Закаливание носоглотки
Игра «Волшебный напиток» или «Факир» очень нравится детям и в то же время помогает взрослым научить малышей правильно полоскать рот и горло. Ребенок садится на пол (на ковер) в позе факира, перед ним ставится кружка или чашка с водой (температура воды - 36-38 градусов). Попросите ребенка представить, что он превратился в доброго волшебника, которому подвластно все на свете. Для усиления воображения нужно закрыть глаза, расслабиться, а открыв глаза, произнести ^волшебные» слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем людям желаю здоровья, пусть все будут добрыми и красивыми, милыми и счастливыми. А-а-у-у-м-м-м...». Малыш делает пассы руками над водой, как бы заряжая ее положительной энергией. Движения могут быть спонтанные, подсказанные воображением ребенка. Параллельно с этим малыш проговаривает примерно такой текст: «Водичка вкусная, приятная и целебная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». После чего факир полощет волшебной водой сначала полость рта, а затем (подняв подбородок вверх, со звуком «а...а...а») и горло. После полоскания попробуйте вместе с ребенком определить, какой на вкус стала «заряженная» вода? Чувствуется ли какой-нибудь аромат? С чем его можно сравнить? Постепенно температуру воды для достижения закаливающего эффекта нужно снижать до 8-10 градусов. (Кстати, этой «заряженной» водичкой можно смачивать салфетку и протирать отеки, воспалений и кожные высыпания на теле - проявления аллергического характера. При этом ребенок должен быть уверен, что пользуется не простой водой, а целебным бальзамом, способным залечить любую рану.) Игра «Львенок» развивает и укрепляет мышцы носоглотки и доступна даже самым маленьким детям. Ребенок садится ягодицами на пятки, кисти рук свободно лежат на коленях - поза львенка. «Львенок» ищет добычу: ребенок поворачивается всем телом в правую сторону (ягодицы от пяток не отрывать, руки с коленей не убирать), Одновременно с поворотом он проводит языком по верхним зубам от передних резцов к коренным зубам в сторону поворота. Затем так же поворачивается в левую сторону. Повторить 3-4 раза. «Львенок» нашел добычу: малыш встает на колени, растопыривает напряженные пальцы рук, высовывает до предела язык, поднимает взгляд вверх и произносит рычащий протяжный звук «а...а,.. а...». Пусть ребенок продемонстрирует, как ночью, когда все спят, «львенок» рычит тихо, а днем - громко. ВЫВОД: Оздоровление обеспечивается укреплением здоровья детей нетрадиционными средствами, которое направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Конкретное содержание задач по формированию необходимых знаний зависит от различных возрастных периодов развития детей, от их индивидуальных особенностей. Известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в самовыражении. Результаты ряда экспериментов, доказывают эффективность применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста коротких тренировочных программ, по 10-15 занятий, для развития отдельных физических качеств ребёнка. Контрольный эксперимент Цель контрольного этапа: проверка эффективности целенаправленной работы при применении нетрадиционных методов и приёмов физического воспитания на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Таблица 1. Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ
Таблица 2.
Созданная система нетрадиционных методов оздоровления позволила ДОУ выйти на стабильный уровень снижения заболеваемости. За последние годы снизился уровень общей заболеваемости детей, и пропуск дней детей по болезни. Заключение Всех нас тревожит здоровье детей. Причины заболеваемости сложны и серьёзны: это экономическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье, и климатические условия. В дошкольных учреждениях можно создать для ребёнка условия, чтобы научить его грамотно относиться к своему здоровью. На основании поставленных задач можно сделать следующие выводы: . Нами было изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. . Рассмотрены медико-психолого-педагогические условия оздоровления детей старшего дошкольного возраста в условиях Севера. . Выявлены нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста. . Проанализированно применение нетрадиционных методов в условиях Крайнего Севера. . Проанализировав нетрадиционные методы оздоровления и оказываемое ими действие на организм ребенка нами были отобраны и использованы в ходе формирующего эксперимента. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных. Преимущество нетрадиционных методов - простота, доступность, эффективность, не имеют возрастных границ, личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики, использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышают работоспособность, нормализуют состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию. Таким образом, наш эксперимент, направленный на решение проблемы оздоровления детей через использование нетрадиционных методов и приёмов показал, что если в дошкольном учреждении систематически проводить работу по оздоровлению детей, включая нетрадиционные формы работы, то в комплексе способствуют улучшению здоровья и физическому развитию детского организма. Материалы проведенного нами исследования подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы, показав положительное влияние использования нетрадиционных методов оздоровления в их разумном сочетании с традиционными. Опираясь на результаты обследования, диагностики и можно сделать вывод, который доказывает положительные результаты проводимого нами эксперимента. Данный материал может быть использован в работе педагогов ДОУ при проведении оздоровительных мероприятий, как в условиях Севера Забайкалья, так и в других регионах. А так же студентами специальностей Педагогика и методика дошкольного образования, и Дошкольная педагогика и психология. нетрадиционный физический воспитание дошкольник Литература
1. Андреев В.И. Педагогическая валеология // Педагогика творческого самообразования: Инновац. Курс. КН.1. Казань, 1996. . Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Казань, 2000. . Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс творческого саморазвития. Казань, 2006. . Авдеева АН., Князева О.А., Стеркина Р.П. «Безопасность»: Учебное пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста».- М, 1998 г. . Азбука дыхания: Методическое пособие. - Свердловск, 1990 г. . Апиловская В., Захарова Л. Организация питания в детском саду. - М., 1996г. . Арсеньева С. Напитать душу красотой // «Дошкольное воспитание» 6, 8, 1996 г. . Бабин В. Мега. Энциклопедия для малышей от 3 до 6 лет. - М., 1997 г. . Вельская И.Н. Психомимическая тренировка. //Обруч. 1999, №2. . Валеологические аспекты образования (из опыта работы научных центров здоровья и развития в Кузбассе). - Кемерово, 1995г. . Выгодская И.П. Релаксация как система расслабляющих упражнений //Народное образование. - 1999, № 10 . Ю.Галанов АС. Игры, которые лечат (для детей от одного года до трех лет). - М., 2001. . .Геменко В.П. Валеология человека: Здоровье - Любовь - Красота.- СПб. 1998. . Гибсон Р., Тайлер Д. «Веселые игры». -М., 1995. . Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч 2001. № 4. . .Дубровинская Н.В., Фарбер ДА., Безруких М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М., 2000. . Ефименко Н.Н., « Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». М. Линка-Пресс, 1999. . 3айцев Г.К Уроки Айболита. Расти здоровым. - СПб., 1999. . П.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. - СПб., 1999. . 3инкевич - Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии.// Школьный психолог, 2001, № 25. . ЗмановскийЮ.Ф.,Здоровыйребенок.//Дошкольное воспитание, № 6, 1995, № 9, 1993. . Змановский Ю.Ф., Воспитываем детей здоровыми. - М., 1989. . Казначеева В.П., Склянова Н.А. «Основы общей валеологии». Учебное пособие. -Новосибирск, 1998. . Канидова BE. Спортивные праздники и досуги //Дошкольное воспитание, 2000 № 15. . Как научиться рисовать/пер, с англ. М. Д. Лахути - М., 2000. . Клинический научно-исследовательский Респираторный центр «Галотерапия. История развития и итоги применения. - СПб., 1995. . Котешева И.А. Лечение и профилактика заболеваний органов дыхания. - М., 2003. . Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,1998. . Концепция дошкольного воспитания. -М.:, 1995. . Методические рекомендации для занятий с использованием больших гимнастических мячей при нарушении осанки и патологии органов дыхания. - Москва-Ангарск, 1992 . Методические материалы по вопросам профилактики и лечения заболеваний органов дыхания /Сост. Червинская А.В. и др. - СПб., 1995 . Михайленко Н Проектирование образовательного процесса //Дошкольное воспитание. 1997 № 10-12. . Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений: Психология образования - 3-е издание- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998- с.608. . Открытие Мира ребенком. Региональная программа - Ангарск, Иркутск, 1993г. . Панфилова М.А Игротерапия общения. - М, 2000 . Пензулаева ЛИ. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.-М.,2001. . Пензулаева ЛИ. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.: Пособие для воспитателя дет. Сада -М.: Просвещение, 1988 - с. 143. . Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд.,испр. и доп.-М. Мазайка- Синтез, 2005-208 с. . Мухина В.С. Детская психология.-М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭкСМО - Пресс, 2000- с. 352. . Н.Попов СВ. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) СПб, 1998. . .Попова Т.И. Мир вокруг нас /Материалы комплексной программы экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного - М., 1998 . Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М., 1991 40Рыжова Н.А. Наш дом- природа: Пособие по экологическому образованию. - М., 1998 . Рылеева Е. Программа «Открой себя». - М., 1998 42.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Для родителей и педагогов. - М., 2000. 44. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома - М., 1995. . Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М., 2001. . . Большева Т.В. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. - СПб., 1999. . Смирнова Т.Н. Психогимнастика //Дошкольное воспитание. 1998. . Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с.368. . Социально-экономическое положение детей в современных условиях. - Иркутск 51.Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей 1994. . Таланова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997 . Чистякова М.В. Психогимнастика. Методическое пособие. - М., 1999.
Приложение Приложение 1
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |