Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ НА ВНЕКЛАССНЫХТЗАНЯТИЯХ



2020-03-17 169 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ НА ВНЕКЛАССНЫХТЗАНЯТИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Педагогическая практика была проведена в МОУ лицей №4 г. Краснодара в экспериментальном классе 2 «А» и контрольном - 2 «В». Количество учащихся в 2 «В» классе 29 человек, учитель Л. В. Количество учащихся в 2«А» классе 30 человек, учитель Б. Р. П.

Проблема исследования использования форм и методов внеклассной работы, способствующих развитию познавательного интереса к истории края изученная и изложенная выше, стала теоретической основой для опытно экспериментального исследования, проведённого в период прохождения преддипломной практики в феврале - марте 2008 года.

Цель данного этапа - выявить уровни познавательного интереса в соответствии определенными критериями, узнать, какое внимание уделяется формированию познавательного интереса к истории Краснодарского края во внеклассной работе.

Основные задачи педагогического исследования:

. выявить особенности внеклассной работы по краеведению в начальной школе в третьих классах МОУ лицей №4;

. разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по использованию внеклассной работы в развитии познавательного интереса;

. определить влияние внеклассной работы на повышение познавательного интереса младшего школьника к истории края.

Работа была проведена в 3 этапа:

) Диагностический этап;

) Подготовка рекомендаций для учителя начальных классов по развитию познавательного интереса к истории края во внеклассной работе;

) Анализ результатов исследования.

Диагностический этап

 

Цель данного этапа является определение уровня развития интереса младших школьников к истории края и города во внеклассных занятиях.

В соответствии с разработанным планом была проведена первичная диагностика, включающая следующие методы:

) анализ документации;

)наблюдение за учащимися;

) беседа с учащимися;

) беседа с учителем.

Анализ документации показал, что специальных часов для проведения внеклассных занятий по окружающему миру не отводится. Наблюдение за работой учителя.

Цель: выяснить, осуществляет ли учитель внеклассную работу по краеведению, и какие использует формы и методы, какое место занимает внеклассная работа в учебно-воспитательном процессе.

В ходе наблюдения за работой учителя 2 «В» класса Лисун Г.В. были выявлены следующие параметры: учитель за 10 учебных дней провел 2 внеклассных занятия по краеведению, включая интересные для учащихся формы работы. В подготовке одного из занятий участвовали учащиеся и их родители, также на одном занятии проводилась выставка работ учащихся. Учитель не привлекал учащихся к формулированию целей и задач занятий, не предлагал им написать сочинения на темы данных занятий. Не было организовано экскурсий в краеведческий музей, также не было рекламы дополнительной исторической и художественной литературы, где говорится о нашем крае.

В ходе исследования была проведена беседа с учителем 2 «В» класса Л. Г.В. и учителем 2 «А» класса Б. Р.П.

Беседа была посвящена анализу методов и форм внеклассной работы по краеведению, определению роли внеклассной работы по истории в воспитательной работе учителя. Были включены следующие вопросы:

1. Как вы считаете, является ли Кубановедение любимым предметом у учащихся?

2. Уделяется ли в вашей работе внимание повышению познавательного интереса к кубановедению? Что для этого делается?

.   Проводится ли в вашем классе внеклассная работа по кубановедению? (виды, формы, какое количество учащихся посещает внеклассные мероприятия).

.   Какие формы внеклассной работы вы чаще всего используете?

.   Как вы считаете, какие еще формы работы могут способствовать повышению познавательного интереса младших школьников к кубановедению?

Вывод по беседе.

Анализ ответов учителей показал, что внеклассные занятия по истории края почти не проводятся. Основным видом работы по истории является урок. В этом году в начальной школе проводилась олимпиада по истории, в которой принимали участие все желающие, она носит название " Золотое руно". В 2 «В» классе в ней приняли участие все учащиеся. Пятеро из них заняли призовые места. Учащиеся 2 «В» класса заинтересованы в изучении истории края, но на уровне любопытства, ситуативного учебного интереса, реакции на новизну. Можно сделать вывод, что учителями начальных классов внеклассные занятия по истории края проводятся в недостаточном количестве.

Наблюдение за работой учащихся.

Чтобы объективно оценить уровень развития интереса учащихся к истории края и города на внеклассных занятиях, были разработаны критерии выявления уровня познавательного интереса.

Критерии выявления уровня познавательного интереса:

а) проявление творческого отношения к общему способу решения задач, стремление получить дополнительные сведения;

б) охотное включение в процесс выполнения заданий, длительная и устойчивая работоспособность;

в) включение в процесс решения задачи, попытки самостоятельно найти способ решения и доведения задания до конца, исчерпывания интереса после решения задачи;

г) оживление при новом фактическом материале, включение в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляется;

д) отрицательное отношение к решению любых учебных задач, выполнение привычных действий.

Таким образом, наблюдение за работой учащихся 2 «В» и 2 «А» классов позволило выделить следующие уровни сформированности учебно-познавательного интереса:

высокий уровень - учащиеся проявляют творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения; охотно включаются в процесс выполнения заданий, работают длительно и устойчиво; находят новые применения найденному способу;

средний уровень - учащиеся включаются в процесс решения задачи, пытаются самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, но после решения задачи их интерес исчерпывается; также учащиеся оживляются при новом фактическом материале, включаются в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляют;

низкий уровень - учащиеся проявляют отрицательное отношение к решению любых учебных задач, более охотно выполняют привычные действия, чем осваивают новые.

Результаты наблюдения представлены в приложении (диаграмма №1, №2).

Целью наблюдения за работой учащихся является определение условий обеспечивающих развитие познавательного интереса к истории края.

Изучение развития познавательного интереса в теории позволит определить критерии и уровни сформированности интереса.

 

Таблица 1. Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Л№ Название уровня Основной диагностический признак Дополнительный диагностический признак
11 Обобщенный учебно-познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач Интерес - постоянная характеристика ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения. Имеется мотивированная избирательность интересов
22 Устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемого материала) Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
33 Любопытство; Ситуативный учебный интерес Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (не на способы решения) Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий, но интерес быстро пропадает Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается
44 Реакция на новизну Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории) Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет
55 Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается (исключение - положительные реакции на яркий и забавный материал) Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые

 

С целью изучения сформированности интереса к истории города и края детям 2 «В» класса была предложена беседа, включавшая следующие вопросы:

) Что тебе больше всего нравится в школе?

а) учиться; б) общаться с одноклассниками

) Назови три самых любимых предметов в школьном расписании.

) Назови самый трудный для тебя предмет.

) Выбери причину трудностей по этому предмету:

а) не нравится предмет; б) сложный материал; в) много непонятного; г) много времени занимает подготовка; д) нет трудностей

) Хотел бы ты, чтобы в классе и впредь проводились внеклассные занятия по кубановедению?

а) да; б) нет; в) не знаю

) Выбери наиболее интересные формы работы:

а) путешествие; б) соревнования; в) праздники; г) конкурсы; д) утренники; е) экскурсии.

) Если бы ты составлял расписание, какой предмет включал бы каждый день?

) По какому предмету ты бы хотел посещать дополнительно занятия?

) Знаешь ли ты имена кубанских писателей поэтов?

) Назови улицы, названные в честь героев в нашем городе?

) Хотел бы ты, чтобы в классе впредь проводились мероприятия по истории города?

По итогам анкетирования 2 «В» класса можно выделить следующие уровни сформированности познавательного интереса учащихся 2 «В» класса:

человек - обобщенный учебно-познавательный интерес - интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Учащиеся предпочитают другим предметам Кубановедение, на уроках кубановедения ему больше всего интересно и хотел бы вести урок кубановедения, если бы стал учителем. Называют имена нескольких кубанских писателей, знают стихи, приводят примеры увиденные в городе праздников, знают названия улиц, названных в честь знаменитых людей.

человек - устойчивый учебно-познавательный интерес - интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемого материала) Кубановедение - любимый предмет и соответствует двум вышеназванным показателям. Отмечают понравившиеся мероприятия, называют несколько улиц, названные именами известных людей, но не называют, кем они были.

человека - любопытство; ситуативный учебный интерес - положительные реакции возникают на новый теоретический материал (не на способы решения). Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач).

человека - реакция на новизну - положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории)

человек - отсутствие интереса - интерес практически не обнаруживается (исключение - положительные реакции на яркий и забавный материал). Называют улицы города, расположенные в микрорайоне, перечисляют некоторые формы внеклассной работы.

Результаты анкетирования представлены в приложении (таблица №1, таблица №2, диаграмма №3, таблица №3, таблица №4, диаграмма №4).

По итогам анкетирования 2 «А» класса можно выделить следующие уровни сформированности познавательного интереса учащихся 2 «А» класса:

человек - обобщенный учебно-познавательный интерес - интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Учащиеся предпочитают другим предметам Кубановедение, на уроках кубановедения ему больше всего интересно и хотел бы вести урок кубановедения, если бы стал учителем. Называют имена нескольких кубанских писателей, знают стихи, приводят примеры увиденные в городе праздников, знают названия улиц, названных в честь знаменитых людей.

человек - устойчивый учебно-познавательный интерес - интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемого материала) Кубановедение - любимый предмет и соответствует двум вышеназванным показателям. Отмечают понравившиеся мероприятия, называют несколько улиц, названные именами известных людей, но не называют, кем они были.

человека - любопытство; ситуативный учебный интерес - положительные реакции возникают на новый теоретический материал (не на способы решения). Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач).

человека - реакция на новизну - положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории)

человек - отсутствие интереса - интерес практически не обнаруживается (исключение - положительные реакции на яркий и забавный материал). Называют улицы города, расположенные в микрорайоне, перечисляют некоторые формы внеклассной работы.

Из этого можно сделать вывод, что формированию и развитию познавательного интереса к урокам кубановедения уделялось недостаточно внимания, редко проводились нестандартные формы уроков и внеклассных мероприятий. Наблюдение за работой учителя и класса, беседа позволят определить интерес к историческим сведениям, рассматриваемым учителем на уровне любопытства, любознательности, ситуативного интереса. В течение всего месяца пребывания на преддипломной практике детям прививался познавательный интерес к кубановедению с помощью внеклассных занятий, т.к. только уроков было недостаточно.



2020-03-17 169 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ НА ВНЕКЛАССНЫХТЗАНЯТИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ НА ВНЕКЛАССНЫХТЗАНЯТИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)