Политические партии, общественные организации и движения
Термин «партия» в значении группы лиц, выступающих в защиту интересов определённой части населения, употреблялся еще в древнем мире. Так, Аристотель сообщал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. Но тогда слово «партия» не имело чёткого определения: им обозначали политиков вокруг лидера (партия Цезаря, Суллы и др.); группы людей, управляющих обществом. Условия для формирования современных партий стали формироваться лишь со становлением буржуазных отношений, когда появились группировки сторонников короля и феодалов, с одной стороны, и защитников интересов буржуазии - с другой (например, в XVI веке в Англии «кавалеры» (сторонники короля) и «круглоголовые» (сторонники буржуазии и нового дворянства). В XVIII веке во Франции появились определения политических сил - правые, центристы, левые; в США - федералисты и республиканцы. Современные партии, действующие в массовой среде в Европе, возникли во второй половине XIX века и являются относительно молодыми институтами общественной жизни. Первой массовой политической партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. в Германии возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф. Лассалем. Современным политическим партиям присущи следующие, связанные между собой признаки, отличающие их от всех других политических организаций: достаточно длительное объединение людей; существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством; целью руководства центральной и местных организаций является завоевание и осуществление государственной власти; поиск поддержки со стороны народа с, помощью выборов или другими способами. Существует три основных способа образования партии: а) формирование партии «сверху», т.е. создание партий на основе парламентских групп, политических элит, финансово-промышленного лобби; б) формирование партий «снизу», т.е. на базе массовых общественных движений или широкого объединения приверженцев определенной идеологии; в) «комбинированный» способ, т.е. с помощью консолидации усилий политической элиты и представителей массового движения. Политическая партия – это добровольная общественная организация граждан, созданная на основе единой идеологии и ориентированная на завоевание и осуществление политической власти. Элементами внутренней структуры партии являются: а) высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат; в) активные члены партии (не входящие в аппарат); г) пассивные члены партии, примыкающие к ней, в незначительной степени участвующие в её деятельности. Среди основных функций политических партий можно выделить: 1. Социальное представительство. Любая политическая партия является выразителем определённых социальных интересов, опирается на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. Даже в названии политических партий может подчёркиваться их социальная база (Польская объединённая рабочая партия, Болгарский земледельческий союз и т. п.). Но, на сегодняшний день, практически нет таких политических партий, которые бы имели в качестве своей социальной базы лишь один социальный слой, они стремятся представлять интересы самых широких слоев населения. 2. Социальная интеграция и социализация. Прежде всего, эта функция реализуется через достижение согласия различными социальными группами, примирении их интересов, а также включении индивидов в мир политики, формирование социально-политических установок и навыков общественно-политической жизни. 3. Борьба за власть. Эта функция занимает ведущее место в деятельности любой политической партии, ее цель – победить на очередных выборах и сформировать правительство. 4. Политическое рекрутирование. Т.е. подбор и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы. 5. Разработка идеологии и программы партии. Партия добивается, чтобы избиратель понимал, как её кандидат в случае избрания будет действовать. В разных странах эта функция проявляется по-разному. 6. Политические партии являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Вследствие огромного многообразия политических партий в политической науке существуют различные их классификации. 1. В зависимости от положения в политической системепартии делятся на правительственные (победив на выборах они формируют правительство) и оппозиционные (представляют интересы политического меньшинства, их деятельность сосредоточена на критике правящей партии и проводимой ею политике). 2. По характеру организациипартии разделяют на кадровые и массовые (типология м. Дюверже). Кадровая партия – это группировка известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. Массовая партия – это хорошо организованное объединение, которое финансируется за счет широкого и активного членства, с определенной идеологией и мировоззрением. Для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами. 3. В соответствии с идеологическими ориентациямивыделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и неофашистские партии. 4. По программным установкам партии подразделяются на крайне левые (коммунистического толка), левые (социалистические и социал-демократические), центристские (умеренные), правые (либерально-консервативные) и крайне правые (фашистские и неофашистские). 5. По происхождению партииподразделяются на парламентские и внепарламентские. Партийная система – это совокупность существующих в обществе политических партий и принципы взаимодействия (соперничества) между ними. При классификации партийных систем в политологии используются три основных критерия: 1. Количество партий в обществе; 2. Наличие или отсутствие доминирующей партии; 3. Уровень соревновательности между партиями. В современных политических системах распространены следующие типичные модели, или образцы партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная. Однопартийная система свойственна недемократическим режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. В политической истории существовали две разновидности однопартийности: 1. строгая однопартийная система, исключающая даже формальное существование других партий. Такая система существовала в СССР, в настоящее время действует в странах Африки (Заир, Того), в Северной Корее, на Кубе; 2. фактически однопартийная система («искусственная многопартийность»), при которой не исключается возможность существования нескольких партий, но под жестким тотальным идеологическим и организационным контролем одной правящей партии. Подобные системы существовали в социалистических странах Восточной Европы. Основными признаками однопартийной системы являются: - монополия одной партии на государственную власть; - отсутствие политической конкуренции; - партия – единый идеолог, стратег, единый представитель народа; - сращивание партийного аппарата и госаппарата; - отсутствие сменяемости политических лидеров. Двухпартийная (бипартийная) система характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, которые являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах. Бипартизм не исключает существования и деятельности других политических партий, но их шансы на получение государственной власти не велики. Опыт функционирования двухпартийной системы демонстрирует две ее разновидности: 1. классическая модель бипартизма (США, Великобритания), в которой две главные партии ведут борьбу за власть. Это соответственно республиканцы и демократы, лейбористы и консерваторы. 2. система «двух с половиной партий», при которой наряду с двумя главными партиями появляется третья, менее сильная, но способная повлиять на результаты борьбы за власть, оказав поддержку одной из основных партий. Примеры таких систем наблюдаются в Канаде, Австралии, Австрии. Многопартийная система – это формально несколько политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское представительство. Основными чертами многопартийной системы являются: - отсутствие монополии на власть; - наличие реальной политической конкуренции; - примерно равные шансы на получение власти; - создание блоков и коалиций для победы на выборах; - формирование коалиционного правительства. В зависимости от количества партий выделяют системы умеренного (от 3 до 5 партий) и крайнего (от 6 и более партий) плюрализма. Ни одна из партий не может обеcпечить себе победу на выборах и самоcтоятельно сформировать правительство, таким образом появляется необходимость формировании коалиций и блоков. Партийный блок – это объединение партий на основе принципа соподчинения, когда более сильные партии могут навязывать позиции более слабым. Партийная коалиция– это союз равноправных партий на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. Типичными примерами многопартийности являются партийные системы Франции, Италии, Германии. Особенности партийной системы в каждом государстве обусловлены такими факторами как: социальная структура, расстановка социально-политических сил, политическая культура и уровень политического сознания, национальный и религиозный состав, действующее законодательство. Многопартийная система в Республике Беларусь начала формироваться после распада СССР. Начальным пунктом данного процесса стало формирование в октябре 1988 г. организационного комитета по образованию Белорусского Народного Фронта, ставшего главным политическим оппонентом КПСС-КПБ. В 1990 г. создана Объединенная демократическая партия Беларуси, ставшая первой новой политической партией в республике. В 1996 г. в республике Беларусь насчитывалось 33 политические партии, на сегодняшний день их 15: - Белорусская аграрная партия; - Белорусская патриотическая партия; - Белорусская социально-спортивная партия; - Коммунистическая партия Беларуси; - Республиканская партия; - Республиканская партия труда и справедливости; - Белорусская социал-демократическая партия (Грамада); - Консервативно-христианская партия – БНФ; - Объединенная гражданская партия; - Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада»; - Партия БНФ; - Белорусская партии левых «Справедливый мир»; - Социал-демократическая партия Народного Согласия; - Белорусская партия «Зеленые»; - Либерально-демократическая партия. Деятельность политических партий регламентируется и регулируется Конституцией Республики Беларусь, законом «О политических партиях и общественных организациях», Избирательным кодексом. Активными субъектами политической системы являются общественные объединения, движения и группы интересов. Общественное объединение – это добровольное формирование, которое возникает в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Основными разновидностями общественных объединений являются политические партии, общественные организации и движения. Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, которое имеет относительно устойчивую структуру, фиксированное членство, устав, управленческий аппарат. Общественная организация характеризуется относительно стабильным составом, ее члены платят целевые взносы. К ним относятся профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные, женские, ветеранские, молодежные организации, творческие союзы и добровольные общества. Общественное движение – совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющие четкой структуры и фиксированного членства. У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников. Общественные движения могут носить как внеклассовый (антивоенное, экологическое), так и классовый характер (рабочее, фермерское и др.); могут формироваться по половозростному (молодежное, женское, движение пенсионеров и др.) и профессиональному принципу (движение врачей, учителей, писателей и др.). Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Среди основных функций общественных организаций и движений можно назвать: 1. Выявление интересов и настроений, а также удовлетворение потребностей своих членов. 2. Социальная интеграция и мобилизация: выдвижение целей, разработка способов их достижения, создание крупной силы, сосредоточенной на решении конкретной задачи. 3. Социализация – через привлечение своих членов к решению общественных задач общественные организации и движения способствуют формированию активной жизненной позиции и повышению уровня политической культуры. 4. Представительство и защита интересов своих членов во взаимодействии с иными политическими институтами. В Республике Беларусь деятельность общественных организаций и движений регулируется законами «Об общественных объединениях» и «О профессиональных союзах». На 1 января 2016 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 37 профсоюзов и 2 тыс. 665 общественных объединений. Крупнейшими объединениями являются: Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), Республиканское общественное объединение «Белая Русь», Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. В республике работает около 400 благотворительных организаций, активное участие в общественной жизни принимают ветеранские и экологические организации. Более 100 организаций представляют национальные меньшинства. Объединения индивидов на основе общих интересов, которые стремятся оказать влияние на политические институты с целью принятия благоприятных решений, называются группы интересов. В случае если достижение целей требует принятия властных решений, группа интересов превращается в группу давления. Политическим институтом и способом влияния групп интересов на власть является лоббизм. Основная задача лоббистов – добиться принятия желательных для группы законов и нормативно-правовых актов, правительственных субсидий и др. Лоббизм делится на легальный и нелегальный (подкуп, шантаж, угрозы).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |