Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие лизинга в России и зарубежных странах



2020-03-18 170 Обсуждений (0)
Развитие лизинга в России и зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В России с понятием «лизинг» познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941-1945 гг. по ленд-лизу (leand-lease) осуществлялись поставки американской техники.

До начала 90-х годов в России лизинг применялся в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. В 70-80-е годы лизинг рассматривался внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ, с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, можно считать «бербоут-чартер» – наем морского судна без экипажа [23, с.93].

В 90-х годах международным лизингом стали заниматься такие организации, как «Совтрансавто», «Автоэкспорт», «Тракторэкспорт». Так, в 1990 г. ряд советских и иностранных организаций (Внешэкономбанк СССР, Госснаб СССР, Совкомфлот СССР, французский банк «Насьональ де Пари» и немецкая компания «Митфинанд Гмбк») создали совместное предприятие «Юролизинг», которое специализировалось на лизинговых сделках [9, с.133].

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как с апреля 1989 г. предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании [23, с.94].

Внешнеторговые организации (такие как «Совтрансавто», «Автоэкспорт», «Тракторэкспорт») выступали в основном как потребители услуг, тогда как генерирующая роль в этой сфере принадлежала советским заграничным банкам и созданным с их участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать: «Промлиз», созданную во Франции в 1974г. коммерческим банком для Северной Европы («Эйробанк»). Не без оснований считалось, что лизинг может стать одним из методов повышения эффективности экономики нашей страны. Тогда же появились первые предположения о том, что лизинг может быть эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7-8 лет в пользу Внешэкономбанка, или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в иностранной валюте.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 г. в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

В июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года начала свою деятельность международная лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской – один из крупнейших банков Европы «Банк Насиональ де Пари», с немецкой – одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии – «Митфинанц ГмбХ».

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990г. В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг». Она объединяет свыше 30 лизинговых компаний. В 1994 г. «Рослизинг» стал корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Leaseurope». Считается, что важным этапом в развитии лизинговых сделок в России являются операции Международного промышленного банка.

В России существенную активность лизинговая деятельность получила сравнительно недавно, после 1994 г. (в странах Западной Европы и США широкое распространение лизинг получил с начала 50-х гг. ХХ века). Это объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, которые предопределяют эффективное использование лизинговых операций, с другой стороны, стала остро выявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, для приобретения конкурентоспо-собной техники. Но потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Использование же лизинга позволяло получить дополнительный источник для реализации инвестиционных процессов [9, с.26]. В это время развитию лизинга в России способствовало снижение уровня инфляции, падение доходности операций на рынке государственных краткосрочных облигаций, возможность получения по лизинговым сделкам более дешевых кредитов западных банков, появление в стране платежеспособных потребителей ряда видов продукции [25, с.135].

Лизинг в условиях ограниченных возможностей государственных ассигнований призван существенно активизировать инвестиционную деятельность. Как показывает опыт зарубежных стран, лизинг дает возможность быстрее выйти из кризисного состояния экономики и обеспечить ее устойчивое развитие, поэтому увеличение объемов лизинговых сделок является актуальной задачей народного хозяйства России [9, с.30].

Становление лизингового рынка в России происходит в условиях, когда потенциальный спрос на эти услуги остается стабильно высоким, что связано с потребностью в модернизации и замене основных фондов российских компаний. Минимальная потребность российской экономики в инвестициях капитального характера на ближайшие 4-5 лет оценивается в 150-200 млрд. долларов. По различным оценкам, дефицит средств по инвестициям капитального характера составляет более 90-95% от потребности, что превышает средние показатели развитых стран в 12-15 раз, а развивающихся стран и стран с переходной экономикой – в 5-7 раз. Особенно тяжелая ситуация сложилась в секторах экономики, где используется дорогостоящее и капиталоемкое оборудование. В срочной замене в этих секторах нуждается около 60-70% парка оборудования, а выбытие основных фондов превышает ввод почти на порядок [4, с.53].

Общеэкономическая ситуация в России, с одной стороны, обуславливает высокую потребность в использовании такого финансового и инвестиционного инструмента, как лизинг, а с другой стороны, продолжает оставаться неблагоприятной для реализации его преимуществ: отсутствует доступ к долгосрочным кредитам, предоставляемым под доступной ставке; остается нерешенной проблема таможенного регулирования.

Вместе с тем, позитивные изменения в экономике страны, а также изменения в налогообложении открывают для лизинга новые возможности. Среди них можно особенно выделить [4, с.53]:

- снижение стоимости и увеличение сроков привлечения инвестиционных ресурсов для лизинговых проектов;

- уменьшение сроков амортизации. В среднем, по капиталоемкому оборудованию промышленного назначения снижение сроков амортизации, по сравнению с ранее действовавшими, составляет от 25 до 40%, что, очевидно, позволяет быстрее осуществлять обновление основных фондов предприятий;

- возможность выбора между линейным (традиционным) и нелинейным методом начисления амортизации. В случае нелинейной амортизации снижается суммарный объем лизинговых платежей;

- снижение ставки налога на прибыль компаний с 35% до 24%. Снижение ставки налога на прибыль влечет за собой и снижение лизинговой маржи, при сохранении текущей нормы доходности компании.

Несмотря на существенный рост объемов лизинговых операций в последние годы, их доля в общем объеме инвестиций остается очень незначительной и составляла в 1996 году 1% (заключено договоров о лизинге оборудования на общую сумму 130 млн. долларов), в 1997 году – 5% (500 млн. долларов), в том время как в развитых западных странах она достигает 25 – 30% [13, с.65]. Остается крайне низким удельный вес лизинговых сделок в кредитном портфеле банков, который в среднем не превышает 3-5%. Кризис несколько снизил активность участников рынка лизинга [48, с.48].

В 2005 году структура передаваемых в лизинг активов выглядит следующим образом: машиностроительное и металлургическое оборудование – 6,9%, нефтяное и газовое оборудование – 22,3%, горная техника – 4,9%, лесозаготовительное и деревообрабатывающее оборудование – 1,6%, торговое и сервисное оборудование – 0,7%, пищевое оборудование – 5,7%, полиграфическое и бумагоделательное оборудование – 2,6%, строительная и дорожно-строительная техника – 5,7%, информационные системы – 15,3%, оборудование для сельского хозяйства – 4,6%, автотранспортные средства – 13,9%, железнодорожная техника – 1,3%, авиатранспорт – 5,3%, суда – 1,7%, другое оборудование – 7,5% [14, с.8]. Главными потребителями лизинговых услуг являются предприятия промышленного и строительного сектора экономики. На их долю приходится около 74% потребления этого вида услуг. Далее следуют сектор частных (7%) и общественных (6%) услуг. Крайне тяжелое положение в сельском, лесном и рыбном хозяйстве препятствует развитию здесь лизинга: на этот сектор экономики в 1996 году приходилось лишь около 2% от общего объема лизинговых операций, хотя именно здесь велики потребности в инвестиционных ресурсах. В 2005 году на долю сельского хозяйства приходилось 4,6% от общего объема лизинговых операций.

В течение последних двух лет рынок лизинговых услуг России динамично развивается. По расчетам, основанным на данных 93 лизинговых компаний, в 2004 году стоимость заключенных договоров лизинга в нашей стране увеличилась на 8,9% и достигла 1415 млн. долларов. Результаты деятельности ряда ведущих лизинговых компаний, таких как ЛК-лизинг, Альфа-Лизинг, Финансовая лизинговая компания, Глобус-лизинг, Сибирская лизинговая компания (г. Саранск), РТ-лизинг, Югорская лизинговая компания, Инкаслизинг, Авангард-лизинг и других, в течение первых трех кварталов 2005 года свидетельствуют о росте лизингового бизнеса по сравнению с предыдущим годом в 1,5-3 раза [15, с.84].

Такому значительному увеличению во многом способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Принятые 29 января 2002 года изменения и дополнения к Закону «О лизинге» сняли ряд ограничений для участников лизинговых сделок. Значительным моментом стало принятие благоприятной для развития лизинга 25 главы Налогового Кодекса РФ. С 10 февраля 2002 года для осуществления финансовой аренды (лизинга) как резидентами, так и нерезидентами РФ на территории Российской Федерации получения лицензии не требуется. За все то время, когда лизинг в России являлся лицензируемым видом деятельности, география размещения иностранных лизинговых компаний, работающих на российском лизинговом рынке, практически не изменилась: основное их количество представляет Западную Европу, значительно меньшее количество из стран Азии и США. Африка, Австралия и Южная Америка не представлены ни одной компанией. В географии отечественных лизинговых компаний наблюдается тенденция дальнейшей их концентрации в Европейской части России (84%), причем значительная часть из них (почти 46%) приходится на Москву. На долю Урала и Западной Сибири приходится всего чуть более 14%, доля Восточной Сибири и Дальнего Востока вообще снизилась до 2%. Среди лизинговых компаний, которые первыми были зарегистрированы в России 2 сентября 1996 г., можно назвать ЗАО «Балтийский лизинг» (лицензия №0001) и ЗАО «Московская лизинговая компания» (лицензия №0002) [21, с.48].  

Существенное содействие развитию лизинга в России могло бы оказать расширение практики международных лизинговых операций. Важной предпосылкой для этого является более низкая стоимость западного ссудного капитала. В 2003 году произошло снижение стоимости кредитных ресурсов на российском рынке до 14-17% годовых в валюте [15, с.91]. Вместе с тем, стоимость привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, предполагающей передачу российскому лизингополучателю необходимого оборудования, может обойтись, как показывает практика, в 6 - 10% [17, с.23]. По сути, именно международные лизинговые операции, осуществляемые крупными российскими компаниями, и определяют сегодня развитие лизинга в России. Значительный объем операций международного финансового лизинга осуществляют в России непосредственно зарубежные производители (нерезиденты) передаваемого в лизинг оборудования и техники или их уполномоченные западные фирмы.

Наряду с жестким налоговым и таможенным законодательством серьезным препятствием приходу иностранного капитала в сферу лизинговой деятельности в России являются сохраняющиеся серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При доле иностранного капитала свыше 49% лизинговая компания считается компанией-нерезидентом, и на нее не распространяются налоговые и таможенные льготы, предусмотренные действующим законодательством.

В 25 главе Налогового Кодекса РФ решена важная проблема, связанная с осуществлением международного лизинга. В российских федеральных законах в области внешнеэкономической деятельности ничего не говорилось о коэффициенте ускоренной амортизации - 3, поэтому не было возможности распространять на операции международного лизинга льготу, которая применялась при операциях внутреннего лизинга. В Налоговом Кодексе РФ такого ограничения нет и теперь все налогоплательщики, в том числе и лизингодатели-нерезиденты, могут использовать коэффициент ускоренной амортизации – не выше 3. Это позволит существенно расширить операции международного лизинга в России [15, с.89].

В настоящее время с учетом законодательно установленного снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24%, реального уменьшения в 2003 году стоимости кредитных ресурсов на российском рынке до 14-17% годовых в валюте, снижения лизинговой маржи (без учета налогов) до 3-4% фактическая экономия у участников лизинговых операций по сравнению с приобретением оборудования за счет кредита составляет свыше 10%. Это относится, прежде всего, к тем операциям, по которым срок договора кредита и срок договора лизинга – 3 года. В России такой срок договора лизинга наиболее «популярен», поскольку позволяет в основном полностью самортизировать большинство видов оборудования с учетом коэффициента ускоренной амортизации – 3 [15, с.91].

С развитием лизингового рынка в России у целого ряда лизинговых компаний появились возможности получать различные по форме заимствования от поставщиков имущества, заинтересованных в расширении своей товаропроводящей сети, на сроки от трех месяцев до трех лет, т. е. периоды, сопоставимые со значительной частью продолжительности лизинговых договоров или даже полностью им соответствующие. При этом ставки кредитования составляют от 5 до 11% годовых. Это значительно дешевле банковского кредитования, но в то же время колебания или разброс цен заимствования внутри группы превышают 20%. Наименьшее по стоимости кредитование получают лизинговые компании, работающие с оборудованием для связи и телекоммуникаций (РТК-Лизинг, Телекомлизинг, Промсвязьлизинг), а также с грузовиками (Ликострой). Мировой лидер производства деревообрабатывающих станков – германский концерн Michael Weinig AG готов предоставлять коммерческие кредиты российским лизинговым компаниям под 8% годовых при наличии соответствующих гарантий. У некоторых ведущих российских лизингодателей, например, у таких компаний как «РТК-Лизинг», «Русско-германская лизинговая компания», «Сахалинская лизинговая компания», кредиты поставщиков стали наиболее крупным направлением финансирования лизинговых операций и доходят до 60% [15, с.93]. 

В современной экономике лизинг оборудования и другого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, приобретает все большее значение. Неразвитость в России механизмов кредитования, недостаточность собственных средств российских предприятий и изношенность производственного оборудования делает лизинг наиболее привлекательным для предприятий способом обновления фондов и развития бизнеса. Однако, чтобы широкие экономические возможности, связанные с применением лизинга, могли реализоваться на практике, необходим ряд макроэкономических условий, включая, прежде всего, различные методы государственного стимулирования инвестиционных процессов, в том числе через лизинг. Федеральным Законом РФ «О финансовой аренде (лизинге)» предусмотрены меры государственной поддержки лизинговой деятельности [5, (ст.24)].

В регионах, заинтересованных в применении механизма лизинга для развития местных предприятий, зарегистрированным в регионе лизинговым компаниям предоставили льготы по уплате налога на имущество и по уплате налога на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет (Республика Мордовия, Воронежская, Владимирская, Московская, Новгородская, Ростовская, Тюменская области).

Отмена лицензирования лизинговой деятельности и все возрастающий спрос на услуги лизинговых компаний привели к резкому росту числа лизингодателей. Однако объем лизинговых операций остается незначительным. Одна из причин заключается в недостаточной защищенности инвесторов от неисполнения лизингополучателями своих обязательств по договору лизинга и отсутствие действенного механизма исполнения решений суда по изъятию предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя [44, с.58]. Следующим важным условием «классического лизинга» является наличие вторичного рынка имущества. Без этого фактора лизинговые компании ограничивают приобретение в лизинг оборудования необходимостью предоставления надежного обеспечения со стороны лизингополучателей. В противном случае риск лизинговой компании становится несоизмеримым с той комиссией, которую она получает от реализации лизинговой сделки. Только там, где отлажен рынок вторичного оборудования, могут существовать развитые лизинговые отношения. В развитых рыночных отношениях поставщик организует вторичный рынок собственного оборудования. Именно поставщики должны выработать систему уценки ими произведенного имущества и выкупа вторичной техники [8, с.65]. ОАО «Сибмашхолдинг» поставляет технику для осуществления федерального лизинга и гарантирует ее обратный выкуп, тем самым не нарушается ценовой баланс на рынке. В данном случае рассматривают комбайны, которые  не попадают на вторичный рынок по заниженным ценам, что отрицательно сказывается на формировании рынка сельхозмашин.

В связи с сохраняющимся вот уже многие годы диспаритетом цен на машиностроительную продукцию и продукцию сельского хозяйства, а также снижением покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в 2005 году продолжалось сокращение машинно-тракторного парка.

С 1990 года парк тракторов уменьшился более чем на 49%, плугов – на 56%, сеялок – на 51%, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, соответственно, на 53% и 51%. Пополнение машинно-тракторного парка в целом по Российской Федерации составляет менее 1% в год, выбытие (списание) техники – 6-10% в год. Обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей основными видами техники составила: тракторами – 54%, плугами – 37%, культиваторами – 60%, сеялками – 63%, зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами – соответственно 54% и 67%. Это на 2-5% ниже, чем было в 2004году.

Сложившееся положение с обеспеченностью техникой усугубляется тем, что 50-70% машинно-тракторного парка выработало свой срок службы и требует повышенных затрат на поддержание его в работоспособном состоянии.

Сегодня обновление машинно-тракторного парка предприятий сельского хозяйства происходит в основном на основе лизинга. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» на финансирование мероприятий по приобретению отечественной техники и племенного скота для сельхозтоваропроизводителей на условиях финансового лизинга было выделено 7,0 млрд. рублей [7, с.20].

С целью реализации политики государственной поддержки сельхозто-варопроизодителей на основе новой национальной системы аграрного лизинга как наиболее защищенной формы инвестиций на федеральном и региональном уровнях в феврале 2001 года создано ОАО «Росагролизинг» с уставным капиталом 5 млрд. рублей. ОАО «Росагролизинг» является государственной (99,99% акций в собственности государства) специализированной лизинговой компанией, которая реально приступила к работе в начале 2002 года. Деятельность этой компании нацелена на обеспечение непрерывности инвестиционного процесса государственной поддержки сельского хозяйства России материально-техническими ресурсами посредством немедленного реинвестирования возвращенных лизинговых средств в приобретение и дальнейшую передачу в лизинг сельхозтоваропроизводителям новой техники и оборудования на стабильных, в течение длительного времени, условиях. По мнению специалистов, данная система позволит значительно улучшить оперативность применения лизинга как формы инвестиционной и региональной политики Правительства РФ в области АПК, повысить возвратность средств, выделенных на лизинг [7, с.20].

Таким образом, начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования, но существенную активность лизинговая деятельность получила сравнительно недавно, после 1994 года. Лизинг дает возможность быстрее выйти из кризисного состояния экономики и обеспечить ее устойчивое развитие, поэтому увеличение объемов лизинговых сделок является актуальной задачей народного хозяйства России. В течение последних двух лет рынок лизинговых услуг России динамично развивается, чему во многом способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Существенное содействие развитию лизинга в России могло бы оказать расширение практики международных операций. В современной экономике долгосрочная аренда (лизинг) оборудования и другого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, приобретает все большее значение. Неразвитость в России механизмов кредитования, недостаточность собственных средств российских предприятий и изношенность производственного оборудования делает лизинг наиболее привлекательным для предприятий способом обновления фондов и развития бизнеса. Поскольку лизинг играет важную роль в оживлении экономической ситуации, оздоровлении производственного аппарата, в преодолении инвестиционного и экономического кризиса, целесообразно было бы обеспечить на государственном уровне реальную поддержку лизинга в переходный к рыночной экономике период. Для поддержки сельхозтоваропроизодителей на основе аграрного лизинга в России создано ОАО «Росагролизинг». Возросшая инвестиционная активность в агропромышленном секторе делает лизинг все более привлекательным инвестиционным инструментом. С его помощью появляется возможность решения проблемы долгосрочного кредитования сельхозпредприятий, но при этом нельзя не учитывать ограниченность выделяемых государством ресурсов и низкую платежеспособность большинства конечных лизингополучателей.

Следует также отметить, что если условия для развития лизинга в России не будут улучшены, путем совершенствования лизингового законодательства и улучшения общеэкономической ситуации, то из-за ее огромных потребностей в обновлении основных фондов промышленности на ее территории быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, будет развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством.

Однако, несмотря на все существующие сложности и препятствия, складывающаяся на российском рынке ситуация открывает новые перспективы развития лизингового рынка. Износ оборудования в экономике достиг огромных размеров и без использования кардинальных мер по исправлению ситуации экономическая катастрофа неизбежна. Лизинг остается практически единственным реальным инструментом, способным исправить данное положение.      

Развитие лизинга в России требует не только обобщения теории и практики, накопленной в различных регионах страны, но и всестороннего анализа форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах и особенно в промышленно развитых.

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутренних, так и внешних рынках [18, с.342].

В промышленно развитых странах роль лизинга в воспроизводстве основного капитала в различных отраслях экономики возрастает. Так, путем лизинга в США финансируется от 20 до 30% капиталовложений, в Англии 11-20%, во Франции 16-17%, Германии 15-16%, Италии 14-15%, Канаде 8-10%. Европейская федерация национальных ассоциаций лизинговых компаний (ЛИЗЮРОП), в которую входит свыше 25 национальных ассоциаций, свидетельствует, что около 25% промышленного оборудования в этих странах приобретается по лизингу [27, с.20].

Также существуют разные подходы к определению минимального срока лизинга. В большинстве случаев он устанавливается в процентном отношении от экономического или нормативного срока службы имущества. От 40% в Польше до 75% в Великобритании, Японии, Ирландии, Израиле, Гонконге, Канаде, Австралии, Нидерландах, США и 80% в Казахстане и Таиланде. В Германии, Австрии и Люксембурге устанавливаются минимальные и максимальные граничные условия – от 40 до 90% экономического срока службы имущества. В Южной Корее эти условия зависят от нормативного срока службы (60%, если нормативный срок составляет до 5-ти лет и 70% - больше 5-ти лет). Существуют также ограничения, выраженные в годах – в основном 3 года и по максимальному сроку лизинга в процентном отношении [5, с.72].

Практика регулирования лизинговых отношений в зарубежных странах позволяет выделить три уровня их правового обеспечения [18, с.343]:

- страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);

- страны, имеющие специальные законодательные акты (Англия, Австралия);

- страны, не имеющие специальных Законов и подзаконных актов (США, Германия).

В специальных законах стран первой группы сочетается стремление к регулированию всего комплекса трехсторонних отношений, возникающих при лизинге, с отсутствием подробной регламентации многих важных вопросов.

В соответствии с этими актами в лизинговом соглашении на трехсторонней основе обязательно указывается, что оборудование приобретается с целью последующей сдачи в аренду и что оно может использоваться только в производственных целях, а также ограничиваются условия о праве на покупку и цена, по которой оборудование приобретается после окончания срока договора. Вместе с тем в этих странах вопросы риска и возникновения ответственности решаются общими нормами гражданского и торгового права. Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется исходя из двух принципов – в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и в зависимости от субъектов лизингового соглашения.

Для третьей группы стран характерно право США, где отсутствие специального законодательства не препятствует развитию лизинга. Это объясняется тем, что до недавнего времени в США главным побудительным мотивом обращения к лизингу выступали амортизационные и налоговые льготы. Они, в свою очередь, регламентировались в законодательных актах по вопросам налогообложения. В странах этой группы применительно к лизинговым сделкам также широко используются общие положения гражданского и торгового права.

По-разному решается во многих странах и вопрос о субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществлять банки и связанные с ними специализированные финансовые организации. В Бельгии заниматься лизингом могут только организации, получившие специальное разрешение Министерства экономики. В Италии лизингодатель должен иметь определенный размер капитала. В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний: банки и их отделения, независимые лизинговые фирмы, специализированные отделения по лизингу фирм-производителей техники и другие организации (страховые, брокерские) [18, с.346].

Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога) [18, с.347]. Помимо стимулирующего налогообложения к факторам развития лизинга в США следует отнести также устойчивый экономический рост и благоприятное положение финансовых рынков. Успех лизинга в США не оставляет вопросов об эффективности данной формы финансирования инвестиций. Сыграв значительную роль в самом продолжительном периоде экономического роста за историю США, лизинг остается необходимой альтернативой банковскому кредиту. Дальнейшее развитие лизинга в США будет обусловлено как общим экономическим положением в стране, так и способностью лизинговых компаний использовать новые информационные технологии для более быстрого обслуживания потребителей.

Существенно отличаются в нормативных актах положения об отнесении сделок к лизинговым операциям. Кроме того, само законодательство по отдельным аспектам лизинга даже в одной стране нередко меняется.

Таким образом, в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. В промышленно развитых странах роль лизинга в воспроизводстве основного капитала в различных отраслях экономики возрастает. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутренних, так и внешних рынках. Но лизинговое законодательство во многих странах имеет существенные различия. До настоящего времени в мировой практике не установилась даже единая трактовка самого понятия лизинга, что связано с правовыми и экономическими особенностями каждой страны. Более того, в большинстве стран (в том числе в США) отсутствует специальное законодательство, регулирующее лизинговые сделки.

Экономическая сущность лизинга в течение длительного времени остается спорной. В теории и практике содержание и роль лизинга трактуется по-разному, а зачастую и противоречиво. Во многих экономических публикациях, также как и в Гражданском Кодексе РФ, содержание лизинга сводится к долгосрочной аренде, что далеко не исчерпывает всей сущности этого вполне доступного, но еще недостаточно осознанного и оцененного в нашей стране инструмента предпринимательства. Отсутствие ясности и однозначности в толковании видов лизинга, определенности и упорядоченности в сложившейся терминологии, смешение понятий, многообразие и противоречивость взглядов объясняется в основном недостаточной разработкой теоретических вопросов лизинга и, следовательно, отсутствием единого методического подхода на практике.

Источником эффективного развития лизингового бизнеса являются заложенные в нем потенциальные преимущества и широкие возможности для каждого субъекта лизинга. Производитель (продавец) находит в лизинге, прежде всего, дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж потребителям, не имеющим достаточных средств для их покупки. Для лизингодателя лизинг – это выгодный способ вложения капитала, позволяющий эффективно использовать свои денежные активы. Для банков лизинг снижает риски нецелевого использования кредита. Для лизингополучателя лизинг является средством финансирования необходимого имущества для предпринимательской деятельности и реализации своего творческого потенциала. Среди важнейших преимуществ лизинга по сравнению с другими формами инвестирования для лизингополучателя можно выделить возможность использования механизма ускоренной амортизации и отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции.

Однако далеко не во всех странах, где практикуются лизинговые операции, принято специальное законодательство для их регулирования. В России лизинг первые шаги начал делать без какого-либо законодательного обеспечения. Развитие экономики и предпринимательская активность послужили толчком для зарождения законодательного обеспечения лизинга. Правовая база регулирования лизинговых отношений в России имеет очень высокий статус, поскольку понятие договора лизинга определено специальным законом и введено в Гражданский Кодекс. Нормы новой редакции Закона «О лизинге» устранили в своем большинстве существующие противоречия с Гражданским и Налоговым Кодексом и намного упростили порядок проведения лизинговых операций. Фактически поправки к закону отразили те отношения, которые уже сложились на данный момент в практике работы лизинговых компаний. Очевидно, что сохранена неразрывность и правопреемственность с его первой версией. Следует отметить, что с принятием нового закона не устранены существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования, но существенную активность лизинговая деятельность получила после 1994 года. В течение последних двух лет рынок лизинговых услуг России динамично развивается, чему во многом способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Существенное содействие развитию лизинга в России могло бы оказать расширение практики международных операций. В современной экономике лизинг оборудования и другого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, приобретает все большее значение. Неразвитость в России механизмов кредитования, недостаточность собственных средств российских предприятий и изношенность производственного оборудования делает лизинг наиболее привлекательным для предприятий способом обновления фондов и развития бизнеса. В связи с этим целесообразно было бы обеспечить на государственном уровне реальную поддержку лизинга в переходный к рыночной экономике период. Для поддержки сельхозтоваропроизодителей на основе аграрного лизинга в России в 2001 году создана государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». Возросшая инвестиционная активность в агропромышленном секторе делает лизинг все более привлекательным инвестиционным инструментом. С его помощью появляется возможность решения проблемы долгосрочного кредитования сельхозпредприятий, но при этом нельзя не учитывать ограниченность выделяемых государством ресурсов и низкую платежеспособность большинства конечных лизингополучателей.

Тем не менее, несмотря на все существующие сложности и препятствия, складывающаяся на российском рынке ситуация открывает новые перспективы развития лизингового рынка. Износ оборудования в экономике достиг огромных размеров и без использования кардинальных мер по исправлению ситуации экономическая катастрофа неизбежна. Лизинг остается практически единственным реальным инструментом, способным исправить данное положение.      

 

 



2020-03-18 170 Обсуждений (0)
Развитие лизинга в России и зарубежных странах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие лизинга в России и зарубежных странах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)