебы не как подготовку к жизни, П.П. Блонский высказывает сомнение в необходимости деления учебного дня на различные, не связанные между собой, предметы. Взамен он предлагает выстраивать учебный процесс как воспитание логики ребенка (мыслительной, языковой, математической и т.д.), не навязывая, а совершенствуя естественно возникающие потребности, учитывая при этом психологические, физиологические, возрастные и другие особенности детей. [21]

А.С.Макаренко в своих работах [21] уже свободно оперировал термином «педагогическая техника» и использовал понятие «педагогическая технология». Отмечая технократичность звучания этих терминов, он высказывал надежду, что впоследствии , возможно, им будут найдены более «благозвучные» синонимы. По сути, все его педагогическое наследие есть не что иное, как разработка и реализация технологического подхода в педагогической теории и практике. А.С.Макаренко отмечал, что многие детали в человеческой личности можно «штамповать на прессах», но эти прессы должны обладать особой точностью. Другие же детали требуют индивидуального вмешательства педагога – профессионала. Ведущим элементом технологического подхода в воспитании, по мнению А.С.Макаренко, являются педагогические операции, из последовательности ряда которых (различающихся по деятельности, масштабности, и другим признакам) складывается воспитательный процесс. Любая операция должна преследовать определенные цели: главные и второстепенные, собственно педагогические и другие (хозяйственные, бытовые и т.д.). Соотношение целей при проведении операции может меняться, но, как замечал А.С.Макаренко, «идеально проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде» [Цит. по 28; 12].

В 60 – е годы 20 века педагогическая технология обретает статус официального существования. В этот период в Туле разрабатывается первая программа по педагогической технике. [28] Активно изучаются вопросы пластичской выразительности (А.Румнев), речи учителя, ее логической и эмоционально-образной интерпретации, рассмотрение слова как средства воздействия (В.С.Найденов), психологического регулирования самочувствия (А.Н. Ковалев, Н.Д.Левитов, Ю.А.Львова), использование тренинга как формы занятия, стимулирующего активность студентов (С.В.Гиппиус).

Особый вклад в изучение проблемы технологии внесли исследования Л.Ю.Гордина, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева по методике педагогического воздействия. Принципиальные, с точки зрения педагогической технологии, положения эти ученые сформулировали в общих правилах применения педагогического воздействия:

1) сочетание требования с уважением к детям;

2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

3) доведение этого воздействия до конца.

В 70-е годы 20 века педагогическая техника внедряется в педагогические вузы посредством театральной педагогики. Привлечение системы К.С Станиславского, [10] как показывает современная практика, улучшает выработку у современных педагогов навыков профессионального владения речью, мимикой, пластикой, движением, расширяет сферу эмоциональной выразительности, развивает память, внимание воображение.

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства.

В 80-е годы 20 века повышается интерес к проблеме педагогического общения. Этот вопрос занимает как психологов (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик), так и педагогов (А.Б.Доброви, Е.Н.Ильин, А.В.мудрик, Ф.М. Рахматулина). На основании теоретических закономерностей разрабатываются практические аспекты организации учебно-воспитательного процесса, даются конкретные рекомендации методического и технологического порядка (А.Н.Лутошкин, Н.Е.Щурова). [22]

В эти годы в педагогических вузах усиливается внимание к непрерывной педагогической практике, создаются многочисленные спецкурсы по основам педагогического мастерства, его отдельным компонентам, в практику вузовской подготовки внедряются новые формы занятий, такие, как тренинг, студия.

Среди всего многообразия творческого поиска в этот период выделяется работа, проводимая двумя вузами, - МГПИ им. В.И.Ленина и Полтавским пединститутом, где создаются курсы (в первом – «Педагогическая техника», а во втором – «Основы педагогического мастерства».

Дидактический аспект педагогической технологии представляют В.П.Беспалько и Л.И.Дмитриева. Обосновывая необходимость овладения учителем педагогической технологией, В.П.Беспалько [6] первый из них определяет ее как проект деятельности ученика, подчеркивая при этом, что реализация технологического решения всякий раз опосредуется личностью конкретного учителя. Это обеспечивает множество вариантов практического воплощения замысла и позволяет, в свою очередь, повысить качество и результативность работы. Л.И.Дмитриева [14] понимает под педагогической технологией систему педагогических знаний, призванную помочь учителю в решении как стратегических, так и тактических задач и реализуемую на практике через систему оптимальных действий, производимых учителем и учениками в организованном учебном процессе.

Зарубежные публикации [34] свидетельствуют о пристальном внимании к проблеме технологии с 30-х годов 20 – ого века после введения первых программ аудиовизуального обучения. С этого времени сам термин претерпел ряд изменений – от «технологии в образовании» к «технологии образования», а затем к «педагогической технологии». Несмотря на эволюцию термина, его применение за рубежом до сих пор ограничивается сферой усвоения знаний, о чем свидетельствует «официальное» определение педагогической технологии, представленное в 1979 году Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания и управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний…». [13]

Начало 90 – х годов 20 века характеризуется разноаспектными подходами к проблеме педагогической технологии, ее глубины исследования в различных вузах.

Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используются термины «педагогическая техника», «педагогическая технология», «педагогическая операция».

 Термин «технология» широко используется в промышленности и строительстве. Именно из этих двух сфер и пришло в педагогику это понятие. Этому переходу способствовало развитие информационны технологий обработки и хранения данных (информации), которые на определенном уровне развития начали использоваться в сфере образования. Их появление и интенсивное развитие в образовании привели к быстрому распространению новой терминологии.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Только с появлением мощных средств производства, производительность которых превышала возможную производительность одного ремесленника, возникло понятие «технология».

На первом этапе (случайный опыт) человек, сталкиваясь с каким-то явлением (опытом, приемом), только осваивает его и получает умения работы с ним. На этом этапе он еще не использует это явление для обеспечения соей жизнедеятельности. Это период начального освоения явления. На втором этапе – развития ремесла – человек не просто осваивает данное явление, но и , отдавая ему силы, выстраивает на нем определенный вид деятельности. Именно в этот период возникает профессия по виду деятельности (плотник, гончар, рыболов и др.). На третьем этапе общество достигает такого уровня развития, при котором для производства какого-либо продукта создаются механизмы и технические средства. Именно они теперь выполняют основную работу по производству продукта. Это уже этап технологии.

По первоначальному смыслу технология означает процесс производства продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией. Каждая из технологий означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства. Любое изменение в наборе средств производства приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а следовательно, к изменению самой технологии.

Переход от ремесленнического способа производства к промышленному означает значительное усложнение производства, так как в производстве принимают участие машины, заменяющие человека частично или полностью. Технология во многом зависит от технических характеристик используемых в промышленности технических средств. Поэтому при машинном производстве потребовалось усложнить и детализировать описание каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), уже недостаточно. Более того в описание процесса производства пришлось вносить точные характеристики каждого вида технических средств производства, так как весь процесс производства строится именно на этих характеристиках.

Таким образом, промышленная технология представляет собой определенный способ производства (образованный совокупностью и последовательностью применения методов) какого-либо продукта, построенный на использовании технических или любых других средств под управлением человека.[34] Причем средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта.

Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. [4] Говоря по – другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводится средству обучения. При технологии учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся

По-видимому, различие между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чем заключается различие между технологией и ремесленничеством в производственной и строительной сферах. Это различие между высокопроизводительным машинным производством и относительно низкоэффективным ручным трудом.

Таким образом, все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

К промышленной технологии относят технологию переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и др.) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, отдельные детали или узлы любых изделий и т.п.).

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств. Социальные технологии имеют некоторые отличия от промышленных технологий. Основное отличие заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности следования одного процесса за другим влекут за собой снижение результативности или полную остановку процесса переработки.

Социальные технологии более гибки, не так жестко детерминированы. Человек слишком многомерная и многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различны, а порой и противоположны. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Поэтому социальную технологию нельзя назвать строго определенным набором точно подобранных процессов, как это было в промышленной технологии.

Социальные технологии сильно отличаются от промышленных технологий тем, что у них есть обратная связь, существует выборочное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса. Социальные технологии более сложны по организации и проведению. Можно сказать, что социальные технологии – это технологии более высокого уровня организации. Однако в главном эти два вида совпадают. Оба они, используя технологические средства, в конечном итоге дают продукт с заданными свойствами. Поэтому понятие «социальные технологии» правомерно для использования так же, как и понятие «промышленные технологии». При этом наиболее характерным звеном социальной технологии является не жесткая последовательность технологических процессов, что присуще промышленной технологии, а система обратной связи.

В психолого-педагогической литературе [17, 4] можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основные подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно представленной цели (например, технология отработки навыков устного счета и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Происходит простая подмена одного понятия другим. Если ранее говорили «методика (или система) В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина», то теперь говорят «технология В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина». От перемены слов суть предмета (системы В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина) не изменилась.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо в целом заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П.Беспалько [4], являются учащиеся и преподаватели. Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу. Технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.

В русле третьего подхода [28] технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия «технология» - скорее, наоборот: ведь технология это определенный способ, а способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология – это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других, еще не вполне оформившихся. Среди них выделяется взгляд на технологию обучения как на способ формирования учебной программы отдельных курсов из набора модулей (блоков). Каждый из таких модулей представляет собой содержание и методические разработки какого-то одного раздела учебной дисциплины. Считается, что, варьируя такими готовым модулями (блоками), переставляя их местами, преподаватель может добиться лучшего результата.

В условиях постоянного совершенствования образовательной системы необходимо заложить в технологии обучения модификацию их разнообразных параметров в расчете на психологию обучающихся, цели образования и условия обучения, а также имеющиеся средства обучения. Для этого важно знать инновационные процессы, происходящие в обществе и в образовании, расширяющиеся требования к педагогическому образованию.

Кризис системы образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системы, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К ее важнейшим факторам относятся [16]:

-возросший спрос на качество образования;

-необходимость повышения уровня профессионализма вобразовании;

-консерватизм сферы образования и недостаточная адаптированность ее к целям и условиям труда в связи с меняющимися потребностями общества;

-инертность и традиционность педагогических технологий обучения;

-необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности педагогов и неустойчивость профессиональной мотивации;

-неэкономичность педагогического труда.

В ряду этих факторов важнейшее место занимает неразработанность технологий профессионального обучения. Требуются новые формы педагогических коммуникаций, задачное структурирование информации, новые способы управления учебной деятельностью. Технологический прогресс сегодня является наиболее значимым компонентом общественного развития, способным реагировать на социальные процессы. Улучшение технологий педагогического образования служит непременным условием формирования культурного сознания общества и его экономического благополучия.

Технологии обучения формируют деятельностную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сферу труда, формируют сознательность педагога, влияют на его целеустремленность и жизненную стратегию.

Технологии профессионального обучения создают социокультурное пространство, в котором формируются личность, дисциплина, воля, интерес к специальности.

Несмотря на всеобщее признание образовательной и развивающей ценности педагогических технологий, научный статус технологии обучения остается все еще неопределенным. Чаще всего педагогическим технологиям отводится промежуточное место между наукой и практикой. Известны технологии Б.Блума, Дж. Кэрролла, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой, Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, К.Роджерса. Технологические подходы к организации обучения раскрываются Ю.К. Бабанским, В.П.Беспалько, А.А.Вербицким, Т.В.Кудрявцевым, Ю.Н.Кулюткикиным, А.М.Матюшкиным, М.И. Махмутовым, Г.С.Сухобской, Н.Ф.Талызиной, Л.М. Фридманом и многими другими психологами и дидактами.

Итак, проблема педагогических технологий образования содержит много невыясненных вопросов.

Анализ различных подходов и описаний сущности педагогической технологии позволяет нам придерживаться следующего определения: технология обучения - это теоретический проект педагогического управления учебной деятельностью и система необходимых средств, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным целям образования и развития учащихся.

 

 



2020-03-17 1474 Обсуждений (0)
Проблема педагогической технологии в историческом аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема педагогической технологии в историческом аспекте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)