Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и цивилизация: соотношение понятий .



2020-03-19 244 Обсуждений (0)
Культура и цивилизация: соотношение понятий . 0.00 из 5.00 0 оценок




экономических формаций, этнических и национальных общностей (например, античная культура, социалистическая культура, русская культура, культура майя).Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т. д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемый в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Марксистская теория культуры исходит из органического единства материальной и духовной культуры, при этом материальным основаниям культуры принадлежит в конечном итоге решающая роль в развитии культуры. Именно историческая преемственность в развитии материальной культуры составляет основу преемственности в развитии культуры в целом. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis – гражданский, государственный), синоним культуры; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. Маркс и Энгельс употребляли понятие цивилизация для обозначения ступени общественного развития, следующей за варварством. Энгельс писал, что цивилизация "...является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе". В своих трудах основоположники марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития цивилизации, обосновав необходимость революционного перехода к новому, высшему ее этапу – коммунистическому обществу. В марксистской литературе понятие цивилизация обозначает также материальную культуру. В целом в конце XVIII – начале XIX вв. утвердились и в настоящее время существуют три подхода к пониманию цивилизации: а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое); б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого); в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).. В широком плане различные современной интерпретации цивилизации в немарксистской литературе можно разделить на аналитические и синтетические. Аналитическая интерпретация цивилизации, в которой по существу описывают элементы цивилизации, характерна для трудов историков и этнографов, выдвинувших десятки определений цивилизации и культуры, в которых эти понятия рассматриваются как идентичные. В числе синтетических определений можно выделить различные интерпретации цивилизации (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Уайт, У. Огборн и др.). Так, Н. Я. Данилевский выдвинул теорию общей типологии культур, или цивилизации, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер; при этом внутренний механизм всех цивилизаций одинаков. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация - это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап - это культура, которой на смену приходит цивилизация. Культура и цивилизационное бытие человека не разведены еще и в Античности, где культура рассматривалась скорее, как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись. Соотношение культуры и цивилизации (не рефлексия этого отношения, а оно само) обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация — с историческим процессом гражданского общества. Но рефлексия несовпадения их предметной области возникла не сразу. В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. В Новейшее время культура и цивилизация разведены. Не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы



2020-03-19 244 Обсуждений (0)
Культура и цивилизация: соотношение понятий . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и цивилизация: соотношение понятий .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)