Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательные и правовые основы нетрадиционных кредитных  отношений



2020-03-18 152 Обсуждений (0)
Законодательные и правовые основы нетрадиционных кредитных  отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Далеко не во всех странах, где практикуются лизинговые операции, принято специальное законодательство для их регулирования. Первые законы, специально посвященные передаче машин и оборудования во временное пользование, были прияты во Франции и Бельгии [25, с.55].

Бурное развитие лизинга в отдельных государствах не могло не привести к его распространению на международном уровне. Это вызвало необходимость международного регулирования лизинга. В Оттаве 28 мая 1988 г. на дипломатической конференции с участием 55 государств, в том числе СССР, был принят текст Конвенции о международном финансовом лизинге [25, с.79]. 

Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих хозяйствующих субъектов, учитывающее интересы каждого участника сделки.

На современном этапе в России можно выделить четыре характерных периода в становлении лизинга, как экономической формы определенной совокупности хозяйственных операций, и формирования его правовой среды [18, с.67].

В первом периоде отсутствие специального законодательства о лизинге сочеталось с неразвитостью самой этой формы предпринимательства, а точнее с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений о правовом положении сторон лизинговых сделок [18, с. 67].

На втором периоде, с начала 90-х годов, лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию достижений научно-технического прогресса. Развитие экономики и предпринимательская активность послужили толчком для зарождения законодательного обеспечения лизинга.

Третий период, с сентября 1994 г., характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К январю 1996 г. были приняты следующие нормативные акты:

1. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», включая Временное положение о лизинге.

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» предусматривает, что проценты, выплачиваемые сторонами лизинговой сделки по заемным средствам, использованным для реализации лизингового договора, могут быть включены в себестоимость продукции с учетом установленных ограничений.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая.

6. Временная инструкция о взимании таможенных платежей от 8 июня 1995 г. № 01-20/8107.

До 1996 года в соответствии с российским гражданским правом лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок «хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему» (ст. 4 ГК РСФСР 1964 г., ст. 8 ГК РСФСР 1994 г.).

Гражданский Кодекс Российской Федерации, Часть II вступил в действие в марте 1996 г. Раздел Гражданского Кодекса (параграф 6, гл. 34, ст. 665-670), посвященный финансовой аренде (лизингу), закрепляет нормы, апробированные практикой. Гражданским Кодексом установлено, что лизинговая сделка определяется отношениями трех сторон: продавца, арендодателя, арендатора. Арендодатель является собственником арендованного оборудования. Вступление в действие II части Гражданского Кодекса в марте 1996 г. закрепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути формирования целостной системы правового регулирования лизинговых отношений, что через 2,5 года привело к принятию закона «О лизинге» [19, с.45].

Федеральный Закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ дает возможность российским участникам лизинга осуществлять этот вид деятельности в рамках Конвенции, что является позитивным шагом, так как Конвенция получила широкое признание во всем мире как серьезная база для разработки национальных законов, регулирующих лизинговую деятельность [64, ст.15].

Четвертый период наступил с 29.10.1998 года, когда вступил в действие закон РФ «О лизинге». Указы Президента РФ, постановления Правительства России и другие нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения, должны быть приведены в соответствии с Законом.

Федеральный Закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ принят в целях развития форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечения эффективности инвестирования.

Привлекательность лизинга как финансового механизма модернизации и реструктуризации промышленного производства нельзя переоценить в связи с установлением в новом Налоговом Кодексе Российской Федерации (часть вторая) специального коэффициента к основной норме амортизации (коэффициент ускорения – не выше 3) [3, (ст. 259, п.7)]. Причем это право можно задействовать как при линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. Таким образом, Налоговый Кодекс способствует дальнейшему развитию лизинга в России.

С самого начала в России лизинг относился к лицензируемым видам деятельности, что и было установлено Федеральным Законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».                              Можно считать, что 2002 год стал переломным годом для развития лизинга в России. В целях дебюрократизации и либерализации экономики в России был принят Федеральный Закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым, с 10 февраля 2002 г. финансовая аренда (лизинг) а Российской Федерации не лицензируется [19, с.47].

29 января 2002 г. был принят Федеральный Закон № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон «О лизинге». С введением изменений в Федеральный Закон «О лизинге» – теперь он называется закон «О финансовой аренде (лизинге)» – был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и по форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой). Фактически это новый закон, поскольку изменения очень масштабны.

В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано и следует ожидать бурного развития этого вида деятельности в ближайшее время в виду его очевидной привлекательности для лизингополучателей как инструмента финансирования бизнеса, так и с налоговой точки зрения. В то же время международный лизинг остается малопривлекательным из-за того, что вопросы таможенного регулирования остаются нерешенными.

Среди важнейших положений нового Закона «О лизинге» можно отметить следующие [20, с.61].

Значительно упрощены требования к обязательным положениям договора лизинга. Единственное существенное условие договора, без которого он считается незаключенным – это предмет договора.

Как Налоговый Кодекс [3, (ст.259, п.7)], так и новый закон «О лизинге» [5, (ст.21)] предоставляет участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга, право применять механизм ускоренной амортизации.

Новый закон существенно расширяет спектр дополнительных услуг, включаемых в договор лизинга. В отличие от предыдущей, новая редакция закона предполагает открытый список расходов, включаемых в лизинговый договор, однако оговаривается, что данные услуги должны быть непосредственно связаны с реализацией договора лизинга.

С введением последних изменений были упразднены ограничения на совмещение участниками договора лизинга своих функций и обязательств, например, кредитора и лизингополучателя, что теоретически запрещало лизингополучателям осуществлять авансовые лизинговые платежи. При этом на практике это положение в отношении авансовых платежей игнорировалось участниками сделок [20, с.61].

К стимулирующим развитие лизинга нововведениям можно отнести отмену лицензирования лизинговой деятельности (что также зафиксировано в новом законе о лицензировании). Следует отметить, что с принятием нового закона не устранены существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный Кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания Закона «О лизинге».

Также необходимо отметить, что новая редакция Закона «О лизинге» полностью устранила водораздел между двумя видами правоотношений, совершенно разными по экономической и юридической сущности, но очень близкими по форме: лизингом и куплей-продажей в рассрочку. Нигде в законе не прописаны отличительные признаки лизинга, четко выделяющие его из всей гаммы близких отношений. Договор купли-продажи в рассрочку на основании Закона «О лизинге» (в новой редакции) вполне может проходить как лизинговая сделка. Однако в рамках НК РФ эти два вида договора имеют существенные различия. Неравные условия в налогообложении лизинга и отсутствие в Законе «О лизинге» призначных характеристик, отличающих лизинг от купли-продажи в рассрочку, будут провоцировать торгующие организации выступать в форме лизинговых, а свои договора представлять как лизинговые, не меняя ничего, по сути. Причины проведения лжелизинговых операций кроятся в недостатках Закона «О лизинге» новой редакции [30, с.63]:

- не установлен источник возмещения инвестиционных затрат лизингодателя: амортизационные отчисления по предмету лизинга;

- не оговорены правила определения срока лизинга и их взаимосвязь со сроком амортизации предмета лизинга.

Эти призначные характеристики лизинга присутствовали в ранее действующем Законе «О лизинге» и были удалены из новой редакции этого Закона. В то же время, такого рода характеристики лизинга как обязательные указаны в Международной Конвенции УНИДРУА. Подобные недостатки новой редакции Закона «О лизинге» могут привести к большой путанице, а также злоупотреблениям, когда сделки купли-продажи будут маскироваться «под лизинг» с целью использования налоговых льгот.

Значительным моментом стало принятие благоприятной для развития лизинга 25 главы Налогового Кодекса РФ. Она вызывала наибольшие опасения у участников лизингового бизнеса, поскольку предварительно предусматривалось изъятие из законодательства по лизингу всех основных льгот. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» формирует, по сути, новую амортизационную политику в стране. Теперь все амортизируемое имущество объединяется в десять групп в зависимости от сроков полезного использования (организация-налогоплательщик самостоятельно определит срок полезного использования каждого своего основного средства) и прини-мается на учет по первоначальной (восстановительной) стоимости [15, с.84].

В соответствии со ст. 665 ГК РФ предмет договора финансовой аренды (лизинга) должен быть в обязательном порядке приобретен лизингодателем у продавца (поставщика) по договору купли-продажи, наличие которого необходимо для заключения договора финансового лизинга. Кроме того, лизингодатель обязан указывать в договоре купли-продажи, что имущество приобретается с целью сдачи его в лизинг конкретному лизингополучателю [2, (ст. 667)]. Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)» [5, (ст.11)] определяет, что для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры. При этом к обязательным относится договор купли-продажи имущества.

В силу подписания п. 1 ст. 1 Конвенции о международном финансовом лизинге лизингодатель заключает по указанию другой стороны (лизингополучателя) контракт с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым закупает оборудование, имущество на условиях, утвержденных лизингополучателем [18, с.72].

Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в определенную амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора лизинга.

Таким образом, в Налоговом Кодексе РФ, так же как и в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [5, (ст.21)], закреплено право свободы выбора стороны договора лизинга, на чьем балансе будет учитываться имущество.

С 1 января 2002 г. в соответствии со ст. 259 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики могут по своему выбору пользоваться двумя способами начисления амортизации – линейным и нелинейным. Причем оба способа могут использоваться для налоговых целей [15, с.87]. В случае нелинейной амортизации суммарный объем лизинговых платежей снижается на 3-3,5% по сравнению с линейным методом при прочих равных условиях [4, с.54].

Значительно улучшает условия для развития в России импортного и экспортного международного лизинга письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20.07.95 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений». Оно предусматривает частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов объектов международного финансового лизинга, временно ввозимых на территорию РФ.

С 1 января 1996 года введены в действие «Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций» (приложение к приказу Минфина РФ от 25.09.95 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций»), которые логически завершают начальное формирование нормативной базы лизинга в России.

В сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности лизинговый механизм развивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06. 94 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» и Постановлением Правительства РФ от 26.02.99 г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств федерального бюджета». В целях совершенствования обеспечения предприятий и организаций АПК машиностроительной продукцией на основе финансового лизинга Правительством РФ 22 мая 2001 г. принято Постановление № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе».

Таким образом, далеко не во всех странах, где практикуются лизинговые операции, принято специальное законодательство для их регулирования. В России лизинг первые шаги начал делать без какого-либо законодательного обеспечения. Развитие экономики и предпринимательская активность послужили толчком для зарождения законодательного обеспечения лизинга. Правовая база регулирования лизинговых отношений в России имеет очень высокий статус, поскольку понятие договора лизинга определено специальным законом и введено в Гражданский Кодекс.

Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, целесообразно отметить следующие: наличие основных определений и терминов лизинга, достаточная свобода договорных отношений, ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизингового договора в себестоимость продукции, рекомендации о снижении некоторых налогов и установлении таможенных льгот для лизинговых компаний, ратификация Конвенции о Международном финансовом лизинге УНИДРУА.

 Нормы новой редакции Закона «О лизинге» устранили в своем большинстве существующие противоречия с Гражданским и Налоговым Кодексом и намного упростили порядок проведения лизинговых операций. Фактически поправки к закону отразили те отношения, которые уже сложились на данный момент в практике работы лизинговых компаний. Очевидно, что сохранена неразрывность и правопреемственность с его первой версией.

Следует отметить, что с принятием нового закона не устранены существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования.

 



2020-03-18 152 Обсуждений (0)
Законодательные и правовые основы нетрадиционных кредитных  отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательные и правовые основы нетрадиционных кредитных  отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)