Эмпирическое исследование уровня субъективного контроля и коммуникативных качеств работников торговли
Результаты диагностики и сравнительный анализ уровня субъективного контроля продавцов двух стажных групп
Локус контроля продавцов был изучен с помощью опросника исследования уровня субъективного контроля. Полученные результаты в целом по выборке отображены на рисунке 3.1.1.
Рис. 3.1.1. Локус контроля продавцов
У продавцов доминирует экстернальный локус контроля (70% опрошенных). Испытуемые с экстернальным локусом контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей. Интернальный локус контроля выявлен у 30% опрошенных продавцов. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Рассмотрим результаты изучения локуса контроля у продавцов по шкалам (рис. 3.1.2).
Рис. 3.1.2. Шкалы интернальности
В области достижений у продавцов доминирует интернальный локус контроля. Это означает высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. В области неудач преобладает экстернальный локус контроля. Это значит, что продавцы склонны приписывать ответственность за неудачи, ошибки, ситуации неуспеха другим людям или считать их результатом невезения. В области производственных отношений испытуемые склонны к интернальности. В организации своей производственной деятельности продавцы полагаются в основном на себя. Они считают, что могут влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думают, что их профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от них самих, чем от других людей или от внешних сил. В области межличностных отношений выявлен экстернальный локус контроля. Это значит, что опрошенные продавцы не могут активно формировать свой круг общения, и склонны считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров. В области здоровья и болезни у продавцов доминирует экстернальный локус контроля. Человек с таким локусом контроля считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего, врачей. Рассмотрим результаты изучения локуса контроля продавцов в двух стажных группах. Результаты представлены на рисунках 3.1.3, 3.1.4 и 3.1.5.
Рис. 3.1.3. Локус контроля продавцов двух стажных групп
У продавцов со стажем работы до 3 лет доминирует экстернальный локус контроля. Они считают себя не активными самостоятельными субъектами, а объектами, которыми манипулируют другие люди, обстоятельства или фортуна. Они менее уверены в себе, поскольку не убеждены, что могут как-то существенно повлиять на ход событий. При решении вопросов такие работники предпочитают постоянно согласовывать свои действия с вышестоящим начальством. Среди продавцов со стажем работы свыше 3 лет преобладает интернальный локус контроля. Это значит, что они обладают высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми для них ситуациями. Как правило, подобные люди уверены, что большинство ситуаций, складывающихся в их жизни, были вызваны или вызываются только благодаря их действиям или поступкам. Эти люди предпочитают работать скорее в одиночестве, нежели под неусыпным контролем руководителя.
Рис. 3.1.4. Шкалы интернальности (результаты продавцов со стажем до 3 лет)
У продавцов со стажем работы до 3 лет в области достижений и в области неудач выявлен экстернальный локус контроля. Это значит, что испытуемые приписывают свои успехи, достижения, неудачи везению или невезению в случае неудач, стечению обстоятельств или другим людям. В области производственных отношений в данной группе доминирует экстернальный локус контроля. Т.е. продавцы имеют склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такие люди считают, что не они сами, а кто-то другой (начальство, коллеги, везение и др.) определяют все, что с ними происходит в этой области. В области межличностных отношений выявлен интернальный локус контроля. Это свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. В области здоровья и болезни продавцы рассматриваемой стажной группы склонны к экстернальности. Экстернальный локус контроля предполагает, что болезнь является результатом случая, и человек в этом случае надеется, что выздоровление придет в результате счастливого стечения обстоятельств и действий других людей, прежде всего, врачей.
Рис. 3.1.5. Шкалы интернальности (результаты продавцов со стажем свыше 3 лет)
Рассмотрим результаты продавцов со стажем свыше 3 лет. В области достижений у них доминирует интернальный локус контроля, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. В области неудач выявлен интернальный локус контроля, что отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. В области производственных отношений продавцы данной стажной группы в большей степени склонны к экстернальности. Такие люди не склонны брать на себя ответственность за профессиональные успехи и неудачи. В этом вопросе они полагаются на начальство, коллег, везение и пр. В области межличностных отношений продавцы со стажем свыше 3 лет склонны к интернальности. Это проявляется в стремлении контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. В области здоровья и болезни у продавцов данной группы преобладает интернальный локус контроля. Т.е. они считают себя ответственными за свое здоровье: если они больны, то обвиняют в этом себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. С помощью составленной нами анкеты получены следующие результаты. Работой продавцов со стажем до 3 лет удовлетворены 42,4% покупателей, затрудняются ответить - 27,3%, 30,3% покупателей - не удовлетворены их работой. Качество работы продавцов данной группы оценено в среднем на 2,8 балла. Учитывая сервис обслуживания, 45,4% покупателей выразили свое желание посетить еще раз данный магазин, 36,4% покупателей затруднились ответить, 18,2% опрошенных не хотят больше посещать данный магазин. ,6% покупателей удовлетворены работой продавцов со стажем свыше 3 лет, 29,6% - затрудняются ответить, 14,8% - не удовлетворены. Средний балл по качеству работы составляет 3,7. Учитывая сервис обслуживания, 59,3% покупателей придут в этот магазин еще раз, 29,6% - не знают, 11,1% - не придут. Для выявления различий в уровне локуса контроля у продавцов двух стажных групп был проведен математико-статистический анализ с помощью φ-критерия Фишера. Результаты отображены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты по φ- критерию Фишера
Примечание: * - p ≤ 0,01 (критическое значение 2,28) ** - p ≤ 0,05 (критическое значение 1,64)
С помощью φ-критерия Фишера были получены статистически достоверные различия по шкале общей интернальности, по шкале интернальности в области неудач и по шкале интернальности в области здоровья и болезни. Это значит, что продавцы со стажем до 3 лет более склонны к экстернальности в случаях различных неудач и по отношению к своему здоровью; продавцы со стажем свыше 3 лет имеют более склонны к интернальности в области неудач и здоровья. Таким образом, у продавцов со стажем работы до 3 лет доминирует экстернальный локус контроля, у продавцов со стажем свыше 3 лет - интернальный.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |