Познание, его компоненты, особенности и функции.
Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Процесс познания не существует в виде законченного результата, а есть движение ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Гносеология рассматривается как наука о познании. В теории познания основное внимание занимает проблема познаваемости мира, вопрос о границах знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта. Основной вопрос гносеологии – познаваем ли мир в принципе? В зависимости от ответа на него выделяются: · Гностицизм – мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства; · Агностицизм – мир непознаваем в принципе, человек не познает мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия; · Скептицизм – мы познаем феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична; · Солипсизм – реально существую Я, все остальное – плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего. Виды познания : Обыденно-практическое, Мифологическое, Художественное, Религиозное, Научное (высший вид познавательной деятельности). Современная гносеология стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: · Историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; · Познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания; · Активности творческого отображения действительности ; · Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека; · Практики – признавать главным способом познания практику, т.е. деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя ; · Диалектики, что подразумевает необходимость с точки зрения развития подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: Познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает нечто новое для себя, либо для человечества); Познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и пр.). Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представление формируется на основе памяти. Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суждения отражают связи и отношение между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение. Интуиция является одной из основных форм познания, имеющая свои особенности. Интуиция есть способность непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений. Интуиция-это непосредственное неосознанно полученное знание. Рациональное познание и его формы. Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Осн формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории. 1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по опред совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия. 2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. 3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых. 4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию. 5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |