Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика анализа формирования и эффективности использования персонала организации



2020-03-17 204 Обсуждений (0)
Методика анализа формирования и эффективности использования персонала организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование потребности в персонале организации - особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Эта стадия является исключительно важной в жизненном цикле новой организации. /25; с.373/. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа. Отклонение численности персонала от научно обоснованной потребности организации в ней, как в меньшую, так и в большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Это значит, что как дефицит, так и излишек персонала одинаково отрицательно влияют на трудовой потенциал. Так, нехватка персонала приводит к недоиспользованию производственного потенциала и чрезмерной нагрузке на работников; содержание излишней численности ведет к недоиспользованию их индивидуального потенциала.

Цель формирования персонала - свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.

Формирование персонала организации - особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего развития. Эта стадия является исключительно важной в жизненном цикле предприятия.

Один из методов определения потребности в кадрах заключается в оценке штатных расписаний организации, анализе стоящих задач (анализ затрат времени). Использование индексов и математические расчеты имеют смысл, если речь идет о новом производстве (новый набор трудовых ресурсов). Полученный результат показывает, что к такому-то моменту времени нам нужно столько-то человек (работников). Качественный аспект процесса набора состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для работы квалификацию. Здесь важно дать полную характеристику наличия свободных мест. Можно использовать следующую схему объявления о наличии свободных мест (рис.1).

 

Содержание информации об организации

 

Характеристика вакансий, функций и развитости персонала

 

Оценочные критерии личности претендента

 


Преимущества и льготы организации

 

Информация об условиях приема

Рис.1 Основная схема объявления о наличии свободных мест

 

Значимость правильного решения данной проблемы связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы). Поэтому, решая проблему набора, в первую очередь, необходимо определить, нужен ли данный человек или нет? Намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца данный работник заявит о своем уходе).

Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при отборе персонала, оказывают различные источники информации (табл.1.2.1).

 

Таблица 1.2.1

Источники информации при отборе персонала

Источник Содержание информации и ее значение
Заявление о приеме Сообщает первое общее впечатление о кандидате
Фотография Дает представление о внешности
Биография Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать "детали" личности
Личная анкета Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию, позволяет не забывать информацию
Аттестат зрелости Дает сведения об успеваемости в школе, что касается профессиональной квалификации при принятии на работу, содержит относительные сведения
Трудовая книжка Подтверждает места работы в биографии, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии, возможно описание квалифицированной характеристики
Рекомендации Освещают все аспекты профпригодности: как правило, делаются только дополнительные выписки
Разговор с поступающим Дает возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, дает личное представление о поступающем
Пробная работа Способность выполнить определенную работу (например, обладание определенными навыками и т.п.)
Медосмотр (на профпригодность) Психологические тесты Частично содержит характеристики профпригодности (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность)
Графологическое заключение Дает сведения о характере в общем и о частных аспектах пригодности: информативность спора: допустима только с согласия претендента на руководящую должность, необходимы написанные от руки документы, прилагаемые к заявлению

 

Предложенные источники информации при отборе персонала можно дополнить формулярами и картами различного вида, в которых чаще всего отражается квалификация работников. В карте, к примеру, представляются основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться количественно. Такой подход позволяет выявить, насколько параметры нового работника подходят для данного места, т.е. сравнивается сумма требований, которые предъявляются к кандидату и сумма, которую он набрал при тестировании.

Рынки рабочей силы. В процедуре привлечения персонала используется внешний и внутренний рынок рабочей силы, т.е. привлекаются работники либо своей организации, либо со стороны. Работники своей организации представляют внутренний рынок, а работники, привлеченные для работы извне, внешние. Процедура набора персонала на внутреннем и внешнем рынке схематично представлена на рисунке 2.

Весьма важно в этой связи определиться, каким будет набор - внутри организации или извне. Можно предположить, что внутренний рынок предпочтительнее. Мы лучше знаем "своего". "Свой" уже адаптирован к условиям труда организации. Кроме того, нельзя не учитывать и профессиональный феномен (желание каждого работника двигаться по служебной иерархии). А это шанс сделать карьеру. И если организация таких возможностей не представит "своим" работникам, то лучшие уйдут. Однако при наборе нельзя не учитывать аргументы и против внутреннего рынка: психологическая несовместимость и профессиональная некомпетентность отдельных "своих" работников (случай, когда нам нужно от них избавиться). В этом аспекте привлечение работника из внешнего рынка будет предпочтительнее. Считается, что набор извне, как правило, обходится для организации дороже. Совершенно ясно, что если мы предлагаем работу человеку из другой организации, то одновременно нужно предложить ему и большую зарплату. Что касается руководящих должностей, то в каждой организации есть сотрудники, полагающие, что только они достойны занять эту должность, т.е. это не что иное, как психологический феномен (чувство обиды и зависти). Претендента преследует мысль: если меня не возьмут на эту должность, то что по этому поводу подумают коллеги, подчиненные и вышестоящее руководство. Естественно, если человек, ожидающий повышения, его не получит, то это снизит его трудовые параметры. Появится апатия, обида, неудовлетворенность, которые значительно снизят эффективность трудовой деятельности. Постоянно преследует мысль: "сколько ни работай - благодарность одна". Если взятый со стороны работник не подходит, возникает вопрос о его дальнейшей судьбе. Вы его уволите? Во-первых, старое место его работы уже занято. Во-вторых, даже если он и вернется на прежнее место работы, то на прежнем рабочем месте его будут рассматривать как неудачника. В любом случае это не улучшает психологического комфорта вашей организации.

 

Рис.2 Схема набора персонала на внутреннем и внешнем рынке

 

 

Если же претендент извне подходит, эффект достигается прежде всего за счет накопленного ими опыта работы в другой организации. Он уже знает, как решаются проблемы нашей организации, аналогичные проблемам у них, ибо владеет технологией, которая у нас отсутствует и которую мы бы хотели ввести. Поэтому мы берем человека, который усовершенствует технологию и сделает существенный вклад в развитие нашей организации. Как видно, подбор из разных рынков труда имеет свои преимущества и недостатки (табл.1.2.2)

В любом случае, оценка претендентов производится по стандартным критериям оценки, которые могут быть детализированы.

 

Таблица 1.2.2

Преимущества и недостатки подбора персонала внутри организации и за ее пределами

Подбор персонала

Внутри организации

Вне организации

Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки
Появляется возможность продвижения (возникает сплоченность в организации, улучшается климат на производстве) Уменьшается возможность выбора. Высокие расходы на повышение квалификации Большая возможность выбора. Новые импульсы для предприятия. Большие расходы при наборе. Высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров
Незначительные расходы при наборе. Знание производства Возможна "производственная слепота" (т.е. не видны недостатки в своей организации) Поступающий приносит знания другой организации и легче завоевывает признание Отрицательное воздействие на климат в коллективе
Знание сотрудников и их возможности Разочарование среди коллег, например, меньше рвения при продвижении по службе к должности начальника, напряженное внимание, соперничество Прием на работу непосредственно удовлетворяет спрос в кадрах Много времени затрачивается на испытательный срок из-за отсутствия знаний и умений у нового работника
Соблюдение производственного уровня вознаграждений (при приеме работника со стороны - повышенный оклад рыночной конъюнктуры)   Ведет к сильной коллегиальной связи, решению любого вопроса "сообща" Нет знаний производства (необходимо общее введение - расходы и время)
Быстрое замещение должности Свободные места для молодежи Замещение мест и повышение в должности только "ради мира и спокойствия". Не хотят сказать "нет" сотруднику, который проработал долгое время   Замещение должности требует большой затраты времени. Новый человек, поставленный начальником, должен уменьшить пристальное внимание для предприятия, это означает потерю сил

 

Для повышения эффективности процедуры подбора персонала используют различные способы (табл.1.2.3).

 

Таблица 1.2.3

Способы подбора персонала

Подбор персонала

Удовлетворение потребностей внутри предприятия

Удовлетворение потребностей за пределами предприятия

Без передвижения штата С передвижение кадров Более пассивный набор Более активный набор
Увеличение объема работ Внутрипроизводственное назначение (прием) по предложению начальника Личное посещение кандидатов Доска объявлений
Продление рабочего времени в организации   Картотека на кандидатов Вербовка при помощи работников организации
Перенесение срока отпуска Профессиональное обучение принимаемых на работу Целенаправленное кадровое развитие (профессиональное обучение, переквалификация, перемена места работы) Обработка заявлений о приеме на работу Помощь руководства Временная работа Трудовой договор Набор из школы Набор при помощи рекламы и плакатов Штатный консультант по кадрам Объявление в газете

 

На РУП "Гомельский радиозавод" целеустремленность организации на увеличение заинтересованности в конкурентоспособных работниках для продолжения работы в данной организации показаны в таблице 1.2.4.

 

Таблица 1.2.4

Показатели конкурентоспособности рабочей силы РУП "Гомельский радиозавод"

Характеристики Критерии Показатели
Количественные Уровень использования рабочей силы уровень занятости населения; уровень производительности труда; удельная оплата труда.
Физиологические Пол, возраст; состояние здоровья; семейное положение доля женщин в общей численности рабочей силы; удельный вес работников активных трудоспособных возрастов; доля молодежи в общей численности рабочей силы; предположительная продолжительность трудовой жизни.
Интеллектуальные Уровень образования; уровень профессиональной подготовки; производственный опыт доля работников со средним специальным и высшим образованием в общей численности занятых; малоквалифицированных кадров в общей численности рабочей силы; общий стаж работы по специальности.
Психологические Адаптируемость; нравственность, деловая активность, предприимчивость, ответственность, способность к коллективному взаимодействию. количественная интерпретация не представляется возможной. Оценка проводится на основе тестирования по балльной системе

 

С точки зрения методологии работник с хорошим здоровьем, постоянно растущим уровнем общего и профессионального образования, адаптируемый к быстро изменяющимся условиям производства и рыночной системе отношений, высокомобильный, гибкий, готовый при необходимости освоить новую профессию в соответствии с требованиями национального и потребностями внешнего рынков труда считается конкурентоспособным.

Требования (критерии):

инициативность и самостоятельность в принятии решений;

компетентность и широта знаний, владение смежными специальностями и навыками общения с людьми.

Конкурентоспособность трудовых ресурсов оценивается с помощью системы количественных и качественных показателей.

По мере взросления человека его физические возможности начинают постепенно ухудшаться, а, следовательно, снижается его конкурентоспособность.

Интеллектуальные же способности в отличие от физиологических продолжают накапливаться в течение всей жизни благодаря производственному опыту и профессиональной подготовке. /4, с.57-67/

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: /16, с.378/

коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):

Кпр = Количество принятого на работу персонала (3)

Среднесписочная численность персонала

коэффициент оборота по выбытию (Кв):

Кв = Количество уволившихся работников (4)

Среднесписочная численность персонала

коэффициент текучести кадров (Кт):

Кт = Количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины (5)

Среднесписочная численность персонала

коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп. с.):

Кп. с. = Количество работников, проработавших весь год (6)

Среднесписочная численность персонала

Наиболее ответственным этапом в анализе обеспеченности рабочей силой предприятия является изучение ее движения.

Для анализа эффективности использования трудовых ресурсов изучаются в первую очередь показатели (изображены на рис.3) и факторы их изменения, содержащиеся в отчете по труду. Выбор путей повышения эффективности труда в торговле зависит от стратегической цели, решаемой организацией. На первое место могут быть выдвинуты мотивационные либо организационные факторы повышения эффективности труда.

Следовательно, налаженная коммерческая работа - важное условие роста производительности труда работников.

Одним из важнейших условий выполнения плана производства, увеличения реализуемой продукции на каждого члена трудового коллектива, а также рационального использования трудовых ресурсов является экономное и эффективное использование рабочего времени. От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы, выполнение всех экономических показателей, доводимых трудовому коллективу. Поэтому анализ использования рабочего времени является важной составной частью аналитической работы в организации.

 

 

Рис.3 Эффективность использования рабочей силы

 

Согласно приведенной классификации рабочего времени (рис.4), время перерывов в работе может быть:

из-за нарушения нормального хода производственного процесса в данной организации - может быть из-за отключения электричества (в киосках - неработающие кассовые аппараты, в организации - неработающие ПЭВМ);

регламентированные перерывы - связанные с работой на компьютере, а также перерыв на обед.



2020-03-17 204 Обсуждений (0)
Методика анализа формирования и эффективности использования персонала организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика анализа формирования и эффективности использования персонала организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)