Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология педагогического проектирования



2020-03-17 213 Обсуждений (0)
Технология педагогического проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождения и протекания тех или иных действий, процессов, систем.

Объектом проектирования является педагогический процесс [4]. В свою очередь он не прост и одномерен. Он как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Это его составные части. Они характеризуют переход процесса из одного состояния в другое .Сам педагогический процесс в целом есть часть более сложного образования – педагогической системы.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность кем она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования  [17]:

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

 Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками педагогических отношений.

Выделяют следующие принципы проектирования [4]:

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным. Несоориентированность проектов на человека, неодухотворенность проектов заботой о нем и его благе ведет к рождению холодных и бездушных построений. Такие концепции, планы, программы, учебные пособия плохо воспринимаются на практике.

Данный принцип реализуется при выполнении следующих правил:

А) необходимо подчинять проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих студентов.

Б) не следует навязывать студентам выполнение своих проектов, конструктов, нужно уметь отступить, заменить их другими.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Создать очень точный проект практически невозможно.

Принцип саморазвития реализуется при выполнении следующих правил:

А) необходимо разрабатывать модели, проекты, конструкты таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались.

Б) необходимо делать свои программы такими, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям.

В) не всегда следует останавливаться на одном проекте, хорошо иметь в запасе еще один – два проекта, обеспечивающих достижение данной цели.

Рекомендуют следующий порядок действий педагога при проектировании:

1.Анализ объекта проектирования. Особенностью каждого из объектов является его стратометрическое построение. Это означает, что и большие системы, маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов). Стратометрическое построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации.

Анализ объекта проектирования предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выявляются слабые стороны, недостатки объекта с зрения общественно-государственных и личностных требований к нему.

. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов, их возможностям. В противном случае любая из форм будет восприниматься как формальная.

2.Выбор формы проектирования – это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.

3.Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов, таблиц и т.д..

4.Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.

5.Материально-техническое обеспечение проектирования. От этого зависит простота самого проектирования и реализации проекта, удобство в деятельности. Плохая материально-техническая база может свести на нет весь труд по педагогическому проектированию.

6.Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности студентов и педагогов.

7.Выбор системообразующего фактора необходимо для создания целостного проекта во взаимосвязи его составных частей. Установление связей идет непроизвольно. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим. Оно служит основанием, стержнем для объединения компонентов. И при этом системообразующий компонент остается свободным сам и не мешает маневренности других компонентов. Только благодаря ему возможно создание новых устойчивых педагогических образований, так что определить его чрезвычайно важно. Системообразующим компонентом может быть любой элемент педагогической системы, процессов, ситуации (цель, обучения, форма обучения и т.д.)

8.Установление связей и зависимостей является центральной процедурой проектирования. Внутри систем, процессов и ситуаций можно создать самые разнообразные связи: между формой и содержанием, целью и принципами и т.д. К тому же эти связи могут быть устойчивыми и неустойчивыми, комплексными и локальными, внутренними и внешними, межпредметными и межцикловыми, естественными и искусственными, положительными и отрицательными, прямыми и обратными, теоретическими и практическими, предшествующими и последующими.

Установление связей – сложная, кропотливая и трудоемкая работа. Однако именно она лежит в основе системообразования и процессообразования. Значение ее еще более очевидно, если учесть особенности нашего времени: мы более нуждаемся не в новых элементах, а в их новых сочетаниях и новых связях.

9.Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.

10. Мысленное экспериментирование применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предполагаемого проявления индивидуальных качеств.

11.Экспертная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.

12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактирует, выправляют, совершенствуют, обогащают. Все это и есть корректировка.

13.  Принятие решения об использовании проекта  - завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике. Принятие решения – это всегда психологический акт, связанный с ответственностью за качество проекта и результата его использования.

Педагогическая практика, а также данные исследований показывают [4,10,17], что при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий:

- определение диагностических целей обучения, описание в измеримых параметрах ожидаемого результата;

- обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;

- выявление структуры учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами;

- определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности студентов;

- разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;

- поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

- выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект - субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности;

- выбор процедур контроля и оценки качества усвоения программы, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.

В заключении следует сказать, что все эти этапы, так или иначе, проявляются в проектировании любого педагогического объекта, в любой форме его проектирования. Осмысление их поможет саму процедуру сделать более экономной и целенаправленной.

 


Глава 3. Проектирование технологии обучения студентов педагогических факультетов вузов по курсу «Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с проблемами в развитии в процессе воспитательной работы»



2020-03-17 213 Обсуждений (0)
Технология педагогического проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология педагогического проектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)