Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. КОМПЛИМЕНТ КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА



2020-03-19 572 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. КОМПЛИМЕНТ КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Комплимент в современной коммуникации

Выпускная квалификационная работа

 

Допущена к защите:                Исполнитель :

Зав.кафедрой риторики                      Ташкина Ольга Сергеевна,

и межкультурной коммуникации студент очного отделения, специаль-

___________А.П. Чудинов     ности«Русский язык и литература»

«__» __________2010 г.

 

 

                                                          

Директоринститута филологии, Руководитель :

культурологи и межкультурной  Суспицына Инесса Николаевна,

коммуникации                           канд. филол. наук, доцент

___________Н.И. Коновалова кафедры риторики и межкультурной

«__» _________2010 г.                      коммуникации

 

 

                           

 

 

Екатеринбург 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение________________________________________________________ 3

Глава 1. Комплимент как жанр речевого этикета ______________________ 6

1.1. Понятие об этикете____________________________________________ 6

1.2. Специфика комплимента как эпидейктического жанра______________ 9

1.3. Комплимент в современной риторике____________________________ 13

Выводы по первой главе___________________________________________ 19

Глава 2. Функционирование комплимента в речевой практике___________ 20

2.1. Классификация комплимента___________________________________ 20

2.2. Социолингвистическое исследование комплимента________________ 28

2.2.1. Методика проведения анкетирования___________________________ 30

2.2.2. Анализ результатов социолингвистического эксперимента_________ 34

Выводы по второй главе___________________________________________ 39

Глава 3. Комплимент в современной молодёжной культуре_____________ 40

3.1. Жаргонный комплимент в молодежной коммуникации_____________ 41

3.2. Комплимент как инструмент пикаперов__________________________  50

3.3. Функционирование комплимента в Интернет-ресурсах (на материале комплиментов с сайта знакомств)___________________________________ 56

Выводы по третьей главе__________________________________________ 62

Заключение______________________________________________________ 64

Библиографический список________________________________________ 66

Словари_________________________________________________________ 71

Источники языкового материала____________________________________ 72

Приложение №1__________________________________________________ 73

Приложение №2__________________________________________________ 90


ВВЕДЕНИЕ

Изучение проблем эффективности общения, особенностей межличностной и межкультурной коммуникации относится к числу приоритетных направлений современной лингвистики. Комплимент как этикетный жанр занимает важное место в речевой практике языковой личности, позволяя оптимизировать коммуникативное взаимодействие.

Исследование комплимента проводилось в различных аспектах: культурологическом [Васнева 1990], психологическом [Карнеги 1990; Шейнов 2004], лингводидактическом [Акишина 1986], лингвокультурном [Морозова, Двинянова 1999], коммуникативно-стилистическом [Шаталова 2009], с прагматической стороны [Иссерс 1999].

Однако работ, анализирующих функционирование комплимента в различных сферах современной коммуникации, практически нет. Именно поэтому данное исследование является актуальным.

Развитие языковых явлений невозможно вне общества, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на любой факт речи, так или иначе, влияют социальные, исторические, политические, культурные факторы. Комплимент как средство гармонизации межличностного взаимодействия за последние десятилетия претерпевает значительные изменения: он предельно упрощается, меняется гендерная направленность. Учитывая эти факты, считаем, что актуальнобудет исследовать такой речевой материал, в котором речевая формула комплимента включает в себя единицы современного лексического, фонетического, грамматического уровней языка (это, в частности – комплименты «классические» для современности, молодежные комплименты с жаргонизмами, комплименты с сайтов знакомств, форумов пикаперов).

Объектом исследования являются этикетные высказывания, включающие в себя комплименты.

Предмет исследования – стилевая специфика современных комплиментов, функционирующих в различных сферах коммуникации.

Цель работы – проанализировать функционирование комплимента в современной речевой практике.

Для этого нам необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть теорию об этикете, историю этикета.

2. Исследовать теорию комплимента, проследить историю изучения комплимента.

3. Выработать методику анализа комплимента.

4. Выявить особенности функционирования комплимента в речевой практике с учётом социальных и биологических факторов.

5. Произвести классификацию собранного материала и проанализировать основные особенности комплимента как формулы речевого этикета (направленность, структура комплимента).

Материалом исследования послужили этикетные высказывания и тексты, содержащие комплименты, собранные автором из непосредственной коммуникативной практики, Интернет-источников, анкетных данных, фильмов. В количестве 400 примеров.

Поставленные задачи определили используемые методы исследования:

1) метод наблюдения; 2) метод описания; 3) метод сопоставительного анализа; 4) метод лингвостилистического анализа; 5) метод структурного анализа; 6) метод направленного анализа; 7) метод социолингвистического анкетирования; 8) статистический метод.

 Практическая ценность работы заключается в том, что материал, рассмотренный в ней, может быть использован в курсах коммуникативно-речевых дисциплин, риторики и культуры речи.

Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографии и списка источников языкового материала.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются основные параметры исследования.

В первой главе «Комплимент как жанр речевого этикета» исследуется теория об этикете, выявляются особенности комплимента как жанра эпидейктической речи и современной риторики, прослеживается история его изучения.

Во второй главе «Функционирование комплимента в речевой практике» выявляются особенности функционирования комплимента: даются классификации комплимента в зависимости от направленности и языковой структуры. Разрабатывается методика проведения социолингвистического анкетирования, производится анализ языкового материала, выявляется зависимость употребления комплиментов от социальных и биологических факторов.

В третьей главе «Комплимент в молодежной культуре» рассматривается функционирование комплимента в молодежной коммуникации, для чего исследуется молодежная культура, теория по жаргону, язык Интернет-коммуникаций, пикап. Анализируется специфика молодежных комплиментов с жаргонизмами, комплиментов с сайтов знакомств, комплиментов пикаперов. Языковой материал классифицируется, рассматривается гендерная специфика.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

В приложении представлены результаты социолингвистического эксперимента, приведенные в таблицах, и языковой материал.

В списке использованной литературы содержится 69 источников.


ГЛАВА 1. КОМПЛИМЕНТ КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Понятие об этикете

Этикет (франц. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающееся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) [Словарь по этике 1975: 387]. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. В идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.

Соблюдение правил этикета как бы «наклеивает» на человека ярлык о принадлежности его к разряду воспитанных, культурных людей.

Этикет представляет собой сложную систему материальных (физических, речевых) знаков, которые указывают на отношение говорящего к собеседнику, оценку собеседника и в то же время на оценку человеком себя, своего положения относительно собеседника [Формановская 1989: 14]. Этикет предполагает обмен этими знаками между людьми в процессе их социального взаимодействия.

Этикет включает в себя этикет внешнего вида, речевой этикет и этикет поведения.

Этикет внешнего вида – принятые в обществе требования к внешнему виду членов общества, признаваемые образцовыми для тех или иных ситуаций. Этикет внешнего вида определяет одежду, причёску, силуэт, цветовую гамму и другие внешние признаки. Этикетная внешность человека создаёт о нём благоприятное впечатление, является его визитной карточкой.

Этикет поведения – это совокупность действий людей в обществе, признаваемые образцовыми для тех или иных ситуаций. Этикет поведения определяет поведение людей в общественных местах, этикет отношений мужчины и женщины, юноши и девушки, детей и родителей, поведение в гостях, за столом, на танцевальном вечере и т.п.

Этикет поведения подразделяется на повседневный и специальный (дипломатический, военный, международный, морской и др.). Этикетом повседневного поведения должны обладать все члены общества, специальным этикетом – только те члены общества, которые профессионально связаны с той или иной специальной областью действительности [Стернин 1996: 24].

Под речевым этикетом понимаются выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в тоже время исторически изменчивые [Формановская 1989: 18].

Речевой этикет подразделяют на этикет устного общения и этикет письменного общения. Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения – формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки).

Таким образом, речевой этикет в целом – это часть этикета, связанная с общением людей. Он, разумеется, связан с этикетом поведения, так как, по существу, является особым видом поведения человека – коммуникативным поведением.

И.А. Стернин выделяет следующие функции речевого этикета [Стернин 1996: 29]:

1) установление контакта между людьми. Речевой этикет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником;

2) поддержание контакта между людьми. Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского (фатического) общения. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатление друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения. Поддержание контакта – необходимая часть человеческого общения в современном обществе и именно речевой этикет делает это возможным.

3) демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Значительная часть речевого этикета обслуживает именно эту функцию – формы обращения, извинения, благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др. Демонстрация позитивного отношения к собеседнику – универсальная черта речевого этикета.

4) регуляция поведения людей в обществе. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих; соблюдение правил речевого этикета проясняет социальную роль того или иного участника общения – раскрывает эту роль, показывает говорящим, с кем они имеют дело, а это дает окружающим возможность определить, как они должны действовать в данной ситуации.

Введем такие понятия как этикетная роль, этикетная ситуация, этикетный жанр, этикетные формулы, этикетные сигналы и этикетная тема. По А.П. Чудинову [Чудинов 1998: 72-75]:

Этикетная роль – это положение по отношению к собеседнику (отношения между равными собеседниками, отношения между старшим и младшим, с точки зрения степени близости и т.п.).

Этикетная ситуация – это условия, в которых происходит общение (официальный или не официальный характер разговора, непосредственное устное общение и общение на расстоянии, социальная принадлежность говорящих и т.д.).

Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему. Наиболее распространённые этикетные жанры – приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент.

Этикетные формулы – слова и их сочетания, постоянно используемые говорящими в соответствующих жанру ситуации.

Этикетные сигналы – призваны указывать на этикетные роли говорящего и адресата, на специфику этикетной ситуации и иные для существенного этикета особенности общения. В русской речи в качестве этикетных сигналов особенно активно используется форма обозначения собеседника (местоимения, имя, имя и отчество, фамилия).

Этикетная тема беседы – это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или по крайней мере не может поставить его в неловкое положение.

В данном исследовании рассматривается один из жанров речевого этикета – комплимент.

 



2020-03-19 572 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. КОМПЛИМЕНТ КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. КОМПЛИМЕНТ КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)