Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА 0.00 из 5.00 0 оценок




КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

ПОЛИТОЛОГИЯ

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ

.

 

Киров 2014

Рецензенты:

Хатунцев С.В. – кандидат исторических наук.

Счастливцева Е.А. – доктор философских наук.

Политология. В помощь студенту. / Составитель: Харин А. Н., Киров,  Изд-во ООО «Весна», 2014.  –  214 c .

    Учебное пособие предназначено для студентов высшего и среднего профессионального образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………

 

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Политология. …………………………………………………………………….7                                                       

Политика. ………………………………………………………………………...10

Политическая жизнь. ……………………………………………………………13

Гражданское общество. …………………………………………………………14

Субъекты политики. ……………………………………………………………..16

Политическое лидерство. ………………………………………………………..18

Элита. ……………………………………………………………………………...20

Политическая элита. ……………………………………………………………...20

Власть. ……………………………………………………………………………..23

Политическая власть. ……………………………………………………………..25

Политическая система общества. ………………………………………………. 27

Политические отношения. ………………………………………………………..29

Политический процесс. …………………………………………………………..31

Политический конфликт. …………………………………………………………32

Политический менеджмент. …………………………………………………… . 33

Политические технологии. ………………………………………………………35

Политическая модернизация. ……………………………………………………37

Политические институты. ………………………………………………………..40

Государство………………………………………………………………………..42

Политические партии. ……………………………………………………………48

Партийная система. ……………………………………………………………….51

Политические организации и движения. ………………………………………..52

Политическая культура. ………………………………………………………….56

Политическое сознание. ……………………………………………………….. 59

Политическая идеология. ………………………………………………………..61

Политическая социализация. …………………………………………………….63

Политический режим. ……………………………………………………………64

Главные режимы современности. ………………………………………………66

Международные отношения. …………………………………………………….72

Мировая политика. ……………………………………………………………….74

 

ЧАСТЬ II.

ПЕРСОНАЛИИ И КОНЦЕПЦИИ ВИДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ЗАПАДА

АНТИЧНОСТЬ

Платон.

Аристотель.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Августин А.

Аквинский Ф.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Макиавелли Н.

Боден Ж.

Гоббс Т.

Локк Д.

Монтескье Ш.Л.

Руссо Ж.Ж..

Токвиль А.

Милль Д.С.

Маркс К.

Вебер М.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В ХХ ВЕКЕ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Шмитт К.

Мангейм К.

Хайек Ф.

Оукшотт М.

Ростоу У.

Арон Р.

Арендт Х.

Фуко М.

Хабермас Ю.  

 Фукуяма Ф.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Парето В.

Моска Г.

Мерриам Ч.

Михельс Р.

Шумпетер Й.

Лазарсфельд П.

Лассуэлл Г.

Даль Р.

Истон Д.

Роккан С.

Липсет С.

Линц Х.

Тилли Ч.

Верба С.

Иинглхарт Р.

Шмиттер Ф.

Алмонд Г.

ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

Бентли А.

Саймон Г.

Дюверже М.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Моргентау Г.

Уолтц К.

Хантингтон С.

Бжезинский З.

Валлерстайн И.

Най Д.

Кеохейн Р.

 

ЧАСТЬ III . ГЛОССАРИЙ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия – дать студентам  (в первую очередь заочникам) краткую информацию об основных политологических категориях, а также  ознакомить с биографиями ведущих учёных-политологов на основании имеющейся учебной литературы.

Цель обусловила и структуру пособия. В первой части пособия рассматриваются основные политологические категории, изучение которых, как правило, требуется и программами вузов.

Во второй части книги на основании ряда справочных и учебных изданий приводятся данные на мыслителей и учёных, внесших существенный вклад в развитие политической науки. Сначала персоналии даются в хронологическом порядке, а затем (ХХ век) по основным политологическим дисциплинам.

К сожалению, не все учёные были включены в пособие. Во-первых, стремление внести как можно больше имён привело бы к перегрузке пособия, к его «разбуханию». Во-вторых, возможно, кто-то из известных исследователей оказался и вне поля зрения автора, поэтому будем благодарны за любые критические замечания. В-третьих, это могло бы привести к затягиванию работы над пособием.

Из-за боязни перегрузить текст мы не внесли материал о российских учёных. На наш взгляд, требуется также особая работа по составлению их списка, что ещё больше бы затянуло работу над книгой.

В третьей части дан глоссарий по наиболее распространённым политологическим понятиям.

При подготовке справочника были использованы материалы учебных изданий, ссылки на которые приводятся в конце пособия.

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

ПОЛИТОЛОГИЯ. Термин «политология» восходит к древнегреческому полису. Изначально он означал учение о политике, т.е. совокупность знаний об управлении жизнедеятельностью полиса. В современном значении политология – наука об управлении обществом и государством.

Объект политологии – политическая сфера общества, в которую входят такие элементы, как политическая власть, социальные и институциональные субъекты, политические теории, учения, идеологии, мировая политика и международные отношения.

Предметом можно считать законы и закономерности (тенденции) развития политической сферы общества. Цель, смысл любой науки проникнуть в сущность изучаемых вещей, вскрыть источники их развития или регресса. Это возможно только благодаря познанию законов. Выделяют две основные группы законов: внутренние и внешние.

Внешние – законы и закономерности, отражающие взаимосвязь политики и других сфер общества. Внутренние – законы и закономерности, характеризующие процессы эволюции политической сферы, функционирования и перераспределения политической власти. 

Как и всякая наука, политология имеет свою систему категорий. Главной из них будет категория «политическая власть». Она наиболее полно отражает сущность политики, так как последняя направлена на власть. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Главным институтом реализации политической власти является «государство».

По мнению многих политологов, ключевым в политологии является и понятие «политическое», т.е. совокупность свойств и особенностей общественных отношений. Данная категория проводит своеобразную границу между различными элементами общественной жизни.

В политологии, как и в любой другой науке, принято выделять два основных уровня:

1) теоретическая политология (политология как наука) занимается получением нового знания;

2) прикладная политология (практическая политология) направлена на достижение конкретного результата.

Структуру политологии составляют четыре крупные дисциплины:

1) политическая философия (политическая гносеология, политическая аксиология, политическая онтология, политическая кратология, политическая идеология (в т.ч. и история политических идей, учений), кратология, политическая культурология;

2) политическая социология (теория политических систем, теория социальных акторов, политическое лидерство, элитология, конфликтология);

3) теория политических институтов (эталогия, партология, теория политических организаций);

4) теория мировой политики (геополитика, политическая глобалистика, теория дипломатии, теория мировых процессов).

Выделяют также группу пограничных дисциплин, возникших на стыке наук (политическая антропология, политическая география, политическая кибернетика, политическая экология и т.п.).

Политология, как и любая наука, использует определенные методы познания своего объекта.

I группа – общие методы исследования политических объектов. К ней относятся: исторический, сравнительный, бихевиористский, системный и ряд других методов.

II группа – это общелогические: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент, моделирование, математические методы, прогностический метод и др.

III группа – методы эмпирических исследований, т.е. получения пер­вичной информации о политических явлениях и событиях: статистический метод, анализ документов, наблюдение, теория игр и др.

Функции политологии:информационно-познавательная, аксеологическая (оценочная), регулятивная (управленческая), воспитательная, прогностическая.

 

ПОЛИТИКА. В настоящее время существуют десятки (если не сотни) определений политики, указывающих, в зависимости от подходов, на ту или иную черту, свойство, функцию, аспект, внутренне присущие этому явлению. Все их условно можно свести к нескольким основным толкованиям:

· политика как отношения между классами и другими социальными группами;

· политика как деятельность по завоеванию и удержанию власти;

· политика как управление и регуляция общественной жизни;

· политика как концентрированное выражение интересов различных социальных групп и общностей;

· политика как наука и искусство

Приведённые толкования политики отражают самые сущностные её стороны, что позволяет вывести обобщенное, более емкое определение политики. Политика – это отношения и деятельность людей, их институтов по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти.

    Политика имеет определенную структуру, состоящую из нескольких основных компонентов. Во-первых, субъекты и объекты политики (социальные и институциональные).

Во-вторых, важным элементом в структуре политики являются политические отношения и деятельность. В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы.

    В-третьих, власть. Любой общественный процесс, событие, явление или акт, любая проблема становятся политическими лишь в том случае, ес­ли они прямо или опосредованно связаны с властью. С одной стороны, власть – причина, цель политики; с другой – её источник, средство.

    Структурировать политику можно по разным основаниям:

· по объектам: по тому, на какой предмет, явление или процесс направлены действия политики, она делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика – это деятельность государства, других политических сил, их институтов, ориентированная на сохранение, реформирование или коренное переустройство существующего в стране социально-политического строя. Внешняя политика – деятельность на международной арене государства или иных носителей политики, регулирующая отношения с субъектами политики других стран: государствами, зарубежными партиями, общественными объединениями, всемирными и региональными международными организациями;

· по институциональным субъектам компонентами политики являются: государственная политика (осуществляемая органами государственной власти), партийная политика, «народная» политика (участие широких масс людей в избирательных кампаниях, референдумах);

· по содержанию политика имеет две стороны: теоретическую и практическую. Всегда, прежде чем действовать практически, человек продумывает порядок и возможные результаты предстоящих действий, строит в голове идеальную модель того, что он хочет сделать;

· по формам проявления можно выделить: экономическую политику (промышленная, сельскохозяйственная, бюджетная, плановая, финансовая, ценовая, инвестиционная, налоговая, таможенная, валютная и т.д.); социальную (политика в области занятости, оплаты труда, пенсионного обеспечения, сферы услуг, уровня жизни, медицинского обслуживания и т.п.; семейная, женская, молодежная, национальная, демографическая политика и т.п.); культурную политику (научная, образовательная, идеологическая, религиозная, в области искусства и литературы, информационная и т.п.) и т.д.

Основными функциями политики являются:

· выражение властно значимых интересов людей, их групп и организаций; 

· разрешение возникающих социальных противоречий;

· управление и руководство политическими и другими обществен­ными процессами в интересах всего социума, а также ведущих социальных и политических сил; 

· интеграция различных социальных групп, политических сил путем разрешения противоречий между ними, подчинения их несовпадающих интересов интересам общества;

· обеспечение стабильности, целостности и развития общества при любой форме правления и политическом режиме;

· социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ – совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризуется их отношением к политике и участием в ней. Данное понятие аналогично таким категориям, как общественная, духовная, экономическая жизнь. Оно также используется для обобщённой оценки политической обстановки конкретных эпох, стран, социумов, политической деятельности и поведения социальных и институциональных субъектов.

На политическую жизнь могут влиять следующие факторы как политический режим и форма правления, социально-экономическое развитие страны, цивилизационный тип общества, история страны, партийная система, характер ассоциативных объединений, самоуправления, состояние общественного порядка, наличие и уровень развития гражданского общества, отношения пола и поколений, семейные отношения.

Немалое влияние на условия и проявления политической жизни  оказывают массовые эмоциональные настроения - ожидания, протесты, тревоги, убеждения и увлечения, общественные движения, символические и ритуальные действия, политические манифестации, публичность (доступность и понятность) социальной и политической деятельности, аудиовизуальная информация о политических событиях, пресса, поведение лидеров, вся совокупность чувственных и рациональных факторов, создающих политическую атмосферу, политический климат страны и эпохи.

Политическая жизнь изменчива и динамична, она знает подъемы и спады, периоды апатии и бурные взрывы. Под воздействием сложной системы факторов изменяется ее тонус.

Политическая жизнь общества непосредственно вовлечена в решение политических и общественных задач, и ее организация служит их реализации. Поэтому политическая жизнь образует и арену состязания самых различных конкурирующих политических сил за влияние и лидерство.

Политическая жизнь дифференцируется по самым различным признакам: политическим убеждениям, социальным и культурным укладам, жизни в центре и на периферии и т.д., а также по двум уровням - индивидуальному и общественному, по признаку участия, т.е. отношения к политике - активному или пассивному.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. В современном понимании это совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности и автономии по отношению к государству.

Структура гражданского общества. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллекти­вы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социальная сфера гражданского общества включает: семьи, общественные организации и движения, другие организационно оформленные и неоформ­ленные объединения, органы общественного самоуправления по месту жи­тельства или в трудовых и учебных коллективах; механизм выявления, фор­мирования и выражения общественного мнения, а также разрешения соци­альных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. 

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, сове­сти, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоя­тельность и независимость от государственных и политических структур творческих, научных и других объединений.

Гражданское общество внутренне противоречиво. Много­образные общественные организации и объединения, выражая несовпадающие интересы отдельных граждан и социальных групп, могут противостоять друг другу, вступать в конфликт­ные отношения. Вот почему гражданское общество не может существовать без государства, которое должно создавать пра­вовое поле, гарантирующее единые правила игры для всех членов гражданского общества, и осуществлять контроль за соблюдением нормативного порядка. Но это государство должно быть правовым, т.е. ограниченным в своих действиях консти­туцией, законом, гарантирующим и защищающим свободы и права личности. Существует несколько моделей взаимодействия государства и гражданского общества: тоталитарная, авторитарная и демократическая.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ. В политике, как и в других сферах жизнедеятельности общества, существует множество агентов (акторов, участников). Одни из них, будучи источниками, носителями политического действия, являются субъектами политики, другие, на которые направлено это действие, - ее объекты.

Очевидно многообразие субъектов политики. С определенной долей условности их можно классифицировать на две группы.

Первая – социальные (первичные) субъекты, среди которых в свою очередь выделяют персонофицированные: человек (индивид), деятель, лидер, вождь; групповые: толпа, народ, класс, нация, социальный слой, элита и т.п. 

Вторая группа субъектов политики – институциональные (вторичные), т.е организации, объединения, которые создают люди для наиболее эффективной своей деятельности: государство, политические партии, общественные организации, движения, различные союзы, блоки, коалиции и т.п.

Объектами политики являются те же индивиды, группы людей, их организации, которые или не стремятся занять статус субъекта, или не обладают возможностями для этого. Следует учесть, что объектами политики являются и такие социальные факты, элементы общества, которые не относятся к человеческому роду. Например: собственность, налоги, цены, валютный курс, форма правления, медицинская, образовательная системы, пенсионная реформа, гимн страны, памятники вождям ушедших времен и т.п.

Следует также иметь в виду, что в политике нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизмененным актором – все участники в зависимости от конкретной ситуации могут выступать то в качестве субъекта, то в качестве объекта, могут в одно и то же время быть и субъектами, и объектами политики. Так, государство выступает объектом политики, когда на него, его институты направлено действие тех или иных сил в целях, например, его модернизации или побуждения к решению какой-либо проблемы. Но государство является и субъектом политики, когда само активно участвует в регуляции социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта, например, в предвыборной борьбе, или борьбе за власть. Она может служить объектом, когда к ней применяются меры государственного воздействия или когда другая партия относится к ней как к конкуренту и даже врагу. Большинство людей почти всю свою жизнь являются объектами политики, но, когда они идут на баррикады или к избирательным урнам, они превращаются в ее субъекты.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО – постоянное, приоритетное влияние определенного лица на общество, политическую организацию или социальную группу.

В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента:

· личностные качества лидера (биологические, моральные, интеллектуальные);

· инструменты осуществления власти;

· ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает.

Комбинация этих трех компонентов во многом определяет становление лидера и эффективность его деятельности.

В политической науке выделяется ряд теорий политического лидерства: теория личностных черт, согласно которой именно выдающиеся личные качества того или иного деятеля позволяют ему становиться лидером на деле; ситуационная теория, согласно которой лидер – порождение определенной ситуации, нежели следствие выдающихся личных качеств; теория конституентов, рассматривающая лидерство как производное от ожиданий последователей; психологические теории, объясняющие феномен политического лидерства через выявление глубинных психологических механизмов деятельности человека.

Сложность феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. Их различают по ряду критериев:

· по способу утверждения лидерства в малых группах и организациях различают лидеров формальных (по должностному статусу) и неформальных (на основе личных взаимоотношений);

· по стилю руководства и управления: авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, и демо­кратическое, вовлекающее членов группы в управление ее деятельностью;

· по способу легитимации власти лидера в обществе: традиционные, харизматические, рационально-легальные;

· по отношению к характеру используемых средств различают лидеров-радикалов, лидеров-реформистов и лидеров-конформистов. Для характеристики поведения и психологических качеств политиче­ских лидеров в современной политологии часто используют собирательные образы («имиджи»). Например, М. Херманн предлагает следующую клас­сификацию политических лидеров: «знаменосец», «служитель», «торговец», «пожарный».

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач, а также масштабом их деятельности (на уровне общества, социальной группы или организации). Обычно выделяют следующие функции, в которых реализуется социальная роль политического лидера: интегративная, коммуникативная, легитимация политического строя.

 

ЭЛИТА – относительно небольшая группа лиц, занимающая в обществе доминирующие позиции.

В качестве источников доминирования элиты можно выделить признанные обществом компетентность, высокие достижения и личные качества ее представителей в политике, образование, богатство, происхождение.

Характерные черты элиты: являются: групповое самосознание, особый язык и образцы поведения, неформальная система связей.

Элита представляет собой сложное явление, что нашло выражение в различного рода типологиях элиты: по сферам общества выделяют политическую, экономическую, культурную и социальную элиты; по форме принадлежащей собственности: выделяют аграрную, промышленную, финансовую, интеллектуальную элиты.

        

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА – вид элиты, представляющий из себя небольшую группу лиц, концентрирующую в своих руках всю полноту государственной власти, занимающую высшие командные посты в управлении обществом или влияющую на процесс властных отношений.

Типологии политической элиты. Обычно элиту подразделяют: по отношению к власти – на правящую и контрэлиту; по позициям в иерархии управления – на высшую, среднюю и маргинальную; по типам рекрутирования – на открытую и закрытую; по типу правления – на деспотическую, тоталитарную, авторитарную, демократическую.

Особо нужно выделить правящую элиту. Это группа лиц, осуществляющая управление людьми в различных сферах общества. В соответствии с тем, в какой области общественной жизни она осуществляет свою управленческую деятельность, выделяют финансово-экономическую, административную, политическую, военную, культурно-идеологическую субэлиты.

В деятельности политической элиты фокусируется функционирование всех других элементов правящей элиты. Это обуславливается тем, что политическая элита стоит в центре системы властных отношений и выполняет в обществе стратегическую, организаторскую и интегративную функции. Другие элиты осуществляют подобные функции в границах лишь своего объекта влияния (экономика, культурная жизнь). Политическая элита управляет обществом в целом, всеми его сферами. Она принимает стратегические решения, организует взаимодействие различных управленческих структур, интегрирует их усилия в решении общегосударственных задач. Таким образом, политическая элита выполняет в обществе роль группового политического лидера.

Внутри элиты идет посто­янная борьба между входящими в нее группами, кланами, отдельными членами за лучшие позиции, за распределение сфер влияния, за участие в принятии решений. Это и понятно: чем больший объем решений контроли­руется данной группировкой или отдельными членами элиты, тем выше их статус в обществе, а следовательно, и возможности оказывать влияние на политику в выгодном для себя русле. Однако, несмотря на острую борьбу и внутренние противоречия, политическая элита является достаточно сплоченной социальной группой, основанной на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков. Именно эти качества превращают элиту в само­стоятельную политическую величину.

Элита не всегда может выполнять роль лидера. В ситуации кризиса легитимность власти большую роль начинает играть контрэлита. В ее состав входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты. Оппозиционная элита выдвигает популистские лозунги, апеллирует к массам, стремясь сменить у власти правящую элиту при поддержке большинства неэлитных групп. Воздействие контрэлиты на власть происходит и в стабильное время: через группы давления, СМИ, парламент. Элита для сохранения власти всегда должна учитывать фактор контрэлиты. В тоталитарных и авторитарных странах правящая элита использует, в первую очередь, террор для подавления контрэлиты. В демократических режимах возможны компромиссы с оппозицией, а также и давление (шантаж, подкуп, информационная война и т.д.)

Критерием эффективности деятельности политической элиты является не количество затраченного времени и труда, на что чаще всего ссылаются политические лидеры и государственные чиновники, а достигнутый уровень прогресса, благосостояния народа, обеспечения политической стабильности и национальной безопасности.

ВЛАСТЬ. Термин «власть» необычайно многозначен. Суммируя самое существенное, что есть в различных подходах, частных пониманиях власти, можно дать общее её определение. Власть – это волевое воздействие субъекта на объект, установленная на общественных нормах их зависимость. Данное определение понимает власть как сложное, системное явление, состоящее из ряда имманентных компонентов (признаков).

1. Субъект власти, который является ее носителем, источником. Объект власти, т.е. такой участник властных отношений, на который направлено воздействие носителя власти.

2. Воля есть наличие у властвующего социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления.

3. Зависимость между участниками властных отношений.

4.  Общественные нормы, представляя собой совокупность всех созданных обществом правил поведения и деятельности человека, идей, являются регуляторами и их властных отношений, устанавливающей рамки, границы, которые ни при каких ситуациях нельзя нарушать ни субъекту, ни объекту власти.

5. Основания и ресурсы – под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Источники власти, как и арсенал ее ресурсов, весьма многочисленны и разнообразны. К ним относятся: страх, привычка повиноваться, интерес, убеждение, авторитет.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Существует несколько классификаций ресурсов власти. Одна из наиболее распространенных – по сферам общества (экономические, социальные, информационные, политические (силовые).

В обширной социологической и политологической литературе встречается множество вариантов классификаций форм власти. Например, по масштабам распространения различают власть на мегауровне (власть международных организаций), на макроуровне (власть субъекта в масштабах всего общества), на мезауровне (власть в региональных, областных и других территориях страны), на микроуровне (власть в малых группах людей, первичных их организациях); по средствам влияния: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет; по сферам общества: экономическая, политическая, социальная, духовная; по характеру: тоталитарная, авторитарная, демократическая, либеральная; по ведущему социальному субъекту: персонифицированная (власть главы семьи, вождя племени и т.п.) и групповая; по институционаьлному субъекту: монократическая (власть одного института) и полиархическая (власть нескольких институтов).

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. Одним из видов власти является политическая власть. Это господство субъекта над объектом, основанное на политических нормах и организованном принуждении. Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми властьобразующими компонентами, всеми ее признаками, но имеет и специфические особенности. К важнейшим из них относятся:

1. Субъектом политической власти, ее источником и носителем является лишь социальная группа с ее лидером, объединение, которое эта группа создает.

2. Объектом является все общество, любой его элемент, включая человека, людей, их объединения. В этом плане политической властью можно назвать отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу участия в устройстве и управлении всем обществом.

3.  Организованная зависимость как основа и условие осуществления власти политической. Она предполагает, во-первых, наличие у группового субъекта центра, полномочного принимать решения относительно объекта; во-вторых, наличие специальной группы людей (аппарата), организующей принуждение объекта с целью исполнения им воли центра.

4. Политические нормы. Они, являясь видом общественных норм, создаются политическими субъектами и обеспечивают для них легальную возможность осуществлять принуждение.

При анализе природы и сущности политической власти особо следует учесть, что ее ядром, высшим видом, является власть государственная, определенным образом организованная и надлежаще закрепленная в правовых нормах.

Сопоставляя понятия «политическая власть» и «государственная власть», надо иметь в виду не тождественность этих понятий. Государственная власть осуществляется через систему государственных органов и располагает монопольным правом издавать законы, обязательные к выполнению всем населением страны, обладает правом на принуждение.

    Политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, организации, партии или даже одного лица (диктато­ра), иногда не занимающего никакого высшего государственного поста. Элементом политической власти является и власть международных организаций.

Таким образом, понятие государственной власти является более узким – это высшая форма политической власти.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, с помощью которых реализуется политическая власть.

В структуре политиче­ской системы, исходя из ее сущности и назначения, обычно выделяют свои подсистемы:

· институциональная (государство, политические партии, дру­гие политические образования и группы интересов);

· нормативно-регулятивная (политико-правовые, в т.ч. конституционные нормы, тради­ции, символы, нормы морали);

· информационно-коммуникативная (средства массовой информации, каналы взаимопередачи информации, на­учные учреждения, переговоры, согласования и другие формы взаимосвя­зей и взаимодействий);

· культурно-идеологическая (господствующая политическая идеология);

· функциональная (методы и средства реализации политической власти и деятельности).

Политическая система является открытой системой, постоянно испытывающей на себе воздействие извне, и в свою очередь влияющей на свое окружение. С точки зрения Д. Истона, политическая система развивается, получая импульсы из окружающей среды (так называемые  «требования» и «поддержка»).

Политическая система с целью восстановления утраченного равновесия пытается действовать двояко: она либо адаптируется, самоизменяется в соответствии с требованиями окружения, либо стремится к воздействию на само окружение. Последнее выражается в импульсах на «выходе» в виде конкретных решений, действий. Благодаря этим решениям возникает петля «обратной связи»: влияя на окружение, система стремится снизить накал требований, преобразовать их в поддержку и тем самым восстановить утраченное равновесие. Таким образом, самосохранение системы обеспечивается за счет ее постоянной реакции на внешние возмущения. В том случае, если система утрачивает способность реагирования на воздействие окружающей среды, она начинает распадаться.  

Эффективность политической системы во многом зависит от следующих факторов:

· от полноты и качества информации о среде, влияющей на выработку решений;

· от скорости реагирования системы на воздействие среды;

· от способности системы поддерживать социальное равновесие и гражданский мир;

· от максимальной приближенности результатов к поставленной цели;

· политическая система может быть эффективной при сохранении своей целостности и определенной автономии от общества и в то же время при сохранении гармоничных отношений со средой.

В качестве оснований классификации политических систем могут выступать самые различные критерии:

· по типу и характеру социальной структуры: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;

· по характеру взаимодействия политических систем со средой: открытые и закрытые;

· с точки зрения процесса политического развития: традиционные и модернизированные;

· достаточно популярной в западной политологии является классифи­кация политических систем, предложенная Г. Алмондом. Он подразделяет их на основе политической культуры общества и ее проявления в формах организации власти и разделении политических ролей между участниками политического процесса, это: ан



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)