Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие о педагогическом проектировании



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Общее понятие о педагогическом проектировании 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания. Там он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм обучения и воспитания, выявление все большего числа влияющих на отношения факторов делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Педагогу все труднее овладевать этими знаниями и умениями и еще труднее ими пользоваться. Поэтому педагогическая наука вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации: «… деятели этого направления убеждены в том, что на смену аморфности в вопросах регулирования поведения молодежи должна прийти …эффективная педтехника» [34; 25].

Педагогическое проектирование, вобравшее в себя многие плодотворные идеи технического проектирования, способно вывести из кажущейся беспорядочности, перенасыщения педагогического знания. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность педагога.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная.

Проектировать педагогические процессы это значит создавать развивающие процессы, убирать мешающие или негативные факторы, создавать им противодействующие. Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрыли бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха и чувствовали себя комфортно. В то же время педагогическое проектирование призвано приблизить педагогический процесс к реальным условиям будущей профессии.

Известно, что техника и технология производства стареют. Так же и в педагогике в зависимости от исторических, социальных, экономических, психологических факторов все время происходят изменения и движение. За период профессиональной деятельности педагога происходит смена двух, а то и трех технологий обучения и воспитания. В дальнейшем это будет происходить еще чаще. Овладение проектированием поможет педагогу не только изменить устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новаторскую.

Начало педагогическому проектированию было положено в конструкторских дисциплинах, системотехнике, методах исследования операций, теории решения, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике. Эти дисциплины построены как теории конструирования, связывающие так или иначе технику и человека. Уже в начале XX века ученые развитых стран описали систему «человек-техника-цель», составившую основу данных дисциплин [13].

Другой источник – сама педагогика. Многие известные педагоги так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологий.

А.С.Макаренко [4] в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», «техники создания нового человека». Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. А.С.Макаренко настойчиво рекомендовал вузам перестроить работу так, чтобы выпускать «педагогов-техников», а не технически беспомощных воспитателей.

В середине 50-х годов 20 века в педагогической литературе стали появляться такие термины, как программа деятельности, проекты воспитания, обучения, организации, планы, программы, проектирование личности, техника исполнения, и особенно часто – инструмент воспитания, инструмент воздействия, инструмент развития личности, инструментировка педагогического действия и т.д.. Педагоги все чаще и глубже проникали в область педагогического проектирования.

Уже в начале 70-х годов 20 века ученые более широко начали трактовать статус педагогики. «Специфика научного статуса педагогики как науки … состоит в том, что она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания» [27]. В.В.Краевский уже тогда утверждал, что конечная цель всей научной работы в области педагогике – разработка наиболее эффективных систем обучения и воспитания. Такие системы, считает он, далее опредмечиваются в педагогических проектах, «сценариях» практической деятельности в виде учебных и воспитательных планов и программ, учебников, рекомендаций для учителей. И далее В.В.Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов.

Наконец, в 1989 году появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П.Беспалько. Этот научный труд символизировал признание прав проектирования и технологии в педагогике как науке и практике.

Огромным стимулом в развитии педагогического проектирования является распространение вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы не сильно они были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используется ЭВМ.

Таким образом, наиболее интересными представляются определения педагогического проектирования. В.С.Безруковой [4; 95]: «… это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов». В более современных учебных пособиях это понимание педагогического проектирования конкретизируется: «Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения – дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса» [17; 102]. 

 

 



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Общее понятие о педагогическом проектировании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие о педагогическом проектировании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)