Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание методов исследования



2020-03-17 247 Обсуждений (0)
Описание методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные методы исследования - тестирование, анкетирование и математико-статистический анализ.

Тестирование проводилось с помощью следующих методик:

. Опросник исследования уровня субъективного контроля [5; 15]. Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т.е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них - шкала локус контроля (locus of control scale), разработанная Дж. Роттером. Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа - интерналов и экстерналов - в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность - экстернальность». Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха).

Опросник исследования уровня субъективного контроля состоит из 44 утверждений, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Основные шкалы опросника: шкала общей интернальности, шкала интернальности в области достижений, шкала интернальности в области неудач, шкала интернальности в области семейных отношений, шкала интернальности в области производственных отношений, шкала интернальности в области межличностных отношений, шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

. Многофакторный опросник исследования личности Р. Кеттелла [6]. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым. Методика содержит 16 факторов личности. Из этих факторов в соответствии с темой дипломной работы были взяты следующие: А «замкнутость - общительность», Н «робость - смелость», N «прямолинейность - дипломатичность», O «уверенность в себе - тревожность».

Обработка полученных данных производится с помощью ключа. Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора.

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т.е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.

. Опросник для исследования эмпатии [12]. Автор методики - казанский психолог И.М. Юсупов. Опросник предназначен для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

Нами была составлена анкета для изучения удовлетворенности покупателей работой продавцов. Она включает в себя следующие вопросы:

1. Удовлетворены ли Вы работой обслуживающего Вас продавца?

Да Нет Не знаю

2. Оцените по 5-бальной системе качество работы обслуживающего Вас продавца (1 балл - минимальная оценка, 5 - максимальная).

3. Учитывая предоставленный Вам сервис по обслуживанию, придете ли Вы еще раз в этот магазин?

Да Нет Не знаю

Математико-статистический анализ проводится с помощью φ-критерия Фишера. φ-критерий Фишера применяется для выявления различий.

φ-критерий Фишера рассчитывается по следующей формуле:


φэмп = (φ1 - φ2) ,

 

где φ1 - величина, соответствующая большей процентной доле,

где φ2 - величина, соответствующая меньшей процентной доле,

n1 - количество наблюдений в выборке 1,

n2 - количество наблюдений в выборке 2 [16, С. 164 - 167].

 

2.3 Процедура исследования

 

Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым. Испытуемый в удобное для него время поочередно заполнял три методики, выбранные для проведения эмпирического исследования. Давались следующие инструкции:

. Опросник исследования уровня субъективного контроля. Инструкция испытуемому: «Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

+3 - полностью согласен;

+2 - согласен;

+1 - скорее согласен, чем не согласен;

- скорее не согласен, чем согласен;

- не согласен;

- полностью не согласен.

Старайтесь использовать весь диапазон оценок».

. Многофакторный опросник исследования личности Р. Кеттелла. Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых - выяснить особенности вашего характера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильные» или «неправильные» ответы, т.к. они отражают лишь особенности, присущие разным людям. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов.

Отвечая, помните:

а) вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности, представляйте типичные ситуации, не задумываясь над ответами;

б) не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит вам в голову;

в) старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно (один раз на 5 - 6 вопросов);

г) обязательно отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская ничего;

д) возможно, некоторые вопросы вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение».

. Опросник для исследования эмпатии. Инструкция испытуемому: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» - 0, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, и ответу «да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты».




2020-03-17 247 Обсуждений (0)
Описание методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание методов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)