Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Медико-психолого-педагогическая характеристика условий. ДОУ, место расположения, климат, условия



2020-03-19 167 Обсуждений (0)
Медико-психолого-педагогическая характеристика условий. ДОУ, место расположения, климат, условия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В педагогике и медицине по-разному понимается термин «оздоровление». Медицинские работники под словом «оздоровление» подразумевают, в основном, лечебные мероприятия, а педагоги - профилактические: соблюдение гигиенических норм, поддержание оптимальной двигательной активности.

Для улучшения состояния здоровья детей в медицинском подходе первое место отводится лекарственным препаратам и различным лечебным процедурам; в педагогическом - оздоровигельно-развивающая работа ведется в двух направлениях - приобщение к физической культуре (физическое воспитание) и разнообразные формы оздоровления (закаливание).

Известно, что состояние здоровья детей является отражением социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. Научно - технический прогресс привел к значительному изменению экологической обстановки, нарушению взаимоотношений природы и человека, что не может не отражаться на состоянии здоровья людей, детей в первую очередь.

Незаметные на первый взгляд изменения, возникающие в организме человека, во многих случаях являются следствием неблагоприятного воздействия факторов внешней среды. Важным является тот факт, что природно-климатические условия среды проживания, характер техногенного влияния и ряд других факторов вызывают существенное снижение резистентности организма человека и в первую очередь, детей.

Как говорилось раннее в современных условиях наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашка, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Эта проблема наиболее остро просматривается в суровых климатических условиях Каларского района Читинской области, которые являются характерными для Крайнего Севера. Каларский район расположен на севере Читинской области, относится к зоне вечной мерзлоты с сохранением почвенных температур круглогодично от -2 до -7◦С, минимальная температура воздуха доходит здесь до - 56,7◦С, максимальная - до +35,4◦С. Только один месяц - июль не имеет минусовых температур. В Чарской котловине застаивается холодный воздух из Арктики. Здесь - второй полюс холода в Сибири (первый, всем известный Оймякон, расположен в Якутии, на полторы тысячи километров севернее). В отдельных местах, на северных склонах гор, окружающих район, снег держится круглогодично. Барометрическое давление характеризуется резкими перепадами. Резкие перепады температур, влажности, ветра, давления не только характерны для разных сезонов, но могут наступать в течение нескольких часов. Лето жаркое и сухое, сопровождается высокими температурами.

В целом климатические условия Каларского района представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. В результате длительного ультрафиолетового голодания возникают расстройства биоритмов - ритмов физиологических функций, снижаются иммунологические свойства организма, понижается сопротивляемость к заболеваниям, снижается интенсивность обменных процессов, повышается утомляемость и сонливость, склонность к аллергическим состояниям, авитаминозам.

Низкие температуры воздуха в течение года, особенно околонулевые температуры в весенне-летне-осенний периоды, сопровождаемые ветрами, провоцируют частые переохлаждения у детей, что способствует простудным заболеваниям. Кроме того, низкие температуры ограничивают возможности двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма.

Каларский район - регион с суровыми климатогеографическими условиями, высоким уровнем медикосоциальных и педагогических проблем, объективно требующих изучения двигательной активности, двигательной подготовленности, физического развития детей. Эти данные должны быть базовыми и являются необходимыми для разработки педагогических мероприятий.

В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление - педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников был российский учёный-педиатр, педагог, психолог Ю.Ф. Змановский.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребёнка возможно при условии соблюдения следующих принципов.

.   Организация оздоровительного режима.

.   Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.

.   Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.

.   Реализация системы эффективного закаливания.

.   Обеспечение полноценного лечебного питания.

.   Обеспечение психологического комфорта.

.   Использование развивающих форм оздоровительно-воспитательной работы.

Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим.

Оздоровительный режим должен быть построен с учётом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, а так же биоритмологического профиля, возрастных различий, эмоционального состояния, с учётом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребёнка.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространённость функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%.

Более 20% детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфо-функциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространённы заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а так же аллергические заболевания кожи. У 60-70% детей дошкольного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. В 2003 году в Читинской области принята программа «Дети Севера», цель которой состоит в проблеме Здоровья населения. Реализация этой программы позволила бы расширить экономический потенциал, экологическую ситуацию, что положительно скажется и на здоровье общества.

На основании отчета о командировке бригады врачей - специалистов в Каларский район в составе 7 человек (педиатр, эндокринолог, невролог, аллерголог- иммунолог, пульмонолог, врачи функциональной и ультразвуковой диагностики) обследовано детское население Каларского района. Целью командировки было проведение профилактического медицинского осмотра организованных детей дошкольного возраста, учащихся школ для оценки состояния здоровья, углубленного обследования и формирования диспансерных групп, проведение консультативного приема с углубленным обследованием диспансерных групп детей, осмотр детского населения, проживающего в отдаленном поселке Средний Калар. В работе использовались следующие методы исследования: анкетирование детей, клинический осмотр всеми специалистами, дополнительное обследование, включающее лабораторное, функциональное и ультразвуковое исследование.

Результаты обследования свидетельствуют о высокой патологической пораженности детей, проживающих в Каларском районе. Основная часть патологии представлена эндемическим зобом. Частота встречаемости с одинаковой частотой в группах детей дошкольного возраста. Частота встречаемости эндемического зоба на 10% ниже предыдущего года. Вероятно, это связано с осуществлением групповой йодной профилактики в образовательных учреждениях, однако целевой уровень не достигнут в связи с малым охватом детей профилактическими мероприятиями, особенно среди детей дошкольного возраста. Надо отметить, что по сравнению с другими северными районами Читинской области процент зобной эндемии в Каларском районе значительно меньше (для сравнения в Тунгокоченском - 84,9%, Тунгиро - Олекминском - 61,2%).

Достаточно часто регистрируется задержка физического и полового (поздний пубертат) развития, особенно среди детей эвенков, что связано с национальными особенностями развития.

На втором месте по распространенности занимают заболевания органов пищеварения, среди которых превалировали функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей дошкольного возраста и подростков.

Третье место по распространенности занимает неврологическая патология, в структуре которой преобладают резидуально - органические поражения ЦНС и минимальные мозговые дисфункции, что напрямую связано с неудовлетворительным материальным и социальным уровнем семей, проживающих в отдаленных поселках, с алкоголизацией населения, низким уровнем преподавания в сельских школах.

В дошкольных учреждениях и школах практически не проводится логопедическая коррекция, о чем свидетельствует большой процент дислалий среди младших школьников. Вегетативные дисфункции чаще выявляются в подростковом возрасте и связаны с климато-географическими условиями данного региона, особенностями питания (преобладание в рационе рафинированных продуктов, недостаток витаминов, микроэлементов).

Четвертое место занимают заболевания органов кровообращения и представлены в основном функциональными изменениями. Так, нарушения ритма и выраженная аритмия чаще отмечаются у детей дошкольного возраста.

Среди болезней опорно-двигательного аппарата превалируют нарушения осанки как следствие несоблюдения санитарно-гигиенического режима в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Для реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата желательна установка специального тренажерного оборудования.

У детей высоко распространена анемия легкой степени. Так, из 15 обследованных детей, у 12 выявлены изменения в гемограмме. Полученные данные, безусловно, отражают национальные особенности питания, у детей раннего возраста сочетаются с проявлениями.

Для профилактики заболеваемости предложены следующие меры, в том числе относящиеся к физическому воспитанию детей:

) в процессе занятий физической культурой обучить детей элементам самоконтроля;

) информировать педагогов об успехах ребенка в физической культуре и достижениях;

) ввести на занятиях по физической культуре элементы дыхательной гимнастики;

) регулярно проводить семинарские занятия и циклы лекций для родителей и педагогов по изучению физиологических и психологических особенностей детского организма, специфики адаптационного процесса в школе, в жизни на Севере, возможностей детского организма в зависимости от уровня здоровья и психологических особенностей;

) активизировать работу педагога - логопеда;

) обеспечить проведение профилактических мероприятий и усилить внимание за проведением курсов лечения (Отчет бригады врачей специалистов, 2006г.) Оздоровительное направление работы дошкольных образовательных учреждений всегда составляло одну из наиболее главных сторон деятельности.

На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится всё наиболее значимым.

Получают дальнейшее распространение программы для часто и длительно болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных и закаливающих мероприятий, а так же профильных процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, появляются развивающие программы физического воспитания нового поколения, но проблема физического воспитания, в частности оздоровления детей, остаётся актуальной.



2020-03-19 167 Обсуждений (0)
Медико-психолого-педагогическая характеристика условий. ДОУ, место расположения, климат, условия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Медико-психолого-педагогическая характеристика условий. ДОУ, место расположения, климат, условия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)