Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Республика Беларусь в системе международных отношений



2020-03-19 276 Обсуждений (0)
Республика Беларусь в системе международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств – участников международных отношений.

Внешняя политика – это действия государства и его институтов за пределами суверенной территории для реализации национальных интересов.

Национальный интерес – это осознанные государством объективные потребности государственности, побуждающие к ее защите, укреплению и совершенствованию, обеспечению благополучия и безопасности граждан.

Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность – это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которое в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения, процветания и благополучия.

Можно выделить следующие виды внешней политики:

 - пассивная внешняя политика – свойственна для экономически слабых государств, которые вынуждены приспосабливаться к международной конъюнктуре;

 - агрессивная внешняя политика – характеризуется формированием собственной внутренней политики и стремлением приспособить(или принудить) к изменениям во внутренней и внешней политике другие страны;

 - активная внешняя политика – заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой;

 - консервативная внешняя политика – характеризуется активной или даже агрессивной охраной достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

Важнейшими функциями внешней политики являются:

1. Охранительная. Эта функция связана с обеспечением безопасности государства, защитой прав граждан за пределами страны.

2. Информационно-представительская. Выражается в создании положительного имиджа государства на мировой арене. Информационно-представительская функция реализуется в рамках научных и культурных обменов, проведении переговоров, заключении международных договоров.

3. Регулирующая. Направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства.

Средства, при помощи которых государства осуществляет внешнюю политику, делятся на информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

К информационно-пропагандистским средствам относятся средства массовой информации, пропаганда и агитация. С их помощью создается положительный (или отрицательный) образ государства в глазах мирового сообщества.

Политическим средством является дипломатия. Она осуществляется в виде переговоров, визитов, встреч, заключении международных договоров и т.д.

Экономические средства характеризуются использованием экономического потенциала страны для достижения политических целей (например, эмбарго, инвестиции, кредиты).

К военным средствам относятся военная мощь государства (армия, ее численность, моральное состояние, качество оружия, наличие ядерного оружия). Военные средства могут использоваться прямо (войны, интервенции, блокады) и косвенно (испытание новых видов оружия, учения, угроза применения силы).

Внешняя политика государства должна сочетать национальные интересы с общечеловеческими, особенно в вопросах поддержания мира и решении глобальных проблем.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что миропорядок 21 в. должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех её субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванных обеспечить надёжную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иной сферах.

Основные приоритеты и принципы внешней политики Республики Беларусь закреплены Декларацией о государственном суверенитете (27 июля 1990 г.) и Конституцией Республики Беларусь. Согласно статье 18 при проведении внешней политики республика Беларусь исходит из принципа равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства в дела других государств.

Cстратегические цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены законом «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» и Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

 - защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

 - защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

 - содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

 - равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

 - создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

 - формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

 - обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

 - содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

 - расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды;

 - привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

 - участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

Специфика современной фазы развития международных отношений, прагматичный экономический расчет обусловили избранный Республикой курс на многовекторность во внешней политике, подразумевающей развитие мирных, равноправных, устойчивых, взаимовыгодных отношений как со странами - соседями, так и с государствами дальнего зарубежья. Ориентация на стратегическое партнерство и укрепление взаимодействия с государствами, которые в будущем будут определять мировое соотношение сил. Причём основой таких отношений всегда является обеспечение и соблюдение национальных интересов белорусского народа, сохранение самобытности, свободы, независимости и суверенитета.

Именно этим объясняется неприятие Беларусью монополярного мироустройства, направленного против интересов не только белорусского, но и других суверенных государств.

Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике неизменны. Они лежат там, где сосредоточены и находятся интересы страны:

 - формирование полноценного, эффективного и взаимовыгодного таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕАЭС;

 - активизация деятельности Республики Беларусь по расширению участия в проектах в рамках СНГ, Центральноевропейской инициативы, Организации Черноморского экономического сотрудничества и др.

 - развитие добрососедских отношений со всеми граничащими с Республикой Беларусь странами;

 - содействие сохранению роли ООН и Совета Безопасности ООН в обеспечении международной стабильности и безопасности;

 - активное участие в деятельности СБСЕ;

 - сохранение и укрепление основ Союзного государства, стратегического партнерства с Российской Федерацией;

 - поддержание активного диалога с ЕС;

 - последовательное углубление отношений стратегического партнерства с Китаем, Венесуэлой, развитие всестороннего сотрудничества с другими государствами Азии, Латинской Америки и Африки, прежде всего с Индией, Вьетнамом, Бразилией;

 - развитие диалога с США на принципах равноправия, взаимоуважения и партнерства, основывающегося на совпадающих интересах, в первую очередь в контексте обеспечения международной безопасности;

 - доведение до широких кругов мировой общественности объективной информации о Беларуси и ее позиции по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах, достижениях отечественной культуры и науки;

 

Геополитика

В современной политической науке одним из основных направлений является геополитика. Ее происхождение связывают с ее выделением из политической географии. Поэтому многие исследователи дают определение геополитики, которое сводится к констатации различий между геополитикой и политической географией. Так, считают, что политическая география сводится к статическому описанию государства, которое может включать изучение изменений в ходе его прошлого развития, делает акцент на географических явлениях и дает их политическую интерпретацию. В то время как геополитика представляет собой дисциплину, дающую оценку конкретной ситуации, в которой находится государство, она всегда нацелена на будущее.

Геополитика – это междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и характера международных отношений от системы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением страны и рядом природно-географических факторов (климатом, природными ресурсами, расселением и др.).

«Отцом» геополитики считается Ф. Ратцель (1844 – 1904), хотя сам он этого термина не употреблял и писал о “политической географии”. Его главная работа называется «Политическая география» (1897 г.).

Ратцель рассматривал государство как живой организм, укорененный в почве. Движение истории предопределяется почвой и территорией, таким образом, пространство это политическую силу, а не просто географическая категория. Ф. Ратцель полагал, что государство, чтобы считаться великим, должно обладать территорией не менее 5 млн км2. Для нормального развития государство должно сочетать географические, демографические и этнокультурные характеристики своего народонаселения.

Термин «геополитика» в широкий научный оборот ввел шведский ученый Рудольф Челлен (1864 - 1920) автор книги «Государство как форма жизни» (1916). Анализируя государство, он предложил рассматривать географический фактор в совокупности с изучением его народного хозяйства, демографического потенциала, социальной структуры и политического устройства.

Ф. Ратцеля и Р. Челлена считают создателями германской школы геополитики.

Еще одним представителем этой школы К.Хаусхофер (1869 - 1945). Он обосновал идею о геополитическом делении мира на континентальные (сухопутные) и морские державы и преимуществе больших государств над малыми, анализировал основные виды экспансии великих держав.

Большой вклад в развитие геополитической теории внесли представители англо-американской школы (Х. Маккиндер, А. Мэхен, Ф. Коломб, Н. Спайкмен).

Х. Маккиндер (1861 1947) в докладе «Географическая ось истории» сформулировал концепцию «Хартленда». В основе модели английского ученого лежит геополитическая дифференциация мира, в котором он выделил три зоны:

 - осевой регион: территория России и прилегающие к ней земли Соотечественник автора данной теории Дж. Фэргив в 1915 г. назвал данный регион «хар-тленд» (англ, heartland, т.е. «сердцевинная земля»);

 - внутренний (окраинный) полумесяц: главные страны, занимавшие побережье Евразии на Западе, Юге и Востоке (Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай);

 - внешний полумесяц: ведущие государства морского мира (Британия, Южная Африка, Австралия, Соединенные Штаты, Канада и Япония).

Х .Маккиндер выделил также так называемый Мировой Остров: хартленд и внутренний полумесяц, т.е. Евразию, а также прилегающую близко к ней Африку, за исключением ее южной части. Он сформулировал принципиальный геополитический постулат: «Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром».

Геополитическую модель Х. Маккиндера модернизировал Н. Спайкмен (1893 - 1943). Центр мировой системы он перенес в зону внутреннего полумесяца, который назвал осевым регионом – Rimland (береговые земли, территория на краю суши). Именно здесь, по мнению Спайкмена, находится ключ к судьбе мира: «кто доминирует над внешним полумесяцем Евразии, тот доминирует над Европой, кто доминирует над Европой – тот держит судьбу мира в своих руках». История подтвердила теорию Н. Спайкмена, указанный им в качестве ключевого регион стал ареной сражений в годы Второй мировой войны и местом противостояния между Западом и Востоком в период «холодной войны».

А. Мэхен (1840-1917) в работах «Влияние Морской силы на историю (1660--1783)» и «Влияние Морской силы на Французскую революцию и Империю (1793--1812)» обосновал идею о том, что завоевание господства на море - это основной способ достижения победы в войне и ключ к мировому господству. Однако военные действия должны только обеспечивать наиболее благоприятные условия для торговли в мировом масштабе, т.к. торговля главное средство в проведении глобальной и региональной политики.

Ф. Коломб (1831-1899) в своем главном труде «Морская война: ее основные принципы и опыт» разрабатывал геополитическую методику для создания и развития «теории владения морем».

После завершения «холодной войны» в исследовательских кругах развернулась дискуссия о характере войн в новом многополярном мире. Одну из моделей развития мировых взаимоотношений предложил С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка». Основным в его концепции стал тезис о том, что если ХХ в. Стал веком противостояния идеологий, то XXI в. Станет веком столкновении цивилизаций и религий. «Идентичность на уровне цивилизаций будет становиться все более важной, и облик мира будет формироваться в ходе взаимодействия семи – восьми крупных цивилизаций. К ним относятся: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно – славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации».

В XXI в. доминирующим фактором мировой политики станет именно столкновения на рубежах западной и исламской цивилизаций, северных границах ислама – между православными и мусульманскими народами, на южной границе – между арабами – исламистами и языческими или христианскими народами Африки.

Так же С. Хантингтон высказал тезис о том, что влияние Запада в незападных странах ослабевает. Он утверждает «Запад уникален, но не универсален». Прогнозируя будущее, С.Хантингтон приходит к выводу о неизбежности конфликта между западной и незападными цивилизациями, причем главную опасность для Запада может представлять конфуцианско-исламский блок – гипотетическая коалиция Китая с Ираном и рядом арабских и иных исламских государств.

Представителем мир-системной геополитической школы является И. Валлерстайн. Он выделил три типа исторических систем: мини-система (характерна для первобытного общества), и мир-система, которая в свою очередь делится на мир – империю (характерно преобладание сельского хозяйства и доминирующий развитый военно-бюрократический класс) и мир – экономику (характерен капиталистический способ производства. Мировая история продемонстрировала смену лидерства великих держав: Голландии, Великобритании и США. Гегемония в мире определяется геополитическим доминированием в экономической и военно-политической сферах. Каждый цикл гегемонии проходил три фазы: мировой кризис (война), лидерство великой державы и ее упадок.

Э. Валлернстайн исходит из того, что в структуре мир – системы всегда существует ядро, полупереферия и переферия. В период становления капитализма выделялось несколько экономически мощных держав, которые в одиночку не могли осуществлять мировой политический контроль. Формирование единого рынка стало возможно благодаря конкуренции товаров множества государств. В период перестройки мировой экономики и транформации политической карты изменения происходят за счет «полупереферии»: одни страны переходят в ядро, а другие приходят в упадок, переходя в перефериюю. Ученый прогнозирует перемещение в XXI в. Центра силы в азиатско-тихоокенский регион.

 

Глобализация

Глобализация (лат. globus – шар, фр. global – всеобщий) – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Основоположником термина «глобализация» считается американский ученый Т. Левит, который в 1983 г. в своей статье в Harvard Business Review писал о слиянии рынков отдельных продуктов, производимых крупными транснациональными корпорациями (ТНК). Распространение термина «глобализация» связано с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал определение этому понятию. По его мнению, глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Сегодня глобализацию рассматривают в трех измерениях:

 - во – первых, как постоянно идущий исторический процесс. В истории развития человечества, действительно можно наблюдать тенденцию к расширению пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие международных отношений (от отдельных поселений и городов к государствам и регионам, а после Великих географических открытий к миру в целом);

 - во – вторых, как универсализацию (усиление черт всеобщности) и гомогенизацию (движение к однородному строению) мира. Такое понимание глобализации появилось в 1960-1970 гг., когда строились прогнозы о появлении глобальной деревни и всемирном правительстве (предполагаемом всемирном центре власти). Понятие «глобальная деревня» отражала представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Результатом распространения электронных средств коммуникации Земной шар «сжался» до размеров «деревни».

 - в – третьих, как открытость национальных границ. Изначально границы стали открытыми в сфере экономических отношений. Транснациональные корпорации заинтересовались формированием благоприятных для себя внешне- и внутриполитических условий. Так американский экономист Лестер Карл Троу отмечал, что товары могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где их производство обойдется дешевле и сбываться там, где их удастся продать по наивысшей цене. Например деталь машины может быть разработана в США, собрана и испытана на Филиппинах, упакована на Тайване, вмонтирована в автомобиль фирмы BMW в Германии для того, чтобы машина была успешно продана в Бразилии. Все экономики мира в большей или меньшей степени поглощены мировой экономикой: производство носит международный характер, а финансовые потоки беспрепятственно и постоянно перетекают из страны в страну.

Вскоре стало ясно, что глобализация затрагивает не только экономические отношения. Культурная глобализация создает условия для того, чтобы информация, товары и имиджи, производимые в той или иной части мира, сливались в единый глобальный поток, следствием чего является унификация наций и регионов. Движущей силой этого процесса выступает информационная революция, распространение, телекоммуникационных сетей, интернета, других видов информационных технологий, глобальных информационных агентств. Политическая глобализация проявляется, прежде всего, в растущем значении международных организаций. Существуют транснациональные организации, осуществляющие свои полномочия не внутри какого-то государства, а по отношению ко множеству государств. Большинство таких организаций были созданы после Второй мировой войны (ООН, ЕС, МВФ, ВТО и др.).

Не смотря на очевидные положительные последствия глобализации это сложный и противоречивый процесс, вокруг которого сегодня ведется немало споров:

♦ Глобализация представляет собой сложную сеть взаимосвязей, при которых наша жизнь все больше определяется решениями и действиями, которые предпринимаются на большем или меньшем удалении от нас. Понятие экономической глобализации отражает рост транснациональных потоков капиталов и товаров, подрывающих основы экономического суверенитета государств. Развитые страны, перед которыми открываются более широкие возможности в экономической деятельности оказываются в выигрыше, в то время как менее развитые оказываются перед проблемой реализации своих товаров на мировом рынке и защитой собственного от могущественных конкурентов. Культурная глобализация — даже при том, что она не действует исключительно сверху вниз — все же делает культуры более однообразными.

♦ Глобализация — чрезвычайно противоречивая совокупность процессов. Сторонники глобализации доказывают, что она содействует демократизации, процветанию, развитию и расширению выбора и возможностей, противники говорят, что она порождает новые формы неравенства, позволяет корпорациям избегать контроля и порождает новые экологические проблемы.

♦ Противовесом глобализации выступают тенденции к региональной интеграции; некоторые исследователи даже полагают, что регионализм вполне может прийти на смену классическому национализму.

♦ Аргументом в пользу мирового правительства в основном является то, что в отсутствие глобального государства международная система будет функционировать по «законам природы». Возможности ООН играть эту роль, однако, весьма ограничены из-за нежелания государств предоставлять ресурсы на дело коллективной безопасности, неравномерного распределения ответственности в новой международной системе.

В результате высоких темпов современной глобализации разрыв между странами и отдельными регионами, вовлеченными в данный процесс, и остальными становится все более ощутимым.

Такие противоречия создают новые вызовы и угрозы миру: уровень жизни в бедных государствах становится еще ниже, в них возникают плохо управляемые конфликты, следствием чего является увеличение потока мигрантов в благополучные регионы. В итоге увеличивается разрыв по линии «Север-Юг» с одной стороны и по линии социального расслоения в развитых странах с другой.

Вследствие прозрачности границ государству все сложнее регулировать национальную экономику, особенно мобильные финансовые потоки (пример тому – финансовые кризисы).

Доступности информации и зависимость современного мира от информационно-коммуникационных технологий создали угрозу кибертерроризма.

Эти негативные проявления глобализации способны затормозить мировое развитие, способствовать распространению контрдемократических тенденций и стремлению государств отгородиться от влияния извне. Реакцией на противоречивый характер глобализации является движение антиглобализма.Его основной целью является разви­тие процессов интеграции экономик, народов и куль­тур на основах демократии, социальной справедливо­сти, уважения самостоятельности и самобытности национально-культурных образований.

Принято считать, что антиглобализм зародился во Франции: в июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций ( «АТТАК-Франция»). Сегодня антиглобалисткие организации существуют по всему миру. Они используют тактику прямого политического давления, привлекая внимание СМИ. Основными положениями программы действий антиглобалистов являются: демократический контроль над финансовыми рынками, введение специального налогообложе­ния финансовых спекуляций («налога Тобина»), который дал бы миру средства, для реше­ния в течение 10 лет ряда проблем наиболее бедных стран; отмену долгов «третьего мира»; демократическое решение проблем финансовой поддержки беднейших регионов мира (контроль над деятельностью МВФ, Мирового банка); демократическое регулирование всех сторон международных экономических отношений, в част­ности разработка и внедрение имеющих обязательную юридическую силу правил контроля над деятельнос­тью ТНК, обеспечивающих соблюдение международ­ных стандартов в области труда, природопользования, соблюдения социальных и иных прав человека, уста­новленных ООН; введение единых экологических норм, равно­мерное распределение бремени загрязнения окружа­ющей среды между различными странами; гуманизация взаимоотношений между людьми, обществом и природой; поддержку многообразия культур, традиций, ценностей и т.д.

 



2020-03-19 276 Обсуждений (0)
Республика Беларусь в системе международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Республика Беларусь в системе международных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)