Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, содержательная характеристика и структура технологии обучения



2020-03-17 302 Обсуждений (0)
Сущность, содержательная характеристика и структура технологии обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Распространение термина «технология» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

Широкое (насколько это возможно) использование информационных технологий в сфере образования показало, что появились средства, способные и сферу образования перевести на ступень технологии.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, направлять их творческое развитие.

Следовательно, технология обучения [10]:

1. Повышает производительность труда педагога;

2.Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.

3.Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время педагога, в результате он больше внимания уделяет вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

4.В любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), поэтому использование объективных методов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает возможность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.

5.Создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимися во всех образовательных учреждениях.

6.Технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман [10] видят сущность технологии обучения в следующем. Во – первых. в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике; во – вторых, в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля за качеством достижения поставленных дидактических целей; в-третьих, в структурной и содержательной целостности технологии обучения, т.е. в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие; в-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения; в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы [4,10,17,22] можно выделить признаки технологии обучения:

1. Диагностическое целеобразование. Предполагает гарантированное достижение целей и эффективность всего учебного процесса. Цель поставлена в соответствии с диагностической, если:

А) дано настолько точное описание программируемого результата обучения, что его можно безошибочно выявить среди других;

Б) имеется способ, инструмент, критерий для однозначного его выделения;

В) существует шкала оценок, опирающаяся на результаты измерений.

2. Результативность.

3. Экономичность. Данный признак выражает качество технологии, обеспечивающее резерв времени, оптимизацию труда преподавателя, а на этой основе – достижение запланированных дидактических результатов.

4. Алгоритмичность.

5. Проектируемость.

6. Управляемость.

7. Корректируемость. Этот признак предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четкое целеполагание.

8. Визуализация. Этот признак затрагивает вопросы применения в рамках технологии обучения аудиовизуальной, электронно-вычислительной техники, а также конструирование и использование различных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Функции технологии обучения [28]:

1.Описательная функция. Раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса. Пользуясь соответствующим инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое описание этого процесса.

2.Объяснительная функция. Позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения и определить оптимальные их комбинации.

3.Проектировочная функция. Осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

Как было сказано выше, не существует единых подходов к трактовке понятия «технология обучения», нет и единых подходов к их классификации. Однако есть ряд классификаций заслуживающих внимания. Например, А. Я. Савельев [10] предлагает классифицировать существующие технологии по следующим критериям:

- по направленности действия (личностно-развивающие, профессионально-ориентированные и т.д.);

- по целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности и т.д.);

- по предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);

- по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т.д.);
  -по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).

С.А.Смирнов [ 22] предлагает классифицировать технологии обучения в соответствии с используемыми средствами обучения и уровнями реализации содержания образования. Наличие разных уровней в содержании и средствах обучения, а также понимание того, что ведущим звеном любой технологии является средство обучения, позволяет С.А. Смирнову сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по трем уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения делятся на три уровня:

- технология занятия;

- технология предмета;

- технология полного обучения.

Г.К. Селевко [29] по сущностным и инструментально значимым свойствам выделяет следующие классы технологий:

-по уровню применения:

■ общепедагогические;

■ частнометодические (предметные);

■ локальные (модульные);

- по научной концепции усвоения:

■ ассоциативно-рефлекторные;

■ бихевиористические;

■ гештальттехнологии;

■ интериоризаторские;

■ развивающие;

-по ориентации на личностные структуры:

■ информационные (формирование знаний, навыков и умений);

■ операционные (формирование способов умственных действий);

■ эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

■ технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

■ эвристические (развитие творческих способностей);

■ прикладные (формирование действенно-практической сферы);

-по организационным формам:

■ классно-урочные и альтернативные;

■ академические и клубные;

■ индивидуальные и групповые;

■ коллективный способ обучения и дифференцированное обучение;

-по преобладающему методу:

■ догматические (репродуктивные);

■ объяснительно-иллюстративные;

■ диалогические;

■ игровые;

■ проблемные (поисковые);

■ программированное обучение;

■ развивающее обучение;

■ информационные (компьютерные);

■ творческие;

- по направлению модернизации существующей традиционной системы обучения:

■ на основе гуманизации и демократизации отношений;

■ на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся;

■ на основе эффективности и организации управления;

■ на основе методического и дидактического реконструирования материала;

■ альтернативные;

■ природосообразные;

■ целостные технологии авторских школ;

-по категории обучающихся:

■ продвинутого образования;

■ компенсирующие;

■ виктимологические;

■ массовая технология;

■ технология работы с трудными обучающимися;

■ технология работы с одаренными обучающимися.

Существуют классификации технологии обучения в соответствии дидактическими теориями, на которых они базируются:

Д.В.Чернилевский выделяет технологии [17]:

-проблемного обучения;

-концентрированного обучения;

-модульного обучения;

-развивающего обучения;

-дифференцированного обучения;

-контекстного обучения;

-игрового обучения;

Е.Н.Шиянов и И.Б.Котова выделяют [28]:

-технологии трансформирования знаний, навыков и умений;

-технологии проблемного обучения;

-технологии программированного обучения;

-технологии разноуровневого обучения;

-технологии адаптивного обучения;

-технологии модульного обучения;

П.И. Образцов выделяет [10]:

-технологии ассоциативно – рефлекторного обучения;

-технологии поэтапного формирования умственных действий;

-технологии проблемного обучения;

-технологии развивающего обучения;

-технологии программированного обучения;

-технологии контекстного обучения;

-технологии модульного обучения.

Рассмотрим составляющие технологии обучения.

Первой является приоритетная цель. Как отмечают исследователи [4], цели обучения должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми. В.М.Рогинский пишет , что «цель – планированный результат, выступающий как единство желаемого и действительного» [4]. Цель связывает в единое целое все остальные компоненты технологии обучения студентов, являясь центральной стержневой категорией. Исследованию этой проблемы уделяли особое внимание такие ученые – педагоги, как Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, В.В.Краевский, В.А.Сластенин.

Основные требования, предъявляемые к целям обучения [10]:

1.Диагностированность постановки. Должно быть настолько точное описание формулируемого качества, что его можно безошибочно выделить среди любых других качеств.

2.Жизненная необходимость. Цели должны быть заказаны обществом.

3.Реальная достижимость. Постановка целей зависит от условий обучения и материальной базы вуза.

4.Точность определения целей нужна для разработки содержания, методов, средств и форм обучения.

5.Проверяемость. При формулировании целей требуются конкретные формулировки.

6.Систематизированность и полнота учебной дисциплины.

Выделяют следующие уровни целепологания [10]:

1.Системный уровень – формирование общих целей профессионального образования в соответствии с ГОС ВПО.

2. Предметный уровень – выбор общей ориентации целей в соответствии с профилем подготовки конкретного специалиста.

3.Модульный уровень – выбор дидактической системы целей. Модулем предметного обучения принято считать тему (раздел) учебной дисциплины, вписывающуюся в общую структуру учебного плана конкретного образовательного учреждения. Близким к понятию модуля является выбор не столько темы (разбиение программы на темы носит чисто условный характер), сколько содержательной линии обучения. В этом случае учебный модуль – не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место, в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему предметного и общего обучения.

4.Учебное занятие – формулирование частных дидактических целей для изучения темы (вопроса) учебного занятия.

Содержательный компонент, наряду с правильно поставленной целью, влияет на успешность и характер технологии обучения студентов. От этого зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или мало эффективной. В основном эффективность технологии обучения зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой ее цели и содержание.

Содержание образования – это педагогическая модель социального заказа, обращенного к образовательной системе; это специально отобранная и признанная государством система знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту для эффективного, экономически и экологически целесообразного, творческого, общественнополезного осуществления профессиональной деятельности [6].

Подробно процедура отбора содержания учебной дисциплины рассмотрена в работах В.П.Беспалько, А.А.Золоторева, В.П.Мизинцева.

Важным вопросом является структурирование содержания учебного материала. Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая следует из этой системы связей. В.П.Беспалько, А.А.Золоторева указывают на возможность наглядно представить содержание и структуру учебного материала в виде матриц, связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т.д.

Матрицы связей в наглядной форме отражают содержательные и смысловые связи между учебными дисциплинами (междисциплинарные связи), темами (внутрипредметные связи) или вопросами темы (внутритемные связи). Любая матрица строится по одному правилу: на пересечении строк и столбцов отмечается, например, знаком «+» или цифрой «1» наличие связей между анализируемыми дидактическими единицами (вопросами, темами, дисциплинами). Если связи содержания не противоречат законам формальной логики, то при правильно построенной последовательности рассматриваемых структурных единиц матрица будет диагональной и ниже ее диагонали не окажется заполненных клеток.

Вопросы темы 1 2 3 4 5 Число связей
1   1 1 1 1 4
2     1 1 1 3
3       1 1 2
4         1 1
5            

Рис.1 Матрица внутрисистемных связей

Граф учебной информации – это множество элементов содержания, построенных в определенных связях и отношениях.

                                              ТЕМА 1

     
 

 


Рис.2. Граф изучения темы

 

Следующими элементом технологии обучения студентов является выбор форм обучения.

Изучение специальной педагогической литературы по вопросу организационных форм обучения показало, что многие авторы определяют их как способы организации учебной деятельности студентов, направленные на овладение ими знаниями, умениями, навыками [10]. Анализ теории и практики позволяет утверждать, что успех технологии во многом зависит от умелого использования разнообразных форм организации процесса обучения.

Особенностью форм технологии обучения студентов является то, что одна форма часто вбирает как элемент другую форму обучения.

Следующим составным элементом технологии обучения студентов являются специально отобранные методы.

Известно, что специфика методов обучения студентов, используемых в технологии, заключается в их направленности на достижение направленных целей обучения. Руководствуясь психолого-педагогической литературой [4] по данному вопросу, наиболее приемлемыми для технологии обучения студентов согласно целям, являются две группы методов:

1) методы, способствующие первичному освоению материала и нацеленные на первоначальное овладение знаниями, умениями в процессе обучения дисциплинам педагогического цикла (лекция, беседа, работа с учебной литературой);

2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний, нацеленные на формирование умений наблюдать, оценивать новые педагогические явления, вносить элементы новизны в собственную педагогическую деятельность (целевое наблюдение, поисковая работа, проблемный анализ, эвристическая беседа, самостоятельная научно-исследовательская работ).

Метод обучения, как известно, служит стимулятором познавательной деятельности, средством побуждения их к учению. Выбор методов технологии обучения не может быть произвольным, так как в психолого-педагогической литературе выделено немало факторов, влияющих на выбор методов обучения, используемых в технологии:

-цели технологии обучения студентов;

-особенности содержания изучаемой темы, раздела;

-цели, задачи и содержание конкретного занятия;

-времени, отведенного на изучение того или иного материала;

-уровня подготовленности студентов, их реальных познавательных возможностей;

-возможностей и особенностей самого преподавателя, уровня теоретической и практической его подготовленности [17].

Пятый элемент рассматриваемой технологии обучения студентов – средства обучения. Под ними понимаются специально разработанные материальные (материализованные) объекты, предназначенные для повышения эффективности процесса обучения [4]. К ним относятся: учебные книги, пособия, хрестоматии, сборники задач и задания, справочники, словари, периодические издания, видео и аудио аппаратура, компьютер и другие. Анализ теории и практики показывает, что отличительной особенностью технологии обучения студентов является использование авторских сборников задач, методических рекомендаций в соответствии с намеченной целью.

Пятым элементом технологии обучения является ее гарантированный результат, который свидетельствует о том, насколько эффективны предложенные формы, методы, средства обучения студентов.

Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными ключевыми операциями, составляют сущность педагогической технологии, обеспечивают педагогу необходимую и достаточную систему его профессионально значимых умений по организации воздействия на обучающегося. Однако важным является процесс проектирования педагогической технологии, т.е. разработка основных деталей предстоящей учебной деятельности.

Таким образом, любая дисциплина может быть представлена в виде технологической карты, которая является своего рода паспортом проекта будущего учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения. Эту технологическую карту можно рассматривать как своеобразный инструментарий, который мог бы быть востребован не только автором – разработчиком, но и любым другим преподавателям для организации дидактического процесса в рамках соответствующей учебной дисциплины. Поэтому в технологической карте важно отразить основные отправные моменты, позволяющие педагогу представить всю целостность спроектированной им технологии обучения. В ней должны быть указаны целевые установки дисциплины, содержание учебного материала, представленного как в модульной форме (количество учебных модулей), так и в структурной (матрицы связей, графы учебной информации), схемы управления познавательной деятельностью обучающихся, формы, методы и средства обучения, система оценки, контроля и коррекции учебного процесса (методы, виды и формы контроля, педагогические тесты или задания).

 



2020-03-17 302 Обсуждений (0)
Сущность, содержательная характеристика и структура технологии обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, содержательная характеристика и структура технологии обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)