Двухфакторный дисперсионный анализ
Будем исследовать влияние двух факторов А и В на результативный нормально распределенный признак Y; , ; , - уровни факторов. Рассмотрим два случая. I. Пусть каждой паре уровней факторов и соответствует одно наблюдаемое значение результативного признака , то есть наблюденные значение можно представить в виде таблицы с двумя входами.
Таблица 3.1
В этом случае модель дисперсионного анализа будем рассматривать в виде: , где а - общая генеральная средняя; - независимые нормально распределенные остатки, с и , ; ; - отклонения от а, обусловленные влиянием соответствующих уровней факторов А и В. Если уровни факторов и фиксированные (модель М1), то и есть неслучайные величины, удовлетворяющие очевидным условиям ; . Нулевые гипотезы формулируются в виде: Н0: , ; Н0: , ; Если уровни факторов и случайные, то и будем считать независимыми между собой и с случайными величинами распределенными нормально с и ; . Отсутствие влияния уровней факторов на изменения результативного признака - нулевые гипотезы - формально записывается в виде: Н0: ; Н0: .
Если уровни фактора А - случайные, а В - фиксированные (смешанная модель), то независимые между собой и с случайные величины с , ; - неслучайные величины, удовлетворяющие условию . Нулевые гипотезы об отсутствии влияния уровней факторов на изменения результативного признака формулируются в виде: Н0: ; Н0: , .
Аналогично строится смешанная модель, в которой фактор А имеет фиксированные уровни, а фактор В - случайные. Построим разложение:
где ; ; Для проверки нулевой гипотезы об отсутствии влияния одного из факторов рассматриваем статистику , (где ), распределенную, очевидно, по закону Фишера-Снедекора с и степенями свободы. II. В общем случае, когда для каждой пары уровней и имеется n ( n >1) наблюдений.
Модель дисперсионного анализа представим в виде , , , где - к-ое наблюдение результативного признака для i-го уровня фактора А и j-го уровня фактора В; а - общая генеральная средняя; - отклонения от а, обусловленные влиянием соответствующих уровней А i и В j; - отклонения от а, обусловленные совместным влиянием уровней факторов А и В; и независимы между собой. Если уровни факторов А i и В j фиксированные (модель М1), то отклонения и - неслучайные величины, удовлетворяющие условиям: ; ; ; . Сформулируем гипотезы об отсутствии влияния: фактора А - Н0: ; ; фактора В - Н0: ; ; совместного влияния факторов А и В - Н0: ; ; . В случае модели М2 и есть независимые между собой и с случайные величины, распределенные нормально с нулевым математическим ожиданием и с дисперсиями , и . Сформулируем нулевые гипотезы от отсутствии влияния: фактора А - Н0: ; фактора В - Н0: ; совместного влияния факторов А и В - Н0: . Для смешанной модели, когда, к примеру, уровни фактора А случайные, а фактора В - фиксированные, отклонения и независимые между собой и с нормально распределены случайные величины с нулевыми математическими ожиданиями, с дисперсиями и , при этом , а ; . Нулевые гипотезы об отсутствии влиянием факторов имеют вид: фактора А - Н0: ; фактора В - Н0: ; ; совместного влияния факторов А и В - Н0: .` Аналогично строится другая смешанная модель. Разложив, как и при n =1, общую сумму квадратов на составляющие:
, ; ;
Приведем в нижеследующей таблице схему проверки основных гипотез для различных моделей двухфакторного дисперсионного анализа.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |