Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема истины в философии, религии, науке.



2020-03-19 813 Обсуждений (0)
Проблема истины в философии, религии, науке. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос о том, что такое истина, то есть в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Истина — это адекватное верное отражение действительности в голове человека (Аристотель). Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней. Истина заключает в себе определённый итог процесса познания. Однако этот итог не окончательный, а в каждом конкретном случае - промежуточный. Истина - процессуальна, то есть она заключает в себе процесс движения знаний ко все более адекватному пониманию действительности. Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно, в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на этот счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают. Критерием истины является общественная практика. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными. Часто практическая проверка осуществляется опосредованным путем. Так, установление истинности того или иного утверждения проходит путь логического доказательства и в результате опирается на практическую проверку некоторых исходных положений теории, которые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко всё более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Абсолютная истина концентрирует в себе то, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в общем объёме относительного знания. Так же вариациями абсолютной истины являются «вечные» истины, аккумулирующими в себе твёрдо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты. Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм (от греч.dogma-мнение, учение).

Быстрый прогресс науки в 19-м и 20-м веках выдвинул на передний план вопрос об истинности знания, получаемого применением научных методов, вопрос об истинности научного знания. Философия откликнулась на актуализацию этого вопроса разработкой нескольких концепций истинного знания, в частности, научного знания,. 1)Корреспондентская концепция истины (присутствует уже в сочинениях Аристотеля). Главным понятием этой концепции является понятие соответствия. Истинное — это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна. С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании, подразумевая знание, соответствующее предмету знания. Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны, можно говорить ещё и об истинности в виду соответствие этой вещи её идее — это онтологический вариант обсуждаемой концепции. Главная неясность этой концепции –это содержание самого понятия соответствия в контексте этой концепции. Ведь высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему миру и внешнему миру. В частности, проблема языка, на котором можно говорить о двух мирах: мире высказываний и о мире вещей. Важный вклад в прояснение характера такого языка внесли исследования Альфреда Тарского. Такой язык (метаязык) он называет семантическим. На нём можно говорить и об объектном языке, на котором описывается мир вещей(мир фактов), и о самом мире вещей(мире фактов). Введение такого метаязыка позволило Тарскому создать работоспособный вариант корреспондентской истины. Не менее серьёзной проблемой обсуждаемой концепции истины является установление соответствия(степени соответствия) или несоответствия высказывания и вещи, проблема критерия истинности высказывания. В истории философии и науки предлагались различные методы(критерии)истинности знания: очевидность, логическая непротиворечивость, общепринятость, полезность, практика. Понятно, что и сами эти методы распознавания истинности или неистинности высказываний должны быть проверены на истинность, что требует привлечения других методов установления истинности. Её следует развивать и совершенствовать, дополнять другими концепциями. 2)Когерентная концепция истины. Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания(суждениями , теориями, концепциями и.т.д.) и фрагментами действительности(вещами, свойствами, отношениями).Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности , а в том что знание является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Истоки Совершенно отчётливо прослеживаются в трудах Аристотеля, сформулировавшего, как известно, основные законы логики. Коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Истинность, обеспечиваемую выполнением этих требований, можно назвать формальной истинностью. И. Кант писал в связи с этим: «Формальная истинность состоит всего лишь в согласии знания с самим собой, при полном отвлечении от всяких объектов вообще и от всяких их различий. И поэтому всеобщие формальные критерии истинности – не что иное, как общие логические признаки согласования знания с самим собою, или, что-то же, с всеобщими законами рассудка и разума.



2020-03-19 813 Обсуждений (0)
Проблема истины в философии, религии, науке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема истины в философии, религии, науке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)