Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста



2020-03-19 193 Обсуждений (0)
Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.

Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных [10, с.24].

Преимущество нетрадиционных методов:

1.Они просты, доступны, эффективны;

.Не имеют возрастных границ,

.Личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

.Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание,

.Повышают работоспособность.

.Нормализуют состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

.Улучшает коммуникативную функцию

.А в условиях работы целостного организма - соматическое состояние.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие - успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (ароматотерапия), цвета (хронотерапия), музыки, звуков (звукотерапия) и так далее может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка [55, с.14].

Так, например, зеленый, синий, голубой цвета, медленная, негромкая и плавная музыка, запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запахи лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и быстрой, ритмичной, громкой музыки. (Хотелось бы напомнить, что с запахами работать надо очень осторожно. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.)

АПИТЕРАПИЯ - лечение продуктами пчеловодства - очень эффективна. Мед усваивается в организме человека на 100% и обладает легким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность.

Использовать апитерапию, физиотерапию, фитотерапию, лечебную физкультуру в работе с детьми могут только соответствующие медицинские работники.

Для применения куклотерапии необходим набор игровых пособий и кукол (часто используются куклы без лица, а их эмоциональное состояние выражает сам ребенок). Для применения же сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным количеством текстов сказок. Эти две терапии развивают воображение, коммуникативную функцию, помогают снять состояние страха, тревожности, агрессии, способствуют творческому самовыражению ребенка.

ХРОМОТЕРАПИЯ - наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Красный, стимулирующий цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезни печени.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении

Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессоа Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

По данным французского ученого Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличивалась в 1,5 раза, а красного - в 2 раза по сравнению с обычными условиями. Немецкий психоневролог Голынтейн установил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, он стремится развести руки; при освещении синим - свести. Объяснение этому факту найти трудно. Возможно, что этот феномен связан с различной степенью активации красным и синим цветом особых двигательных структур мозга, относящихся к зкстрапирамидно - церебральному комплексу.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы [25, с.40].

Камни бывают, полезны не только для лечения заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. Установив, что ослаблено, хромоили литотерапевт советует носить камень, цвет которого соответствует ослабленной чакре. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

ФИТОТЕРАПИЯ - лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни как в нашей стране, так и за рубежом. Еще в XI в. до н.э. вавилоняне широко использовали растения в лечебных целях. Часть глиняных табличек, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя (XII в. до н.э.), содержит описание лекарственных трав, а в столице Ассирии Ниневии был найден сад лекарственных растений. Египтяне еще за четыре тысячи лет до н.э. составили некоторое подобие фармакологии с описанием применявшихся тогда лекарственных растений.

Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса.

При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.

Для беспокойных детей - отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок капусты.

«В невежестве нашем разумнее доверять природе, нежели цивилизации» - писал известный всему миру австралийский врач-натуропат Поль Брэгг [15, с.54].

И действительно, лекарственные растения нередко предпочтительны и при заболеваниях глаз. Многовековой опыт народной медицины, как подчеркивает В. Т. Запорожцев, во всем, что касается лечения заболеваний глаз и улучшения остроты зрения, первое место отводит чернике. Стакан сухих ягод нужно залить с вечера холодной водой на два пальца выше уровня черники. Утром съесть размоченные ягоды за 30 мин до завтрака. В зимнее время курс лечения - два месяца. В сезон рекомендуют есть свежие ягоды по стакану в день. Повышает остроту зрения, снижает усталость глаз, улучшает функцию сетчатки отвар из свежих или высушенных листьев черники, собранных до ее цветения. 4-5 столовых ложек листьев нужно заварить литром кипятка, подержать в теплом месте около часа. Пить вместо чая по два стакана в день зимой и весной [21, с.22].

Способностью повышать остроту зрения обладает настой плодов шиповника. Стакан сухих плодов заливается литром кипятка и в закрытой посуде кипятится 10-15 мин на медленном огне. Настояв 3 часа, процедить и пить ежедневно по половине стакана за 1 час до еды.

Сушеные и свежие плоды китайского лимонника, произрастающего на Дальнем Востоке, а также сок и варенье из них помогут усилить чувствительность периферического и центрального зрения, ускорить привыкание глаз к темноте, что важно для летчиков, моряков, железнодорожников, шоферов, охотников.

Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Ягоды облепихи способствуют восстановлению нарушенного сумеречного зрения при куриной слепоте (гемералопии). Стакан морковного сока, выпиваемый ежедневно натощак в течение 3 месяцев, также улучшает зрение.

Разумеется, все рецепты хорошо в каждом конкретном случае согласовать с врачом. Возможно, какое-то лекарственное растение противопоказано из-за сопутствующего заболевания. Возможны и иные ситуации, которые надо обговорить с лечащим врачом. А может так случиться, что жизненно необходимы медикаменты, а фитотерапия - лишь подспорье. Об этом тоже скажет врач [5, с.13].

Эффект от лекарственных растений значительно выше, если параллельно с фитотерапевтическими процедурами проводятся массаж глаз, их промывание, а также специальные упражнения, стимулирующие нервные окончания, улучшающие кровообращение, снимающие усталость.

Укрепление мускулатуры глазных мышц, своевременная коррекция зрения - основа профилактики моторных и оптических дизграфий, для которых характерны потеря строки, сужение полей зрения, смешение сходных по написанию букв, зеркальное письмо.

При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.

Сбор № 1: вереск обыкновенный, трава - 40 г, сушеница топяная, трава - 40 г, пустырник пятилопастный, трава - 40 г, язвенник многолистный, трава - 40 г, валериана лекарственная, корни - 40 г.

ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном

Сбор № 2: шиповник коричневый, плоды - 60 г, чернобыльник, трава - 60 г, вереск обыкновенный, трава - 40 г, подмаренник настоящий, трава - 40 г, пшенищ широколистная, трава - 40 г.

ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4-5 приемов - за 10-15 минут до еды и перед сном.

Сбор № 3: клевер горный, трава - 20 г, душица обыкновенная, трава - 20 г, буквица лекарственная, трава - 20 г, одуванчик лекарственный, трава - 20 г, череда трехраз-дельная - 20 г, мята перечная, лист - 20 г.

ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4-5 приемов - за 10-15 минут до еды и перед сном.

Сбор № 4: чернобыльник, корни - 20 г, мать-и-мачеха, лист - 20 г, синюха лазурная, корни - 10 г, донник лекарственный, трава - 10 г, сирень обыкновенная, цвет -10 г.

ст. л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 минут, настоять 30 минут, процедить и выпить за день в 4 приема - за 15- 30 минут до еды и перёд сном.

В результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.

Продумать использование фитотерапии с учетом многовекового опыта народа, индивидуальных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности,

При паретической форме дизартрии рекомендуются следующие сборы.

Сбор № 1: душица обыкновенная, трава - 40 г, зоря лекарственная, трава - 20 г, зверобой продырявленный, трава - 10 г, василек луговой, розовый, соцветия - 20 г.

ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3-4 приема до еды.

Сбор № 2: синюха лазурная, трава или корни - Юг, чернобыльник, трава - 20 г, первоцвет весенний, цветы - 20 г, мята перечная, лист - 20 г, прострел раскрытый, трава -Юг, донник лекарственный - 10 г, чернокорень, корни - 10 г.

ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, затем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3-4 приема до еды.

При спастичиой форме дизартрии эффективны следующие сборы:

Сбор № 1: брусника, лист. - 50 г, зверобой продырявленный, трава - 50 г, клевер шуршащий, трава - 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава - 50 г.

ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, затеи настоять 30 минут, процедить, выпить за два раза в день - через час п Сбор № 2: тмин обыкновенный, плоды - 100 г, ромашка аптечная, соцветия - 60 г, валериана лекарственная, корни - 40 г, пустырник пятилопастный, трава - 100 г, толокнянка обыкновенная, лист - 100 г.

ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, настоять 30 минут, процедить и выпить в два приема за день через час после еды (обеда) и перед сном.

A РОМАТЕРАПИЯ Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 г. впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность [25, с.22].

В Японии проблему повышения производительности труда и снижения уровня утомляемости предложили решать с помощью различных запахов. Фирмой «Сумицу» разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Так, например, число ошибок у программистов и машинисток снижается: при вдыхании запаха лаванды - на 20%, жасмина - на 30%, лимона - на 54%. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему.

Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды обеспечивает снотворный эффект, так же, как ромашки, валерияны, тимьяна, фенкеля и мелиссы.

Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, из кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фито-композиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбужденную нервную систему. Это должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми [51, с.4].

Английский врач Р. Бах создал в 1930-х гг. целую серию лечебных цветочных эссенций (около 40 разновидностей), которые оказывают воздействие на центральную нервную систему. Р. Бах был глубоко убежден, что результаты реабилитации в первую очередь зависят от состояния психики пациента. Он рекомендовал: настойку ивы, которая снимает напряжение, раздражительность, плаксивость, жалость к себе, приводит человека в состояние равновесия; настойку остролиста, при приеме которой уменьшаются злобность, раздражительность, снижается чувство ревности. Для того чтобы проверить, подходит ли настойка ребенку, достаточно втереть несколько капель в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц [35, с.39].



2020-03-19 193 Обсуждений (0)
Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)