Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выборы и избирательные системы



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Выборы и избирательные системы 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. В ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека, говорится: “Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Выборы – этоспособ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Они играют важную роль в обществе. К основным функциям выборов можно отнести:

1. артикуляция интересов различных социальных групп;

2. мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;

3. легитимация структур власти;

4. отбор в политическую элиту и ее обновление;

5. политическая социализация и мобилизация граждан.

Выборы могут быть президентскими, парламентскими и в местные органы власти, должностных лиц, очередными и внеочередными.

Основным условием эффективности выборов является избирательная система. Избирательная система – это порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. Она включает два основных компонента: избирательное право (избирательное право - теоретико-юридический компонент) и избирательный процесс (практическо-организационный компонент).

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Термин “избирательное право” может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Согласно принципам избирательного права и практике их применения выборы могут быть разных типов:

всеобщие – ограниченные (цензовые);

равные – неравные;

прямые – косвенные (многостепенные);

с тайным – с открытым голосованием.

Всеобщность выборов означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. При ограниченных выборах такое право ограничено различными цензами (возрастным, оседлости, гражданства, пола и др.).

Равные выборы означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и их голоса равны.

Прямые выборы характеризуются тем, что граждане голосуют за кандидатов непосредственно (например, выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь). При косвенных (многоступенчатых) выборах избиратели сначала избирают выборщиков и делегатов, а они делают окончательный выбор в пользу конкретного кандидата (например, так избираются члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь).

Тайное голосование означает, что воля избирателей скрывается от посторонних лиц и результаты носят анонимный характер. При выборах с открытым голосованием избиратель публично оглашает свой выбор.

Избирательное право бывает активное – право избирать и пассивное – право быть избранным.

Согласно Конституции Республики Беларусь выборы являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными.

На основе способа определения результатов голосования выделяют три типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

В основе мажоритарнойсистемы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. По аналогии со скачками эту систему иногда называют «победитель получает все». В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов.

Среди достоинств мажоритарной системы можно назвать то, что она обеспечиваетнепосредственную связь между избирателями и кандидатом в депутаты; отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии; формирует парламентское большинство; приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

Недостатками является то, что мажоритарная система может не отражать реальной расстановки политических сил в стране; голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение сгорают; устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами; приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. «Избирательный порог» (барьер) – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2%-5%.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования:

 - система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование проходит в масштабе всей страны в рамках единого общенационального округа;

 - система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов(Австрия, Скандинавские страны, Испания, Греция и др.);

 - система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

 - система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, т.е. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование).

Достоинствами пропорциональной системы является то, что она обеспечивает более адекватное представительство политических сил; сокращает количество «неучтенных» голосов избирателей; стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

Вместе с тем среди недостатков можно назвать слабую связь кандидата в депутаты с избирателями (т.к. кандидаты в большей мере зависят от воли партии); возможность представительства большого количества соперничающих партийных фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего; способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства.

Недостатки пропорциональной и мажоритарной систем очевидны и существенны. Поэтому попыткой устранить или хотя бы смягчить их стало формирование в послевоенный период смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

На сегодняшний день часто наблюдается такое явление как абсентеизм, т.е. уклонение от политического участия, политическая апатия. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (в Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы.

В Республике Беларусь согласно Конституции Республики Беларусь и Избирательному кодексу действует мажоритарная система абсолютного большинства и относительного большинства. Явка избирателей на первый тур парламентских выборов составляет 50%, на второй тур – 25%, на президентские выборы явка на оба тура – 50%.

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum то, что должно быть сообщено; первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (лат. plebs – простой народ и scitum – решение, постановление).

Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

Согласно главе 2 раздела III Конституции Республики Беларусь в республике могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы проводятся для обсуждения важнейших вопросов, касающихся жизни всей страны и общества, а на местные – вопросов жизни населения конкретной территории (области, района, города, поселка).

В Республике Беларусь были проведены четыре республиканских референдума:

17 марта 1991 г. по вопросу сохранения СССР;

14 мая 1995 г. по вопросам о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и Государственного гимна, о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета и об экономической интеграции с Россией;

24 ноября 1996 г. по вопросу новой редакции Конституции Республики Беларусь;

17 октября 2004 г. по вопросу изменения ст. 81 Конституции Республики Беларусь.

 

Модуль 4.



2020-03-19 216 Обсуждений (0)
Выборы и избирательные системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выборы и избирательные системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)