Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и методы внеклассной работы по краеведению, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Формы и методы внеклассной работы по краеведению, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главная задача краеведения в начальной школе заключается не в том, чтобы преподносить на занятиях детям готовые материалы. Школьное краеведение по своей сути - «ведать свой край» - должно заключать в себе черты научного исследования, иметь творческий характер.

Формы и методы краеведческой работы в начальной школе разнообразны. Знакомясь под руководством учителя, главным образом во внеклассное время на занятиях: в кружках, на экскурсиях, в походах, при встречах с интересными людьми. Вместе с родителями, в зависимости от интересов ребёнка, могут быть созданы коллекции предметов и старых книг, вырезок из газет, фотоснимков, зарисовок.

Для развития интереса к истории малой Родины на внеклассных занятиях существует множество различных методов и приемов.

Занимательный материал в обучении истории и краеведения позволяет не только активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, поддерживать интерес к изучаемому материалу. Вместе с тем важно, чтобы учитель, планируя уроки и внеклассные занятия, не превращал занимательность в развлечение.

В ходе внеклассной работы по краеведению учителя начальных классов чаще всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, ребусы.

В формировании познавательного интереса велика роль поисков познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько он свободно владеет историческими и краеведческими фактами.

«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно.

«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде 2 столбиков: первый начало фразы, второй - ее конец.

«Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы.

Основное распространение в современной школе получили такие формы внеклассных занятий, как экскурсия, домашняя работа.

Важное место в повышении воспитательного потенциала краеведения занимает игра, так как она повышает жизненный тонус детей, создает возможность разрядки после напряженного учебного труда, разрушает утомляющую монотонность повседневности. Игра привлекает ребят разного возраста, выступает методом организации различных видов деятельности. Особое место занимают ролевые игры, дающие возможность перевоплощения, проверки себя в том или ином образе, в той или иной роли.

Ведущей составляющей внеклассных занятий является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе [19,с.56]. Наиболее используемые учителями города формы внеклассных работ по краеведению можно объединить в несколько групп:

) Самостоятельное чтение и усвоение исторической литературы. При изучение тем по «Истории становления человека» детям 3 - 4 класса можно рекомендовать чтение сказки Д. Агелова «Когда человека не было», «Приключения доисторического человека». В сказке Д. Агелова проиллюстрирована одна из версий становления человека, но учитель должен дать возможность познакомить детей с разными версиями: эволюционные, материалистические, библейской. Поэтому именно организация внеклассной работы по истории позволяет обратить ребёнка к великой книги - Библии. И опираясь на полученные знания, учитель может познакомить учащихся со стоянками первобытных людей в Краснодарском крае, рассказать и показать в ходе экскурсии пещеры и такое уникальные явление как дольмены.

) Исторические кружки в начальной школе. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, проводить факультативы, курсы «Кубановедения» по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки нумизматов, юных краеведов, назначение кружков по краеведению в городе, следовательно «Екатеринодар».

) Исторические, олимпиады, викторины, литературно-музыкальные композиции по истории края, выдающимся событиям.

) Большой интерес у детей вызывают литературно-музыкальные композиции, школьные спектакли на исторические темы. Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций. Наиболее часто интересуются учащиеся начальных классов кубанскими сказками.

) На практике одной из наиболее интересных форм внеучебной работы выступает экскурсия, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объёктов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют:

а) вводные экскурсии, проводимые перед изучением нового материала;

б) текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала.

Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Для учащихся школ города представлен в этом году автобусный класс, который будет совершать экскурсии по городу. Экскурсии для младших школьников наиболее популярные: «Краснодарская улица Красная», «Золотые купола города», «Исторические памятники», «Парки и скверы города».

Одной из главных составляющих внеклассных работ по истории является подготовка и празднование Дней военной славы России: 23 февраля День защитника отечества, 12 апреля День освобождения города, 9 мая День победы.

Важное направление внеурочной исторической работы - изучение и обобщение народных традиций в местах проживания учащихся.

Значительное место во внеклассной работе по истории может отводиться формированию нового образа жизни учащихся как граждан новой России. [5,с.56]

Этот вид деятельности пока только обозначается. В его основу закладывается выработка у детей новых ценностных ориентиров на основе исторического опыта и перспектив реформирования России.

Подводя итог, можно сделать вывод, что все виды и формы многообразной внеучебной работы по истории становятся значительным фактором глубокого усвоения предмета, развития положительных качеств личности у учащихся, их способностей, наконец, профессиональной ориентации к послешкольнй деятельности. Внеклассная работа по истории открывает для школьников младших классов новые возможности, и учащиеся уже не безразличны и небезучастны к процессам, происходящим в своей стране и крае. Для занятий по краеведению важно использование как учебной, так и внеклассной работы, что побуждает у учащихся интерес и активность, так как использование этих видов работы взаимно дополняет друг друга.

школьник внеклассный краеведение учитель




2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Формы и методы внеклассной работы по краеведению, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и методы внеклассной работы по краеведению, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)