ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
«Между Россией и родным краем существует неразрывная связь. Любовь к родному краю питает любовь к родине. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его еще более глубоко». А.С. Барков
Наш современник Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и, если не будет корней в родной местности, то будет много людей, похожих на растение перекати-поле. Через изучение краеведения школьники не только входят в мир большой науки истории, но и изучают истоки своего рода, становление города, развития края, что способствует более бережному отношению к окружающим людям, вещам, историческим памятникам. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей семье, дому, улице, станице или городу, в котором живешь. Интерес к прошлому у детей проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенностью. Стремление отличать быль от сказки - одна из главных предпосылок изучения истории. Изучение истории малой Родины в Краснодарском крае реализуется несколькими путями: ) включением регионального материала в отдельные темы учебных программ «Окружающего мира», «Детской литературы», «Истории»; ) введением факультативного курса «Кубановедения»; ) организацией внеклассной работы по краеведению с учащимися 1-4 классов. Избранная тема выпускной квалификационной работы актуальна, так как включение регионального компонента в содержание образования младших школьников обусловлено рядом причин, среди которых выделяются новые подходы к процессу обучения, гуманизация образования, ориентация на развитие личности, формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры, осознание этнокультурных традиций своего региона. Проблема исследования - выявление форм внеклассной работы в начальных классах, развивающих интерес детей к истории малой Родины. Формирование познавательного интереса у ребенка - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности. Интерес - вид мотивов, форма проявления познавательной потребности человека. По мнению В.В.Давыдова подлинно познавательные интересы обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный по своей сути частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа [1,с.71]. Знакомство учащихся начальной школы с историей края влияет на развитие их интереса, способствует формированию представлений об истории страны, края. На развитие познавательных интересов младших школьников оказывает влияние использование различных форм и методов внеклассной работы по краеведению. Внеклассные занятия по краеведению активизируют знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Учителя начальных классов нашего края используют для развития интереса младших школьников к своей малой родине как внеклассную работу по предмету, так и факультативные занятия по курсу «Кубановедение», которые проводятся несколько лет в школах нашего региона. Для изучения краеведения важно сочетание как учебной, так и внеклассной работы, которые взаимно дополняют друг друга и побуждают у учащихся интерес и активность. Объект исследования: развитие интереса младших школьников. Предмет исследования: формы внеклассной работы по развитию познавательного интереса к истории малой Родины - Краснодарского края. Гипотеза исследования: использование материала по истории малой Родины на внеклассных занятиях способствует развитию интереса младших школьников. Цель исследования: определить формы внеклассной работы по краеведению, способствующие развитию интереса младших школьников. Задачи исследования: изучить в психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования познавательного интереса учащихся начальных классов; сделать анализ форм внеклассной работы, проводимых с младшими школьниками в городских школах по краеведению; определить уровни сформированности познавательного интереса младших школьников; разработать рекомендации учителю начальных классов по использованию регионального компонента на внеклассных занятиях с целью развития интереса младших школьников к истории малой Родины; разработать систему внеклассных занятий для младших школьников по краеведению. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа с учителем по методике обучения младших школьников пропедевтическому курсу истории; наблюдение за деятельностью учащихся; анкетирование младших школьников по выявлению уровня с сформированности интереса к истории малой Родины. Практическая значимость данной работы заключается в определении тем и формы проведения внеклассных занятий по истории города, что особенно важно в работе начинающего учителя начальных классов. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Проблема интереса к учению в истории педагогической мысли и в практике обучения созревала постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в., способствовали развитию просвещения. Впервые любопытство от любознательности отграничил Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. Он психологически обосновал интерес в обучении и считал что, особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребёнка к занимательности. Практическое применение прогрессивной идеи по проблеме интереса в обучении найдены в опыте работ педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он считал, интерес - важный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой - роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде. Известный педагог считал, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который необходимо укреплять и продолжать. А.С. Макаренко раскрывал некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы. Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. Первым шагом преодоления этой проблемы в методике обучения истории стала публикация в 1949 году статьи педагога-психолога А.З.Редько «Усвоение учащимися исторических понятий» [3,с.99], которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60-70-е годы. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными. Особое значение приобретает разработка таких методов и технологий обучения, которые активировали бы познавательную деятельность учащихся, способствовали развитию познавательных интересов. В разное время учёные А.С. Выготский, А.И. Леонтьев, Д.Б. Эльконин видят в активизации учебной деятельности не только средство познания окружающего мира, но и важное условие прочного и сознательного усвоения знаний развития умственных способностей, расширение кругозора, становления качеств личности. Целью развития мотивационной сферы учащихся в обучении истории выступает устойчивый познавательный интерес к предмету, который предполагает активное, совершенствующееся, эмоционально-познавательное отношение школьников к изучаемым историческим событиям, к выяснению их причин и следствий. [4,с.67]. В этом случае познавательный интерес к истории оказывает существенное влияние на становление личности школьников, превращается в устойчивую черту их характера, а в связи с целеполаганием важно отметить, что уровень развития познавательного интереса не является неизменным показателем: в условиях целостной методической системы возможен непрерывный процесс его совершенствования. Школьники, которые интересуются историей, имеют выраженную склонность к её изучению, хорошо знают фактическое и теоретическое содержание уже изученного исторического материала, читают дополнительную литературу. Они имеют развитое историческое мышление, воображение, память и речь, могут не только пересказывать учебный материал, усвоенное историческое знание, но и творчески применять ранее приобретённое теоретическое знание для учебной поисковой деятельности, для самостоятельного нахождения сущности проблемно изложенных исторических фактов, их связей и отношений. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |