Философия: ее предмет и функции. Структура философского знания.
Мировоззрение, его типы. Роль мировоззрения в жизни общества и личности. Мировоззрение – это совокупность взглядов, норм, идеалов, убеждений, принципов, эмоций, чувствований, верований и т.д., которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в нем. Виды мировоззрения: По субъекту носителю выделяют: 1. Индивидуальное 2. Групповое По степени упорядоченности: 1. Хаотическое 2. Системное Теоретичность: 1. Обыденное 2. Теоретическое Исторические типы мировоззрения: Мифологическое, Религиозное, Философское, Научное Все данные типы системны Мифологическое мировоззрение. Его особенности. • Антропоморфность – рассмотрение всех богов, явлений природы по аналогии с психикой человека (природа плачет, боги пьют едят) • Опирается при описании картины мира на прецедент (единичный случай после которого в мире все развивается и происходит по аналогии этого случая (пример: люди смертны)) • Информационный аспект деятельности не вычленяется из самой деятельности, а слит с нею • Отсутствие навыков классификации • Синкретизм – слитность, нерасчлененность предмета и образа этого предмета (пример: магия Вуду) • Отсутствие рефлексии (самоанализа, самооценки, самонаблюдения) в следствии этого у человека отсутствует чувство совести, но есть чувство стыда • Ориентация на род, а не индивид • Антиисторизм Религиозное мировоззрение. Совокупность взглядов, которые основаны на вере в сверхъестественное. Понятие религии шире, чем понятие религиозное мировоззрение В религию кроме религиозного мировоззрения входят обряды и институты и соответствующие им отношения Виды мировых религий: 1. Буддизм 6 век до н.э. 2. Христианство 1 век н.э. 3. Ислам 7 век н.э. Философское мировоззрение. Философия появляется в результате появления первых зачатков научных знаний. Философское мировоззрение в отличие от мифологического, которое основано на эмоциях и от религиозного, которое основано на вере, основано на знании. Философское мировоззрение – рационально организованное интеллектуальное усилие человека Научное мировоззрение. Основано на знании. Философия: ее предмет и функции. Структура философского знания. Этимология термина философия. Фило – любовь, софия – мудрость. Любовь к мудрости Термин «философия» приблизительно в 6 веке до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. Философия – это переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования, изменение отношения человека к миру. Результатом этой работы мышления является новое представление человека о мире и о самом себе, новое мировоззрение. Философия – это самоизменение, самосовершенствование человека, изменение сознания и самосознания. Структура и предмет философии. Философия включает в себя: • учение о бытии (онтология, или метафизика) • учение о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории) • учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология) • учение о познании (гносеология) • учение о ценностях (аксиология) • учение о законах правильного мышления (логика) В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др. Философия выполняет в обществе разнообразные функции. Важнейшие из них следующие: • Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. • Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. • Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели. • Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. • Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию культуры человеческого мышления • Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. • Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. • Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины. Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические. В свою очередь, в мировоззренческих функциях можно выделить: • Гуманистическую функцию. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. • Социально-аксиологическая функция, которая расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких как Добро, Справедливость, Правда, Красота. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. • Культурно-воспитательная функция. Знание философии, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления. • Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. • Эвристическая функция. Состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. • Координирующая функция. Состоит в координировании методов в процессе научного исследования. • Интегрирующая функция. Связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. • Логико-гносеологическая функция. Заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |