Особенности формирования познавательного интереса младших школьников и его уровни
Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами, в частности Г.И Щукиной [34]. Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся. Опираясь на опыт прошлого и современную практику, можно определить условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников: . Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных интересов и возможностей учащихся, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. . Необходимо вести учебный процесс и внеклассные занятия на оптимальном уровне развития учащихся. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучше, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В этом . Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в образовательном, воспитывающем процессе, который оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Существуют три группы основных фактора, влияющих на интерес: а) содержание исторического материала; б) методы, приёмы и средства его подачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся. У младших школьников интерес еще не дифференцирован по содержанию - им интересна любая деятельность, хотя уже к третьему классу может проявиться избирательность (один школьник проявляет повышенный интерес к истории родного края, а другой - к природоведению). Не типична для младших школьников и устойчивость интересов: они часто меняют свои привязанности, могут целиком отдаваться каждому новому занятию. Но через некоторое время и это им надоедает, и они увлекаются чем-то новым. Не нужно торопиться осуждать ребёнка за отсутствие целеустремленности, разбросанность. Эта особенность связанна с его психическим развитием. Создание определенных условий в семье и в школе для развития познавательного интереса постепенно устранит эту детскую особенность. Первичным показателем интереса являются детские вопросы. Чем больше ребенок спрашивает и чем больше сам участвует в ответе на свои вопросы, тем шире и содержательнее его познавательные интересы. Ведущим познавательным мотивом школьников признавался интерес к учебному предмету, которому свойственно три этапа развития [27,с.6-8]: а) эпизодическое переживание (любопытство, проявленное к занимательному факту, драматическому сюжету); б) устойчивое эмоционально-познавательное отношение к предмету, обусловленное его эмоциональной и интеллектуальной привлекательностью для ученика; в) личностный стойкий интерес, независящий от внешних обстоятельств. Таким образом, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко. Интерес младших школьников чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Типична для младших школьников неустойчивость интересов: они часто меняют свои привязанности, могут целиком отдаваться каждому новому занятию. Социальная ситуация, в которую попадает младший школьник в процессе обучения, способствует тому, что интересы его становятся устойчивыми. Устойчивость очень важное качество познавательного интереса, именно оно определяет переход человека на более высокий уровень интереса.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |