Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 1. Политическая власть.



2020-03-19 735 Обсуждений (0)
Занятие 1. Политическая власть. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Природа власти и властных отношений. Вариативность концепций власти.

2. Особенности, функции и типы политической власти. Понятие ресурсов власти.

3. Легитимность политической власти. Типы легитимности.

 

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

1. Назовите основные подходы к определению сущности власти и властных отношений.

2. В чем проявляется связь между источниками власти и мотивами подчинения.

3. Какие из ресурсов власти, на ваш взгляд, имеют более важное значение?

4. Назовите отличительные характеристики политической власти?

5. В чем различие между понятиями «легальность» и «легитимность»?

6. Охарактеризуйте типы легитимности.

7. Согласно М. Веберу, власть — это шанс на повиновение свое­му приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как воз­можность приказывать при условии, что объект приказания обя­зан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

8. Прокомментируйте высказывание французского философа А. Камю: «Хорошая власть — это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

9. Что является лучшем примером практической реализации властных полномочий?

а) принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего он сам никогда бы не сделал;

б) Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А;

в) А вынуждает Б сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б;

г) Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А.

10. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть — всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила».

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуе­мость феномена власти?

11. У. Дайзард утверждал: «технология предлагает нам более значительные информационные и коммуникационные ресурсы. Чем когда-либо имело человечество. Эти ресурсы столь велики. Что очевидно: мы вступаем в новую эру – информационный век...Ясна лишь одна его характеристика из целого веера возможностей: основным видом его экономической деятельности во всевозрастающей степени становится производство. Хранение и распространение информации». Подумайте, какое влияние современные информационные технологии оказывают на жизнь общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

12. СМИ называют «четвертой властью». Аргументируйте это утверждение.

13. Американский исследователь О. Тоффлер отмечал, что высшее качество современной власти придают знания, позволяющие достичь поставленных целей. Минимально расходуя ресурсы власти, убедить людей в личной заинтересованности в этих целях и превратить противников в союзников. Объясните почему власть знаний и информации становится решающей в современном обществе.

 

Темы докладов.

1. Мотивы подчинения.

2. Власть как социальный феномен.

3. Основные ресурсы власти.

4. Харизма и ее роль в политике.

5. Происхождение власти и ее источники.

6. Механизмы реализации политической власти.

7. М.Вебер о типах легитимности

Занятие 2.: Политическая система

 

1.Роль системности в жизни общества.

2.Модели функционирования политической системы. Модель политической системы по Д. Истону.

3.Политическая система республики Беларусь.

Темы докладов.

1. Концепции политической системы в современной политологии.

2. Структурно-функциональная модель политической системы Г. Алмонда.

3. Информационно-кибернетическая модель политической системы К. Дойча.

4. Типология политических систем.

5. Особенности политической системы Республики Беларусь.

6. Сравнительный анализ политических систем Европейских стран.

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

1. Какие возможности для анализа политики дает системный подход по сравнению с другими исследовательскими подходами.

2. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?

3. Политическая система состоит из совокупности подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.

4. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую систему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования, в свою очередь, делятся:

 - касающиеся распределения благ и услуг;

 - связанные с регулированием поведения;

 - связанные со сферой коммуникации и информации.

Раскройте содержание этих требований.

5. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?

Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.

Могут ли внешне схожие структуры в различных политичес­ких системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.

6. Представьте модель политической системы, в которой отсутствуют «требования». Опишите возможные варианты ее функционирования.

7. Ш. Л. Монтескье считал. Что выбор политического режима зависит от территории государства, так: «демократическое правление более пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Как вы думаете, прав ли французский мыслитель? Какие факторы влияют на выбор политического режима?

8. К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили 6 признаков тоталитарного режима:

1) развернутая идеология, состоящая из официальной доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия и которой придерживаются все живущие в данном обществе;

2) единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком («диктатором») и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 %), партия, чье ядро страстно и непоколебимо предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению, партия, которая организована по иерархическому, олигархическому принципу и либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью переплетена с ней;

3) система террористического полицейского контроля, поддерживающего партию, но также осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей и направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых классов населения;

4) технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и ее преданных членов над всеми средствами массовой информации - прессой, радио, кино;

5) аналогичный технологически обусловленный почти полный контроль над всеми вооруженными силами;

6) централизованный контроль и руководство всей экономикой посредством бюрократической координации ее ранее независимых составных частей; этот контроль, как правило, распространяется также на большинство других общественных организаций и групп.

Приведите примеры из истории Италии 20 – 40-х гг 20 в., Германии 30 – 40-х гг. 20 в., СССР 30 – 50-х гг. 20 в.

9. Немецкие политологи В. Меркель и А. Круассан среди основных параметров классификации политических режимов выделили легитимацию господства: демократия легитимируется через принцип свободы. Равенства и реализованного суверенитета народа; авторитарные режимы – через менталитет; тоталитарные – через догматические закрытые мировоззрения. Проанализируйте их выводы и их связь с конкретными режимами.

10. По мнению американского политолога А. Лейпхарта основным гарантом современных демократий является «сотрудничество элит и их согласие по базовым ценностям» (языковым, религиозным, этническим). Объясните эту точку зрение.

 



2020-03-19 735 Обсуждений (0)
Занятие 1. Политическая власть. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 1. Политическая власть.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)