Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я 0.00 из 5.00 0 оценок




СЕМИОТИКА, СИНДРОМОЛОГИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ БРОНХО-ЛЕГОЧНОЙ СИСТЕМЫ С ОСНОВАМИ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

 

                 Учебное пособие для студентов

 

ОБНИНСК

20 1 1

 

УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

 

Печатается по решению центрального методического совета

ИАТЭ НИЯУ МИФИ

От

 

Семиотика, синдромология и клиническая диагностика болезней бронхо-легочной системы с основами кластерного анализа: учебное пособие для медицинских вузов. Составитель: заведующий кафедрой терапии профессор Н.К. Вознесенский.  Обнинский институт атомной энергетики филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ИАТЭ НИЯУ МИФИ), медицинский факультет.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по разделу пульмонология и содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач и тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Лечебное дело».

Рецензент:

 

@  Вознесенский Н.К., Обнинск 2011

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ………………………………………………………………….……4

Методические указания ................................................................................. .6

Глава 1. Расспрос больного………………………………………………………..8

1.1 Жалобы  пульмонологических больных.…………..………………….8

1.2 Особенности анамнеза заболевания……………….…………………17

1.3  Особенности анамнеза жизни………………………………………...17

Глава 2. Данные объективных методов исследования………………………...19

2.1 Общий осмотр…………………………………………………………19

2.2 Детальный осмотр грудной клетки…….………………..……….......22

2.3  Пальпация грудной клетки………………………………….………..25

2.4  Перкуссия легких…………………………………………………….27

2.5 Аускультация легких………………………………………………….32

Глава 3. Лабораторные и инструментальные методы исследования… …. ..43

3.1 Лабораторные методы исследования ……………………………....43

3.2 Инструментальные методы исследования…………………………..47

Глава 4. Основные синдромы в пульмонологии……………….………………57

4.1 Синдромы поражения бронхов……………………………………….60

4.2 Синдромы поражения респираторных отделов легких…………...67

4.3 Синдромы поражения плевры………………………………………...74

4.4 Синдромы поражения сосудов легкого………………………………81

4.5 Синдром дыхательной недостаточности…………………………….82

4.6 Синдром легочного сердца………………………………….. ……….83

4.7. Дополнительные синдромы при заболеваниях сердца…………......85

Глава 5.   Частная пульмонология …………………………………………..… .87

Контрольные вопросы…………………………………………………………....94

Разбор ситуационных задач …………………………………………………….. .94

Тестовые задания ……………………………………………………………….....99

Заключение………………………………………………………………………. 103

Список литературы……………………………………………………………...105

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основной задачей пропедевтикивнутренних болезней в соответствии с государственной программой обучения в медицинском вузе является изучениеметодологических основ диагностической тактики распознавания болезней, а так же освоение методов выявления симптомов, их интерпретации и распознавания синдромов и заболеваний, то есть освоение диагностической техники и клинического мышления.

В настоящем пособии обобщены и систематизированы классические и современные данные, касающиеся методов исследования больного, выявления и интерпретации клинических симптомов и синдромов в пульмонологии. Особенностью данных методических разработок является то, что они позволяют сформировать целостное представление о процессе диагностики заболеваний легких у постели больного. Основное внимание уделено классическим клиническим методам обследования больного – сбору жалоб, анамнеза заболевания и жизни, объективному исследованию. Подобной подход полностью соответствует современным представлениям о высокой информативности результатов клинических исследований в диагностике заболеваний легких. Правильно проведенное клиническое обследование позволяет выявить разнообразные симптомы заболеваний, выделить синдромы патологических состояний и построить нозологический диагноз. Все это способствует развитию клинического мышления у студента третьего курса медицинского вуза.

Достаточно полно представлены дополнительные методы обследования больных, в том числе и специальные, применяемые в диагностике заболевании легких. Показания к включению этих методов в план обследования больного в зависимости от особенностей клинической картины заболевания логически обоснованы и направлены на формирование навыков диагностики на уровне отдельного синдрома.

Подобное изложение материала оказывает значительную помощь при самоподготовке к практическим занятиям, повышает качество обучения и способствует наиболее эффективному освоению учебного материала.

 


М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

 

    Учебное пособие “Семиотика, синдромология и клиническая диагностика болезней бронхо-легочной системы с основами кластерного анализа” предназначено студентам 3 курса лечебного факультетов медицинских вузов для изучения основных симптомов и синдромов в пульмонологии.

    Целью учебного пособия является формирование профессиональных навыков обследования пульмонологических больных, развитие основ клинического мышления,  рационального использование лабораторных и инструментальных методов обследования.

Для изучения материала студентам необходимы знания патанатомических процессов и патофизиологических механизмов развития заболеваний легких.

Согласно учебной программе длительность изучения тем по семиотике и синдромологии в пульмонологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов составляет: 14 часов лекционных, 28 часов практических занятий и 21 час самостоятельной работы.

 По всем темам, включенным в программу, предварительно прочитываются лекции. На практических занятиях осуществляется закрепление теоретического материала, освоение методики и получение практических навыков обследования пульмонологических больных, выявление  ведущих клинических синдромов, составление плана обследования  и лечения. В конце цикла студенты пишут фрагмент истории болезни по пульмонологии. Проводится контроль умений обследования больного и контроль теоретических знаний путем решения ситуационных задач и интерпретации лабораторных анализов.

Учебное пособие состоит из 5 глав. В первой главе анализируются жалобы, особенности анамнеза при заболеваниях легких; во второй описываются данные объективных методов обследования; в третьей дан клинический анализ лабораторных и инструментальных методов исследования; в четвертой проводится подробный анализ синдромов в пульмонологии; в пятой главе разбираются основные  заболевания легких.

  После изучения материала студент должен знать симптомы и синдромы в пульмонологии; должен уметь собирать жалобы пульмонологического больного, проводить физикальные исследования, оценивать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования.

    В конце методического пособия предлагаются контрольные вопросы, тестовые задания и пример решения ситуационных задач.

 


ВВЕДЕНИЕ

Основными понятиями, на которые опирается врач на этапе первоначального обследования, являются:

1. Симптом - качественно новый, не свойственный здоровому организму феномен, который можно обнаружить с помощью клинических методов исследования. Симптом всегда является признаком патологического процесса и используется для диагностики и прогноза заболевания.

2. Синдром - устойчивая совокупность ряда симптомов о общим патогенезом, характеризующая определенный патологический процесс. С дидактических позиций удобно выделять синдромы поражения анатомических структур и синдромы нарушения функционального состояния органов и систем.

3. Кластер - группа однородных по патогенезу симптомов, рассматриваемая  в качестве самостоятельной единицы, обладающей определёнными клинико-патогенетическими свойствами. В связи с тем, что в каждой анатомической структуре могут развиваться различные по патогенезу патологические процессы, в рамках синдрома следует проводить кластерный анализ, позволяющий объединять симптомы с целью решения сложных вопросов, обеспечивающих детализацию патогенетических механизмов развития синдрома. Таким образом, кластерный анализ обеспечивает логическую преемственность между каждым симптомом, группами симптомов, отражающих единый патогенетический механизм, и синдромом.

4. Болезнь - совокупность синдромов, объединенных единой сущностью (общностью этиологии).


Система и последовательность установления

предварительного диагноза:

1. Выявление симптомов

2. Объяснение выявленных симптомов с патогенетических позиций

3. Проведение кластерного анализа, позволяющего обосновать патогенетические механизмы развития патологического процесса.

4. Выделение синдромов нарушения конкретных анатомических структур и синдромов нарушения функционального состояния

5. Выделение ведущего синдрома.

6. Анализ клинико-анамнестического кластера, т.е определение по данным анамнеза характера течения заболевания (острое, подострое, хроническое, рецидивирующее, затяжное, медленно прогрессирующее, быстро прогрессирующее и т.д.);



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)